Еще раз о тарифах и качестве услуг ЖКХ
В редакцию «ВН» продолжают поступать отклики на повышение тарифов ЖКХ. Причем по сравнению с предыдущими годами вектор потребительских претензий заметно изменился. Если раньше граждане в основном жаловались на сам факт повышения тарифов, то сейчас они больше говорят о плохом качестве услуг.
Общество в целом смирилось с тем, что население должно в полном объеме оплачивать услуги. Но любая услуга в первую очередь подразумевает качество время исполнения работы, соответствие СНиПам, надежность ремонта дефекта, аккуратность и прочее. Более того: качество услуг это не только конкретно выполненная работа, но и отношение к своим должностным обязанностям работников ЖЭУ.
С этого и начнем. В редакцию позвонила жительница города Обь Зоя Михайловна и попросила ответить на такой вопрос: имеет ли право ЖЭУ отключить от отопления и горячей воды квартиры всего подъезда, если в подъезде два квартиросъемщика имеют большую задолженность по жилкомуслугам примерно 25 тысяч рублей. В свою очередь ЖЭУ ссылается на задолженность перед ОАО «Аэропорт Толмачево», котельная которого снабжает авиагородок и около 8 тысяч его жителей теплом и водой. К тому же холодная и горячая вода временами идет очень плохого качества, ржавая.
Отвечаем. Независимо от суммы долга злостных неплательщиков по квартплате и услугам ЖКХ перед ЖЭУ, а также ЖЭУ перед ОАО всякие отключения или ограничения тепла и горячей воды незаконны. Такое распоряжение начальника ЖЭУ квалифицируется не иначе как «самоуправство», и деяние подпадает под статью 330 Уголовного кодекса РФ. Налицо нарушение гражданских прав и свобод добросовестных
По поводу плохой воды необходимо писать претензию, ведь вы платите деньги за качественную воду! Претензию можете оформить с помощью отдела по защите прав потребителей администрации города. Не поможет пишите жалобу (именно «жалобу») в городскую СЭС, они должны направить к вам специалиста, взять пробу и проверить на соответствие воды нормам. Зафиксированные в акте и в справке результаты экспертизы прилагаются к исковому заявлению. Действуйте, иначе вы ничего не добьетесь. Исковое заявление можно составить как от имени отдельного потребителя (или выбранного представителя от коллектива жителей председателя ТСЖ, ТОС, ЖСК), так и от группы потребителей (образец типового искового заявления см. в конце статьи).
. Учтите, всем гражданам, решившимся наконец обратиться в суд, необходимо иметь как можно больше справок, актов, подписей свидетелей.
Куда как сложнее ответить на другие вопросы: сколько на самом деле стоит наша «коммуналка»? Являются ли выставляемые жильцам счета экономически обоснованными и фактически оправданными? Может ли простой гражданин увидеть калькуляцию: из чего складывается цена
На все эти вопросы жителю не ответят ни бухгалтер, ни экономист, ни начальник ЖЭУ.
Вот что по этому поводу пишет «Российская газета». «Вопросы о тарифах обсуждались в Совете Федерации в рамках «правительственного часа». Ответ держали руководители трех ведомств, которым по чину положено это знать: Владимир Аверченко (Росстрой), Сергей Новиков (Федеральная служба по тарифам), Игорь Артемьев (Федеральная антимонопольная служба). Впрочем, ясного и однозначного ответа пока не найдено.
Сергей Новиков не исключает,
Примерно в таком же духе высказался и глава ФАС Игорь Артемьев. По его мнению, цены растут
«В конце прошлого начале этого года антимонопольщики столкнулись с массовыми нарушениями процессов образования тарифов, пишет «РГ». Типичный пример: «Мосэнерго» устанавливает тарифы для товариществ собственников жилья как для коммерческих потребителей. Аргумент простой: это же юридическое лицо, значит, и тариф будет как для коммерческого предприятия. При этом совершенно очевидно: товарищества собственников жилья
Всего начиная с 10 января, когда закончились новогодние праздники, ФАС возбудила уже более 30 дел против естественных монополий и структур, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке. Сейчас идет разбирательство еще по нескольким делам, которые, с точки зрения ФАС, прямо ведут к увеличению тарифов для населения.
Возбуждены десятки дел по фактам картельных сговоров. В том числе против нефтяных компаний и их «дочек«.
В августе прошлого года подготовлены поправки в Административный кодекс, которые в тысячи раз увеличивают штрафные санкции за монополистические нарушения. Для крупных компаний это означает десятки миллионов долларов. А если случится рецидив нарушения, то оборотный штраф резко возрастает. Впрочем, когда эта норма войдет в действие, было бы неплохо проконтролировать,
P.S. Постановлением Правительства РФ был определен федеральный стандарт предельных платежей граждан за услуги ЖКХ в 2005 году: он должен быть не выше 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. Однако как минимум 20 регионов установили тарифы, превышающие эту планку. По данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ, федеральные стандарты в Новосибирской области не превышены и составляют около 90 процентов реальной стоимости услуг.
Истец: ФИО, ______________
адрес ____________________
Ответчик: МУП «ЖЭУ N ___ «
Адрес ____________________
Госпошлина: освобожден в соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»
Типовое исковое заявление по Закону РФ «О защите прав потребителей»
Я проживаю по адресу: _______________, своевременно вношу плату за техническое обслуживание
В соответствии со ст. 4 и 7 Закона РФ «О защите прав потребителей« качество
С ____ по ____ период времени мне не предоставляется __________услуга.
А именно: __________________________________
(указать, в чем заключается нарушение. Например, отсутствует вода, нарушен температурный режим воздуха в жилом помещении, не вывозится мусор и т.д. и т.п.).
Об этих нарушениях я неоднократно информировал Вашу службу __
____________________________________________
(указать на даты предыдущих обращений, фамилии должностных лиц, регистрационные номера заявок и т.д.)
Таким образом, Вами нарушаются требования Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ
Непредоставление мне ________ услуги, нарушает мои права, гарантированные мне Законом РФ «О защите прав потребителей».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 140 и 141 ЖК РСФСР, ст.ст. 4 и 7 ФЗ РФ «О защите прав потребителей«, ГОСТ
Обязать ответчика:
устранить указанные нарушения (недостатки) предоставления
снизить размер моего платежа за некачественное обслуживание
(ИЛИ безвозмездно устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги), ИЛИ повторно выполнить работу, ИЛИ возместить понесенные мною расходы в связи с устранением недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами);
уплатить мне неустойку, установленную Законом РФ «О защите прав потребителей»;
возместить мне убытки в размере ______ рублей.
Приложение: копии тех документов, которые направляются в суд для подтверждения доводов по иску.
Дата_____ Подпись___