Новосибирск: страницы истории
Махновские банды громили на 2-й Ельцовке
Жаркие кровопролитные бои развернулись в конце марта 1941 года на окраине Новосибирска в окрестностях нынешнего Заельцовского парка. Банды Махно, теснимые конниками легендарного начдива Пархоменко, яростно и безуспешно рвались из окружения. Каждый день приближал их полную и окончательную гибель
Город, затаив дыхание, следил за ходом сражения по репортажам в местной прессе, а наиболее любопытствующие из жителей, в основном подростки, так и собственными глазами близ поля боя Снималось кино: художественный фильм Киевской студии «Александр Пархоменко».
Произошла довольно часто случающаяся в кинематографе история. Батальные финальные сцены были спланированы на завершение съемочного периода конец зимы. А она выдалась на Украине почти бесснежная, да еще и сроки, как обычно, затянулись снимать заключительную часть фильма стало невозможно. Выходов в этих случаях бывает три: отложить съемки до будущего года; изображать снег на земле и деревьях с помощью толченого мела, соли, муки и прочих подручных средств; искать место, где зима еще не кончилась, и ехать туда. Первые два выхода никак не проходили: грозили слишком разорительными убытками, да и попробуй засыпать мукой с мелом огромную площадь ведь снимаются батальные сцены с сотнями людей, лошадей, повозок. Оставалось искать зиму.
Собственно,
Отсюда ответили пожалуйста. Хотя особой, чисто кинематографической помощи оказать и не смогли: съемки художественных фильмов здесь по совсем не мудрой указке из столицы прекратились с десяток лет назад, снабжение техникой, естественно, тоже скукожилось, и очень многого из съемочной, осветительной и звуковой аппаратуры, необходимой при съемке игровых картин, просто не было. Но всю необходимую технику украинцы брались везти с собой, а за новосибирцами оставалось то, в чем недостатка они не знали.
Военная массовка с лошадьми под тысячу персон нет проблем.
Две с лишним недели, пока
А всего через три месяца началась другая настоящая и беспримерно жестокая война, Отечественная
Бесчисленные эшелоны из самых разных концов страны сразу же потянулись в Новосибирск. Ехали заводы, фабрики, госпитали, министерства, театры, ведомства, вузы, конструкторские бюро, научные институты. Среди бесконечного разнообразия эвакуированных людей и грузов часто мелькает кино, кино, кино.
Уже в июле принято решение о размещении в Новосибирске в полном составе штаба отрасли Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР.
Следом сюда предложено отправиться студиям «Мосфильм» и «Ленфильм». Начальником управления по производству художественных фильмов известным кинорежиссером Михаилом Ильичем Роммом уже подан расчет необходимых для этого транспортных средств 63 вагона и 12 платформ. Но в августе адрес эвакуации меняется. И не потому, что два больших коллектива негде в городе разместить под них отводились строящееся здание оперного театра и киностудии
Сюда же эвакуируется часть техники и людей «Союзкинотехники», и главное информационное издание страны «Союзкиножурнал» выпускается здесь.
В ноябре в Новосибирск перемещается оборудование Московской кинокопировальной фабрики, которой предстоит взять на себя основную заботу по изготовлению необходимого количества копий документальных и художественных фильмов.
Примерно в это же время в Новосибирской области сосредотачивается оборудование Одесского, Киевского и часть Московского КИНАПов (заводы, изготавливающие аппаратуру и запасные части к ним для киносети).
По соседству в Красноярск перевозится с Украины вторая половина Шосткинской фабрики кинопленки (первая направлена в Казань).
В Новосибирске размещаются часть Государственного фонда фильмов и фильмофонд ВГИКа (Всесоюзный институт кинематографии) вместе с несколькими группами учащихся (в городе студенты задержались недолго, проследовав
В течение нескольких месяцев город превратился в центр кинематографической жизни страны: отсюда осуществлялось руководство отраслью, здесь или поблизости разместились важнейшие производства кинопромышленности. Совершенно неожиданно для себя Новосибирск превращается в военную киностолицу страны. Причем столицу весьма и весьма авторитетную. Только два примера из многих, подтверждающих это.
КИНАПы, прибывшие в Белово (город тогда входил в Новосибирскую область), обнаружили, что предназначавшееся по предварительному обговору для них здание ремесленного училища уже занято Коломенским граммофонным заводом, направленным по тому же адресу Центральным Эвакосоветом (очевидно, там произошел
Или другое. Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР разместился в Новосибирске на Советской улице, дом 20. Чуть позднее в город прибывает еще более многочисленный по составу Наркомат торговли. Городские власти попытались потеснить Кинокомитет, переведя его в другое здание, а помещение на Советской отдать Наркомату.
Можно, конечно, отчасти объяснить столь необычно оперативное решение и этих и других аналогичных вопросов хорошо знакомым окружению Сталина его глубоким пристрастием к кино. Но главное явно в другом: в большой роли кинематографа в эти дни, когда он становится действительно важнейшим из искусств. Когда из привычных кинотеатров его основная деятельность перемещается в места массового скопления людей на сборные пункты, вокзалы, клубы, центры первичной военной подготовки. Когда экран не только информирует и развлекает, а в первую очередь мобилизует, агитирует, вдохновляет, учит, цементирует. И местом главного штаба, откуда развертывается эта грандиозная работа, становится Новосибирск.
*Автор этих заметок много лет изучает историю сибирского кинематографа, не так давно он издал книгу «Синема в Сибири», а сейчас готовит к изданию новую книгу, продолжающую цикл очерков истории кино в Сибири.