Скандал вокруг театральной реформы разгорается с новой силой. Первая его волна пришлась на ноябрь прошлого года, когда в театральной среде стало известно о готовящемся Законе «О принципах реорганизации бюджетной отрасли», ряд положений которого ставил под угрозу существование самой отрасли. В конце ноября состоялась встреча деятелей культуры с Германом Грефом, главным требованием людей театра было отозвать пакет документов из правительства и дальнейшие работы над ним проводить совместно с Союзом театральных деятелей.
Второй шок деятели культуры пережили в конце января в феврале 2005 года, когда СТД получил новый вариант законопроекта, в котором практически были проигнорированы все принципиальные возражения экономистов и юристов театрального союза. Исчерпав возможности мирного диалога с Минэкономразвития, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к председателю правительства Михаилу Фрадкову. После публикации письма в прессе деятели культуры были приглашены в Кремль на аудиенцию к президенту. 14 февраля состоялась повторная встреча «театральных авторитетов» с Германом Грефом. Такова в двух словах хроника событий. Далее 20 февраля должно было состояться совещание в Омске с участием Александра Калягина, которое, однако, было отменено в связи с болезнью председателя СТД. В настоящее время принято решение о созыве чрезвычайного съезда театральных деятелей, который назначен на 4 апреля.
В новосибирских кабинетах и кулуарах тоже обсуждают готовящуюся театральную реформу, тем более, что, как неоднократно заявлял Александр Калягин, «первый удар будет нанесен именно по региональным театрам». Прокомментировать ситуацию корреспондент «ВН» попросил Леонида Кипниса, директора и художественного руководителя Новосибирского театра музыкальной комедии.
Поскольку пакет документов нигде не публиковался, и представление о реформе у большинства людей театра, не говоря уже обо всех остальных, весьма приблизительное, по городу ходит масса слухов и прогнозов, вплоть до самых мрачных: гадают, какие театры пострадают больше, какие меньше, и даже какие исчезнут вообще. В чем суть задуманной реформы? И что в ней так настораживает людей театра?
Реформа касается не только театра, реорганизуется вся социальная сфера, включая сферу образования, здравоохранения и культуры. И специфика театров в разрабатываемом проекте никак не определена театры поставлены в один ряд с учебными и медицинскими учреждениями, то есть школами и больницами. Но вы же хорошо понимаете, что одно дело, когда речь идет об образовательном учреждении, где можно достаточно четко определить, что необходимо для учебного процесса, и совсем другое сфера культуры, в частности театр. Это не может не вызывать недоумения
Законопроект предполагает, что ряд театров получит статус «национального достояния», что будет со всеми остальными?
Это театры, которые существуют на федеральном бюджете Большой, Мариинка, Малый театр, МХТ, БДТ они являются визитной карточкой нашей культуры, и их государство будет поддерживать в любом случае. У нас в городе один театр федерального подчинения театр оперы и балета.
Всем остальным предложены две формы существования. Основная форма, к которой нас всех склоняют, это государственные автономные некоммерческие организации. Театр, преобразованный в эту форму, по сути, будет лишен государственного финансирования и вынужден зарабатывать деньги самостоятельно. Пока совершенно неясно, как это будет осуществляться, поскольку законодательные документы, которые позволили бы учреждениям культуры сегодня зарабатывать деньги, у нас еще не созданы нет Закона о меценатстве, не принят Закон о театре.
Существовать самостоятельно, на мой взгляд, могут только театры, которые имеют раскрученный бренд, достаточно хорошо оборудованное здание, сравнительно небольшую труппу и возможность продавать билеты дорого. Такие театры есть, но их не так много. Я хорошо знаком с директором театра «Сатирикон» Анатолием Полянкиным, и он давно говорил мне, что они бы с удовольствием отказались от государственной дотации, взамен получив хозяйственную свободу. Но ведь они имеют свое здание, они хорошо оснащены, стоимость их билетов
Основные доводы сторонников реформы что государство сегодня не в силах содержать такое количество театров (в Петербурге их порядка 80, не говоря уже о Москве), что театральные труппы сегодня непомерно раздуты, что уволить невостребованного человека из театра практически невозможно, а это значит, что нет возможности пополнять труппу молодыми актерами. Об этом в частности говорили и Марк Захаров с Валерием Фокиным, которых считают родоначальниками реформы.
Фокин с Захаровым действительно сначала говорили, что в России достаточно оставить 200 репертуарных театров, но они уже давно изменили свое мнение, увидев, во что все это вылилось.
Проблема законопроекта в том, что в своем нынешнем варианте он вступает в противоречие с Гражданским кодексом, Трудовым, Налоговым и т. д. Конечно, любому директору реформа предоставит гораздо больше свободы, как хозяйственной, так и административной. Но с другой, и вы это прекрасно понимаете, в Трудовом кодексе четко определено, что человека нельзя уволить без достаточного на то основания, для увольнения должна быть веская причина. И перевод на контрактную основу я тоже не могу осуществить без добровольного согласия, а получить
Или возьмем попечительские советы закон предполагает обязательное введение в театрах такого органа. В его компетенцию входит решение вопросов общего руководства и определение приоритетных направлений деятельности организации. Но единое приоритетное направление деятельности театра обслуживание зрителя и предоставление ему культурных благ, что определено Конституцией, то есть и здесь возникает известное противоречие.
Вопрос о попечительских советах вызывает самые жаркие споры. Деятели культуры склонны воспринимать этот дополнительный контролирующий орган как прямое посягательство на свободу творчества. Кто будет входить в состав попечительского совета, будут ли это люди театра или представители извне? Каковы его полномочия?
В состав совета, предположительно, должны входить представители органа исполнительной власти, в ведомстве которой находится театр, представители общественности и представитель театра. Должен ли входить руководитель театра пока непонятно. Но в структуре попечительского совета в основном предполагаются люди, находящиеся вне театра.
Если смотреть широко, то попечительский совет, что вызывает особую озабоченность, может взять на себя функции не просто контролирующего, но и надзирающего органа.
Недоумение вызывает и положение, согласно которому в состав попечительского совета могут также входить «представители иных государственных органов и органов местного самоуправления», то есть это может быть и прокурор, и начальник налоговой инспекции, и заслуженный врач. Каким образом они могут выбираться пока непонятно. Театр попадает в полную зависимость от того, насколько компетентен в определенной области тот или другой член попечительского совета. А у нас, как известно, каждый считает, что он знает про театр все как ставить, что ставить, как играть и как петь. Поэтому неизбежно столкновение между определенными деятелями культуры, которые выпускают художественный продукт, и теми, кто будет осуществлять функции надзора, контроля и рекомендации.
В ряде положений законопроекта доходит до смешного, там, например, прописано, что в отсутствие председателя попечительского совета его функции осуществляет старший по возрасту член попечительского совета. Почему по возрасту? Старейшина
Одни говорят, что предложенная реформа очередная попытка втолкнуть отечественное содержание в западную схему. Другие, напротив, уверены, что это возвращение к практике, которая существовала в Российской империи. Когда было два императорских театра Малый и Большой, их артисты составляли своего рода актерскую аристократию, имели очень высокое жалованье. Актеры же других театров работали в частных заведениях (например, Художественном театре и театре Корша) и участвовали в антрепризах
Что говорить о том, что было тогда. Тогда любой меценат мог пожертвовать театру деньги, и примеров тому русская история знает множество. У нас же в связи с отсутствием Закона о меценатстве, бизнесмен не может открыто выложить деньги на тот или иной проект, он тут же пострадает, попадет под систему налогообложения. Уже давно говорится о необходимости позволить жертвовать на культуру безвозмездно. Так что уповать на то, как это было
Что касается «западной схемы», то и на Западе существуют разные схемы. Там есть как репертуарные театры со своей труппой, так и театры, где творческая команда приглашается под определенный проект. Мне кажется, что репертуарные театры большой плюс российского театра, и нам нет никакого смысла от этого отказываться.
Каковы общие настроения руководителей новосибирских театров? Есть ли те, кто ждет перемен с надеждой на лучшее?
В то, что театрам будет лучше, мало кто верит. Но пока речь идет лишь о проекте, который, надеемся, еще будет серьезно дорабатываться. И должен, надеемся, в конце концов восторжествовать
Деятели театра о реформе:
Александр Калягин, председатель СТД:
«Допустим, что наш театр болен. Но когда
Александр Галибин, главный режиссер Александринского театра:
«Проводить реформу без правовой основы это катастрофа».
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра:
«Реформа необходима, в этом давно никто не сомневается, но нельзя же все валить в одну кучу школы, больницы, театры »
Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон»:
«Реформа в таком виде это чистое раскулачивание».