К 100-летию со дня рождения

Его жизненные «университеты» начались еще в годы Первой мировой войны на частном кожевенном заводе в Москве. Коногон, сапожник, «мальчик на побегушках», курьер в издательстве «Московский рабочий», заведующий Центральным книжным складом, председатель местного комитета, управделами, коммерческий директор.. И все эти годы его не оставляла любовь к книге, к учению, жажда познания. Днем работал, вечером учился.
В 1930 году молодого человека, двадцати пяти лет от роду, назначают сначала заведующим иностранным отделом управления по кадрам «Союзнефть», а затем помощником директора Государственного
С Новосибирским оловозаводом Алексей Федорович познакомился в первый год войны. Разницын занимался тогда эвакуацией людей и оборудования Подольского завода в Новосибирск. А через год был назначен сюда директором.
Директор завода А что тут было? В плавильном цехе одни стены, в рафинировочном котлы под открытым небом. Все оборудование в палатках, вокруг ни забора, ни строений голая степь.
Выдавать готовую продукцию и строить новый завод пришлось одновременно, к тому же в экстремальных условиях войны. И уже 22 февраля 1942 года в еще недостроенном рафинировочном цехе была проведена первая плавка. С этой даты и повел свой отсчет Новосибирский оловокомбинат, которым Разницын руководил вплоть до 1970 года, до своего ухода на заслуженный отдых.
Оловозавод и Разницын взаимосвязаны. При нем завод рождался, становился на ноги, креп. При нем и благодаря ему рождалась отечественная технология производства чистого олова, рождались новые процессы и прогрессивные методы труда. От ручной загрузки к механизированной, к пылеулавливанию, пневмотранспорту, центробежному и вакуумному рафинированию. От чернового к олову высших марок, самому чистому в мире.
В 1951 году за создание отечественной технологии олова высших марок А.Ф. Разницыну, в числе нескольких ведущих специалистов отрасли, была присуждена Государственная премия.
Вклад и след, оставленный им, был столь велик, что люди и спустя десятилетия с благодарностью вспоминают своего первого директора.
Воспоминания ветеранов, начавших работать под руководством Разницына еще в годы войны, бережно хранятся в музее трудовой славы оловокомбината. Это и бывший начальник производства С.А. Рыжкин, и руководитель цеха О.И. Померанцева, и плавильщик А.И. Тургумбаев, и рядовая труженица, строившая этот завод, А.К. Удовиченко. Все они благодарны жизни за встречу с руководителем и личностью такого масштаба:
Он умел привлекать к работе самых способных и талантливых, что позволило очень быстро организовать выпуск нужной фронту продукции. Как директор иногда был жестким. Но всегда справедливым. И никогда не давал в обиду своих работников, защищал от необоснованных обвинений, не терпел доносчиков, поэтому нашего коллектива не коснулись сталинские репрессии. Мы верили Алексею Федоровичу и его слову безгранично.
Общеизвестна доступность Алексея Федоровича и внутренняя доброта. Помню, как в те суровые военные и послевоенные годы он терпеливо и подолгу беседовал с людьми, знал запросы и нужды каждого из них, всегда пытался помочь. А в праздники, даже ночью, считал своей обязанностью обойти все цехи и поздравить рабочих.
Помню, как Алексей Федорович старался, чтобы я смог привезти семью с Алтая, от которой я жил отдельно. Найду, говорит, для тебя комнату, пока в бараке, а потом, со временем, получишь квартиру с холодной и горячей водой, с ванной и всеми удобствами. Целый поселок построим, место для него уже определено в Бугринской роще.
Все так и случилось. Прошли годы. Прославился наш комбинат, стал выпускать олово с шестью девятками. Стал заслуженным человеком и я, малограмотный алтаец. Живу в просторной квартире со всеми удобствами из трех комнат. А дом стоит в той самой Бугринской роще
Рассказывает председатель Совета директоров оловокомбината Владимир Яковлевич Шерстов:
Я знал Разницына с 1957 года, когда приехал сюда выпускником института. Всегда чувствовал его заботу о людях, о молодых специалистах. Но он умел все подчинить перспективам производства. Ведь именно при нем был построен
Лидия ПАЩЕНКО, главный археограф
Новосибирского областного государственного архива