Новосибирск -0.9 °C

Во всем можно разобраться

11.02.2005 00:00:00

Еще раз о тарифах и качестве услуг ЖКХ

В редакцию «ВН» продолжают поступать отклики на повышение тарифов ЖКХ. Причем по сравнению с предыдущими годами вектор потребительских претензий заметно изменился. Если раньше граждане в основном жаловались на сам факт повышения тарифов, то сейчас они больше говорят о плохом качестве услуг.

Общество в целом смирилось с тем, что население должно в полном объеме оплачивать услуги. Но любая услуга в первую очередь подразумевает качество — время исполнения работы, соответствие СНиПам, надежность ремонта дефекта, аккуратность и прочее. Более того: качество услуг — это не только конкретно выполненная работа, но и отношение к своим должностным обязанностям работников ЖЭУ.

С этого и начнем. В редакцию позвонила жительница города Обь Зоя Михайловна и попросила ответить на такой вопрос: имеет ли право ЖЭУ отключить от отопления и горячей воды квартиры всего подъезда, если в подъезде два квартиросъемщика имеют большую задолженность по жилкомуслугам — примерно 25 тысяч рублей. В свою очередь ЖЭУ ссылается на задолженность перед ОАО «Аэропорт Толмачево», котельная которого снабжает авиагородок и около 8 тысяч его жителей теплом и водой. К тому же холодная и горячая вода временами идет очень плохого качества, ржавая.

Отвечаем. Независимо от суммы долга злостных неплательщиков по квартплате и услугам ЖКХ перед ЖЭУ, а также ЖЭУ перед ОАО всякие отключения или ограничения тепла и горячей воды незаконны. Такое распоряжение начальника ЖЭУ квалифицируется не иначе как «самоуправство», и деяние подпадает под статью 330 Уголовного кодекса РФ. Налицо нарушение гражданских прав и свобод добросовестных плательщиков-потребителей. Вы имеете право обращаться с жалобой в прокуратуру, а также с исковым заявлением в суд.

По поводу плохой воды необходимо писать претензию, ведь вы платите деньги за качественную воду! Претензию можете оформить с помощью отдела по защите прав потребителей администрации города. Не поможет — пишите жалобу (именно «жалобу») в городскую СЭС, они должны направить к вам специалиста, взять пробу и проверить на соответствие воды нормам. Зафиксированные в акте и в справке результаты экспертизы прилагаются к исковому заявлению. Действуйте, иначе вы ничего не добьетесь. Исковое заявление можно составить как от имени отдельного потребителя (или выбранного представителя от коллектива жителей — председателя ТСЖ, ТОС, ЖСК), так и от группы потребителей (образец типового искового заявления см. в конце статьи).

. Учтите, всем гражданам, решившимся наконец обратиться в суд, необходимо иметь как можно больше справок, актов, подписей свидетелей.

Куда как сложнее ответить на другие вопросы: сколько на самом деле стоит наша «коммуналка»? Являются ли выставляемые жильцам счета экономически обоснованными и фактически оправданными? Может ли простой гражданин увидеть калькуляцию: из чего складывается цена того же киловатт-часа или кубометра газа для домашней плиты? Входят ли в цену дорогостоящие офисы и джипы компаний, спонсирование ими культурных и спортивных мероприятий? За чей счет «отапливаются» улицы? Почему электроэнергия, которая идет на экспорт, стоит меньше, чем на внутреннем рынке?

На все эти вопросы жителю не ответят ни бухгалтер, ни экономист, ни начальник ЖЭУ.

Вот что по этому поводу пишет «Российская газета». «Вопросы о тарифах обсуждались в Совете Федерации в рамках «правительственного часа». Ответ держали руководители трех ведомств, которым по чину положено это знать: Владимир Аверченко (Росстрой), Сергей Новиков (Федеральная служба по тарифам), Игорь Артемьев (Федеральная антимонопольная служба). Впрочем, ясного и однозначного ответа пока не найдено.

Сергей Новиков не исключает, что в каких-то случаях тарифы действительно могут быть неоправданными. Рычагов контроля и государственного регулирования цен осталось очень мало. Например, у нас сейчас не регулируются цены на нефтепродукты, на уголь. Нет никаких законодательных ограничений по норме рентабельности естественных монополий. Что государство может? Регулировать экспортные пошлины, прямые и косвенные налоги, в том числе акцизы, налог на добычу полезных ископаемых. И это делается. Но, судя по всему, этого недостаточно для обуздания внутренних тарифов. Между тем энерготарифы — это тот «кит», на котором выстраивается вся ценовая политика в коммунальном хозяйстве. Доля расходов на тепло и горячую воду в общей раскладке квартплаты достигает 60 процентов.

Примерно в таком же духе высказался и глава ФАС Игорь Артемьев. По его мнению, цены растут не из-за объективной рыночной ситуации, а в первую очередь из-за монополистического поведения крупнейших компаний. Он утверждает, что сегодня крайне высок уровень монополизма в угольной отрасли. Та же ситуация в нефтяном секторе. «Кстати, примерно на две трети в росте тарифов на услуги ЖКХ «виновата« топливная составляющая: мазут, уголь, нефтепродукты», — сказал Артемьев.

«В конце прошлого — начале этого года антимонопольщики столкнулись с массовыми нарушениями процессов образования тарифов, — пишет «РГ». — Типичный пример: «Мосэнерго» устанавливает тарифы для товариществ собственников жилья как для коммерческих потребителей. Аргумент простой: это же юридическое лицо, значит, и тариф будет как для коммерческого предприятия. При этом совершенно очевидно: товарищества собственников жилья или жилищно-строительные кооперативы — это объединения граждан, которые используют электричество вовсе не для коммерческих, а для самых житейских целей.

Всего начиная с 10 января, когда закончились новогодние праздники, ФАС возбудила уже более 30 дел против естественных монополий и структур, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке. Сейчас идет разбирательство еще по нескольким делам, которые, с точки зрения ФАС, прямо ведут к увеличению тарифов для населения.

Возбуждены десятки дел по фактам картельных сговоров. В том числе против нефтяных компаний и их «дочек«. Кто-то сдался без боя, признав убедительными аргументы антимонопольщиков и заплатив нанесенный ущерб. Кто-то пошел в арбитражные суды. Многие дела ФАС выиграла. Однако пока антимонопольщики могут говорить лишь о некотором моральном удовлетворении. Штрафные санкции, которые сегодня предусмотрены для нарушителей законодательства о конкуренции, просто смехотворны. В прошлом году антимонопольные органы выиграли в судах почти 70 процентов дел против энергоснабжающих организаций. Ну и что? Заплатили они положенные по закону копейки и продолжают злоупотреблять дальше.

В августе прошлого года подготовлены поправки в Административный кодекс, которые в тысячи раз увеличивают штрафные санкции за монополистические нарушения. Для крупных компаний это означает десятки миллионов долларов. А если случится рецидив нарушения, то оборотный штраф резко возрастает. Впрочем, когда эта норма войдет в действие, было бы неплохо проконтролировать, не зачислит ли компания-нарушитель огромные штрафные расходы в калькуляцию своих тарифов».

P.S. Постановлением Правительства РФ был определен федеральный стандарт предельных платежей граждан за услуги ЖКХ в 2005 году: он должен быть не выше 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. Однако как минимум 20 регионов установили тарифы, превышающие эту планку. По данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ, федеральные стандарты в Новосибирской области не превышены и составляют около 90 процентов реальной стоимости услуг.



В________городской суд
Истец: ФИО, ______________
адрес ____________________
Ответчик: МУП «ЖЭУ N ___ «
Адрес ____________________


Госпошлина: освобожден в соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»

Типовое исковое заявление по Закону РФ «О защите прав потребителей»

Я проживаю по адресу: _______________, своевременно вношу плату за техническое обслуживание и жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 4 и 7 Закона РФ «О защите прав потребителей« качество жилищно-коммунальных услуг должно соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов, санитарных норм и правил, строительных норм и правил и других документов, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг.

С ____ по ____ период времени мне не предоставляется __________услуга.

А именно: __________________________________

(указать, в чем заключается нарушение. Например, отсутствует вода, нарушен температурный режим воздуха в жилом помещении, не вывозится мусор и т.д. и т.п.).

Об этих нарушениях я неоднократно информировал Вашу службу __

____________________________________________

(указать на даты предыдущих обращений, фамилии должностных лиц, регистрационные номера заявок и т.д.)

Таким образом, Вами нарушаются требования Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617–2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 г. N 158-ст. (либо другие нормы законодательства, указать какие…)

Непредоставление мне ________ услуги, нарушает мои права, гарантированные мне Законом РФ «О защите прав потребителей».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 140 и 141 ЖК РСФСР, ст.ст. 4 и 7 ФЗ РФ «О защите прав потребителей«, ГОСТ Р 51617–2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», п.п. 1.4., 1.5., 4.1.1., 4.1.2., 5.2.2., 5.2.4., 6.1 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1099 от 26.09.94 г.,

ПРОШУ СУД:
Обязать ответчика:


— устранить указанные нарушения (недостатки) предоставления жилищно-коммунальных услуг;

— снизить размер моего платежа за некачественное обслуживание

— (ИЛИ безвозмездно устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги), ИЛИ повторно выполнить работу, ИЛИ возместить понесенные мною расходы в связи с устранением недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами);

— уплатить мне неустойку, установленную Законом РФ «О защите прав потребителей»;

— возместить мне убытки в размере ______ рублей.

Приложение: копии тех документов, которые направляются в суд для подтверждения доводов по иску.

Дата_____ Подпись___

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: