Новосибирск 0.6 °C

Анатолий Локоть: Отобрать и поделить — этот лозунг уже не годится!

04.03.2005 00:00:00

Наш земляк депутат Государственной думы Анатолий Локоть является заместителем председателя Комитета Госдумы по собственности. В очередной его приезд в Новосибирск с ним встретился наш корреспондент

— Анатолий Евгеньевич, прошло уже более года с того дня, как вы были избраны депутатом Госдумы. Период адаптации к новому уровню политической жизни наверняка давно закончился. К сожалению, рядовые россияне нередко осведомлены только о скандалах, происходящих в Думе, или по некоторым наиболее громким делам. А что там делается в тиши кабинетов? Над чем сейчас работает ваш комитет и какова ваша позиция по ключевым вопросам собственности?

— Расстановка сил в Думе известна, я представляю в комитете фракцию коммунистов в единственном числе и потому нахожусь в определенной оппозиции ко многим готовящимся и принимаемым решениям. Как сказал один наш многоопытный депутат, Комитет по собственности был с правым уклоном еще тогда, когда в Думе большинство составляли левые силы. Можно продолжать упорно сопротивляться всему, что приняли в качестве законов еще прежние составы Думы, но мы живем в совершенно конкретных политических условиях, и надо защищать интересы избирателей, исходя из них.

В первую очередь это касается рассматриваемых поправок к Закону о приватизации и Земельному кодексу. Например, сейчас идут горячие дебаты по земле, на которой расположены предприятия инвалидов. Известно, что коммунисты были против продажи земли вообще. Но Земельный кодекс уже существует, он принят в качестве закона и действует. А по закону бесплатно передавать землю в собственность каким-либо предприятиям запрещено. В данном случае речь идет о небольших участках общей площадью около тысячи гектаров. Но вопрос это важный, предприятия инвалидов, в том числе и в Новосибирске, сейчас в очень тяжелом положении, едва влачат существование. А ведь помимо чисто производственной они еще и выполняют очень значительную социальную функцию: поддерживают материально и морально множество людей. Сейчас рассматривается поправка к закону, которая позволяла бы отдавать землю, находящуюся под предприятиями инвалидов, бесплатно. Есть у этой поправки и свои противники, их аргументы тоже весомы: нередко под крышей обществ инвалидов действуют силы, которые не имеют к ним никакого отношения. Но ясно же: нужен некий механизм страховки: отошел от своего социального предназначения — теряешь право на землю.

Существует также блок законов о банкротстве предприятий. И здесь, к сожалению, не все в порядке. Не секрет, что нередко ослабевшее за годы неустойчивой экономики предприятие искусственно подталкивают к банкротству, чтобы затем его выкупить за гроши. К этому блоку примыкает и законодательство о корпоративной собственности, с которым у нас тоже не все ясно. Различные ОАО, ЗАО, государственные предприятия нередко переходят из рук в руки и меняют форму собственности. Есть такие факты и в нашей области. А потом меняется профиль завода, сотни людей оказываются без работы, оборудование и имущество элементарно распродаются. Доходит и до того, что предприятие просто перестает существовать. В то время как задача власти не допустить подобного. Сейчас в Новосибирске группа руководителей одного из таких предприятий обратилась ко мне с просьбой рассмотреть ситуацию на месте, чтобы наш комитет вмешался в это и вышел с законодательной инициативой, которая могла бы предотвращать подобные инциденты.

— Известно, что законодательства развитых стран, сформированные на протяжении многих десятилетий, а то и веков, предусматривают и процедуру, обратную приватизации — национализацию. Как дело обстоит у нас?

— В принципе, власть должна исходить из интересов народа, граждан своей страны. И если мы пережили болезненный период приватизации, навязанный стране правыми, то должен быть и нормальный правовой механизм обратного действия. Но такого механизма в России сейчас нет. Я не говорю, что все сделано не по закону, и, чтобы исправить ситуацию, надо все снова отобрать и поделить, поэтому, мол, и нужен закон о национализации.

Все здравомыслящие люди сейчас понимают, что если действовать так, то мы снова ввергнем страну в затяжной период разборок, из которого она только-только начала выбираться, и мало-мало стабилизировалась экономика. Но закон о национализации нужен как противовес неудачной приватизации. Показателен пример с ЮКОСом. В свое время ловкие люди приобрели огромные мощности нефтедобычи за гроши. Сейчас сделаны малопонятные шаги в обратном направлении: то ли ЮКОС перешел в госсобственность, то ли это просто очередной передел. Если бы был закон, то он обязывал бы действовать строго по правилам и прозрачно, гласно. А так мы имеем то, что имеем.

— Губернатор нашей области Виктор Толоконский на недавнем собрании представителей трудовых коллективов говорил, в частности, о том, чтобы собственники предприятий чувствовали себя спокойно: никто не собирается пересматривать итоги приватизации предприятий. Но у нашего соседа, на Украине, после смены президента происходят весьма тревожные процессы в этом русле. Уже объявлено, что три тысячи предприятий приватизированы с нарушением закона. Ваше отношение к этому?

— Лично я был всегда против безоглядной приватизации. Но сейчас сложилась более-менее нормальная ситуация, когда предприятия с различными формами собственности работают эффективно: и государственные, и частные, и оборонные, где контрольный пакет акций находится, как правило, у государства. Есть сложившаяся данность, в которой надо действовать очень осторожно. На Украине действительно пока происходят тревожные вещи, и наш комитет Госдумы высказался по этому поводу. С одной стороны, есть опасение, что под флагом пересмотра приватизации крупных предприятий там возможно принятие не более справедливого решения, а просто очередной передел собственности и переход ее из рук одной команды к другой. С другой стороны, экономики наших стран очень тесно связаны исторически, и многие россияне являются обладателями части украинских предприятий. Если пересмотр будет происходить по закону, это одно, а если в угоду новой власти — это другое. (Кстати, по этому поводу в последнее время наблюдается заметное оживление внимания к украинским предприятиям со стороны западных монополий. — А. Н.)

У нас с приватизацией тоже не все прошло благополучно, и Счетная палата, досконально проверив ее итоги, нашла много нарушений закона. С этим тоже придется разбираться. Но я боюсь, что на Украине пересмотр собственности может превратиться в банальный передел, который осложнит наши совместные экономические интересы.

— Значит ли это, что вы против ревизии собственности?

— Смотря какая ревизия. Есть, как я уже сказал, итоги проверки Счетной палаты, которая проведена весьма квалифицированными аудиторами, и жаль, что, видимо, по политическим соображениям они пока отложены. Но нужно опять же смотреть здраво: мы живем в реалиях сегодняшнего дня. Лозунг «Отнять и поделить!» неприемлем. Миллионы людей работают на предприятиях с разными формами собственности, которые в экономическом плане весьма эффективны. Вот мы и предлагаем: итоги приватизации рассматривать не с политических позиций, а с экономических. Судить о предприятии с точки зрения его эффективности и полезности для страны. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что некоторые отрасли, от которых зависит само существование страны, ее безопасность, должны быть под приоритетом государства: это связь, железные дороги, энергетика, вооружение и т. п.

— Еще раз сошлюсь на недавнее областное собрание, на котором говорилось о том, что правительство не осуществляет контроль за ценообразованием нефтепродуктов. Стоимость литра бензина у нас уже превысила мировой уровень, приближается к нему и цена на хлеб. Недра — ведь тоже государственная собственность. Может ли государство регулировать цены на основную нашу продукцию?

— Обязано это делать. Подчеркну: позиция нашей фракции и моя лично не всегда совпадают с принимаемыми решениями. Но по корневым вопросам большинство депутатов уже озабочены: просто так скатываться в ВТО — значит идти у этой организации на поводу по ключевым вопросам ценообразования, в том числе нефтепродуктов и энергетики. В этой же связке находится и аграрный сектор страны, который попал в прямую зависимость от бесконтрольности наших сырьевых и энергетических монополий. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, пожалуй, самый активный представитель правительства в Госдуме, он не устает выступать с тревогой за судьбу крестьян. Мы уже потеряли продовольственную безопасность России, так как ввозим намного более двадцати процентов всех потребляемых продуктов. В себестоимости российской продукции доля энергопотребления составляет около 60 процентов. Очень тревожный факт. По сути, львиная часть российской экономики стала заложницей курса правительства на вступление в ВТО. Конечно, быть членом мирового торгового сообщества хорошо и привлекательно, но никаких границ для цен тогда не будет существовать вовсе. И есть прямая опасность для нашей страны превратиться в элементарный сырьевой придаток для Запада, что уже и происходит.

— Так что же делать в этой ситуации?

— По большому счету — менять правительство. Но идея вотума недоверия, как известно, не получила поддержки большинства депутатов. Хотя понимание того, что экономическая и социальная ситуация в стране развивается ненормально, есть и среди депутатов «Единой России». В настоящее время расстановка сил сложилась такая, что правительство подконтрольно только президенту. Как известно, на заседаниях Думы в связи с последним кризисом, вызванным вводом в действие 122-го закона, выступали и министры из экономического блока, и сам Фрадков, и он признал, что правительство допустило много ошибок. Дали сроки на исправление. Ладно, по монетизации льгот ситуацию уладили, но в экономике по-прежнему остается очень много тревожного. И многие после январских событий поняли, что сам премьер по некоторым позициям не согласен с действиями своих экономистов. Вот это особенно нехорошо. Но если не получилось с вотумом недоверия, то нужно срочно менять отдельных лиц в правительстве. И, конечно, корректировать концепцию экономического развития. Какой-то цельной стратегической линии экономического развития сейчас попросту нет.

— Недавно Юрий Лужков принародно заявил, что у нас правительство не занимается экономикой. Один из членов, если так можно сказать, современного политбюро «Единой России«. Но это мог позволить себе Лужков. А на местах многие руководители предприятий говорят то же самое. Не слишком ли много критики для одного правительства?

— Не только руководители предприятий. В сельском хозяйстве дела идут очень тяжело. Ему в госбюджете оставлен всего один процент: выбирайтесь, как можете. Недовольна наука, там затеяны малопонятные преобразования. Не стихают дискуссии по реформе образования и культуры. Это уже не какой-нибудь бытовой уровень критики, а все признаки серьезного кризиса исполнительной власти. Остается только надеяться, что мы из него выйдем с наименьшими потерями.

— Анатолий Евгеньевич, последний вопрос: как чувствует себя в эти дни ваше родное предприятие ЗАО «Научно-исследовательский институт измерительных приборов»?

— Связь с предприятием не теряю. 100 процентов акций нашего ЗАО в руках государства. Сейчас коллектив работает над выполнением крупного современного заказа. Из проблем наиболее острая — кадры, преемственность опыта. Известно, что на подобных предприятиях за десятилетия накоплен серьезный интеллектуальный и технический багаж, но уровень зарплаты оставляет желать лучшего. А нужна молодежь, при этом очень способная. Вот и ищем пути законодательной поддержки подобных предприятий.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: