Как в Новониколаевске снимали первый художественный фильм
![](/data/2005_02/08/img40084/0208-22b.jpg)
В декабре 1924 года на экраны страны вышел первый художественный фильм, снятый в Сибири, точнее, в Новониколаевске.
Это было настоящей сенсацией! Потому что кинопроизводство в то время находилось в очень тяжелом положении: замерзшие в Гражданскую войну кинопавильоны все еще пустовали, киноаппаратура в России не производилась, а покупать было не на что. Вся советская кинематография осиливала в начале двадцатых полтора десятка лент в год, включая короткометражки. А тут художественный фильм в семи частях, да еще в провинции!
Будем сами снимать
Все началось в декабре 1924 г. с подготовки к празднованию пятой годовщины освобождения Новониколаевска от Колчака. Член Сиббюро ВКП(б) Вениамин Вегман предложил, чтобы московская студия создала к юбилею художественный фильм о гражданской войне в Сибири. Однако москвичи ответили отказом: «Не имеем возможности». Вместо того, чтобы забыть эту идею, решили снимать фильм самостоятельно. Смелое решение поддержал партийный глава края Станислав Косиор. Он все время находился в курсе работы над фильмом, «выбивал» пленку, договаривался, чтобы из Москвы приехал опытный оператор.
Помощь в новом и трудном деле оказывали все партийные и советские организации. Но основная тяжесть по организации съемок легла на заведующего Сибкино М. Кравкова. Вместе с заведующим Сибоно Венгеровым он обратился к писателю Владимиру Зазубрину. В результате по мотивам романа «Два мира» и повести «Скрепы» появился сценарий к новому фильму «Красный газ». Сценарий был написан совместно с режиссером фильма Иваном Калабуховым, известным в Сибири театральным режиссером. Вместе с Верой Редлих он возглавлял «Театр студийных постановок». Правда, кинематографический опыт был невелик. Однако одно время он руководил самодеятельностью кремлевских курсантов, ориентировался в московском театральном мире и смог быстро определиться с исполнителями основных ролей.
«Немой заговорит на языке революции»
Фильм «Красный газ» рассказывал о революционной борьбе рабочих и крестьян в Сибири в период колчаковщины и партизанской войны. Сельские партизаны и рабочее подполье вместе сражались за власть Советов. Главная героиня — деревенская девушка Варя, связная между партизанами и подпольщиками.
В. Вегман писал: «Главной задачей постановки является выявление идеологической сущности сценария и стремление избежать вредного увлечения американским трюкизмом…»
Основное, чему уделяли внимание создатели фильма, были содержательность, идейность и правдивость. На страницах газеты Вегман популярно объяснял читателям основную идею фильма: «Борьба с колчаковщиной происходила, как известно, во время блокады нашей Советской республики. В военном отношении Советская республика была тогда слаба. Особенно слаба была техника военного дела у партизан. Белые были лучше вооружены. Тем не менее коммунисты победили белых, ибо коммунисты владеют особым газом, который обладает свойством всюду проникать, и хотя он не удушлив, но тем не менее непобедим.
Этот газ называется «Красный газ«: коммунистическая агитация и пропаганда. От этого газа никакие противогазы не спасут. Этот газ не победят никакие удушливые газы».
Поэтому фильм назвали «Красный газ». Кино в то время было немое, звук появился лишь в 1929 году. Фильмы показывали в основном американские, на любовную тематику. Владимир Зазубрин восторженно писал: «Теперь у нас немой заговорит на языке революции, он расскажет всему миру о героической борьбе рабочего класса и крестьян России с белогвардейцами всех стран».
«Фальшивых фигур нет»
Главную роль в фильме «Красный газ» исполнила молодая актриса из труппы Мейерхольда Маргарита Горбатова. Зазубрин так охарактеризовал актрису: «Жест Горбатовой — четкий, мягкий. Артистка играет уверенно. Сцены ведет без суеты и беготни, без провинциального «трагического» кривлянья… Лицо лишено зализанности «хорошенькой инженю«. Черты резки, мимика выразительна, хорош грим. У Горбатовой много данных, чтобы стать серьезной киноактрисой».
Варвара (Горбатова) должна была бросаться в воду с верхней палубы плывущего парохода, мчаться на неоседланной лошади. Все это она проделывала свободно, без дублера.
Из Москвы же приехали С. Бартенев и В. Афанасьев (партизаны), К. Гарденин (подпольщик), В. Далевич (чешский офицер), из Томска пригласили С. Троицкого (генерал).
Автор сценария очень хорошо отзывался о работе актеров: «Подобраны умелой режиссерской рукой. Фальшивых фигур нет». Некоторые эпизодические роли играли настоящие матросы, красноармейцы, даже
Особенность этого фильма в том, что его снимали без декораций, без осветительных приборов, прямо на улице, на природе. Это потом будут писать об особой стилистике картины — документальности, нестандартной натуральности. На самом деле просто не было средств, аппаратуры. Например, разбирали стену дома и ждали, когда взойдет солнце, чтобы снимать. Съемки проходили на улицах Новониколаевска, Колывани, на пристани, на пароходе, на Алтае, на берегах Оби — в тех местах, где, по замыслу автора, разыгрывалось действие. Снимать природу Алтая поехала лишь небольшая группа, больше месяца провела она на лошадях — иначе не проехать.
Новониколаевцы толпами собирались глазеть на необычное действо: погрузка арестованных большевиков на пароход, расправа с белогвардейцами, пожар на пароходе.
Газета писала: «Никого поэтому пусть не удивит, если в течение дня он услышит вокруг пальбу или если
Артисты работали с энтузиазмом, до полного изнеможения, в очень нелегких условиях.
«В одной комнате
Создатели «Красного газа» поставили цель — реализм постановки
То ли съемка, то ли жизнь
Во время съемок фильма происходило очень много курьезных случаев. Ведь события, о которых был снят фильм, случились не так давно, поэтому жители так бурно реагировали на происходящее, порой путая съемку с жизнью. Режиссер рассказывал: «Шли съемки на пароходе с отступающими колчаковцами, который захватили партизаны. Со стрельбой, пожарами. Продолжалось это несколько дней, во время которых судно перемещалось вверх по Оби. Округа напомнилась слухами. И когда подошли к Бердску, не сразу смогли высадиться: пароход встретили вооружившиеся жители, приготовившиеся дать отпор «белым». В другой раз говорили,
Однажды снимали сцену пожара на пароходе «Адмирал Колчак» («Витязь»). «Густые клубы дыма привлекли внимание многих. Капитан парохода, ехавший из Томска, испугался, не зная, в чем дело, и поспешил было спасать от огня людей. Он успокоился лишь тогда, когда с пристани рупором дали ему знать, что идет инсценировка».
Нам помог Эйзенштейн
Съемки, начатые в конце июня, закончились в начале октября. Начался монтаж картины и ее просмотр. На Первой фабрике Госкино Иван Калабухов получил монтажную. Через стенку работал дебютант Сергей Эйзенштейн.
Первый просмотр картины. Как вспоминал режиссер: «Присутствовали все работники кинофабрики, режиссеры. Молча и рассеянно смотрели они картину — недоброжелательное их отношение было очень ярко видно. И только в глубине аудитории стоял и ласково улыбался Сергей Эйзенштейн».
Дирекция предложила доснять сцены в павильоне. Огорченные результатом, заведующий Сибкино Кравков и писатель Зазубрин уехали в Новониколаевск. Вечером к Ивану Калабухову пришел Эйзенштейн. Он заверил его, что все получится, и принялся разбирать монтаж, указывая ошибки. «И таким образом он прошел по всей картине, разбил так интересно на кадры, такой получился монтаж хороший, что я его сохранил для второго просмотра». Но, к сожалению, и вторая версия картины не была принята руководством Госкино.
«Ну оставьте картину. Что с ней делать дальше, мы придумаем». Лишь после просмотра фильма в Наркомате просвещения его приняли и даже постановили оставить один экземпляр в Историческом музее. Режиссер получил поздравления. Главполитпросвет оценил фильм «Красный газ» «как лучшее достижение советской кинематографии» 1924 года. Картина вышла большим тиражом и широко демонстрировалась по стране, получив много теплых откликов.
Главное, ради чего задумывался фильм, исполнилось: картина вышла на экраны точно к юбилею — 12 декабря. В Новониколаевске устраивались общественные просмотры, диспуты. Несмотря на отмеченные недостатки, «Красный газ» был назван прежде всего агитационным фильмом, близким сибирскому крестьянину и рабочему.
Жаль, что он не сохранился…