Новосибирск -2.5 °C

В сорок лет жизнь только начинается

16.04.2005 00:00:00

Субботние встречи

Новосибирский оперный стал родным для народного артиста Бурятии

Народный артист Бурятии, солист НГАТОиБ Шагдар Зондуев

В крохотной деревушке Балта из шести дворов в 120 километрах от Улан-Удэ в семье овцевода Зондуева росли пять сыновей. Мальчишки особых хлопот родителям не доставляли, они отличались покладистым нравом, умелыми руками и почтительным отношением к старшим. Вот только средний брат Шагдар был нарушителем спокойствия. Он очень любил петь. Старики в деревне говорили: мол, в деда он голосом пошел, того тоже хлебом не корми — дай поорать. Когда Шагдар, помогая отцу, пас колхозную отару, вся округа слышала его звонкий голос. «Ну ты и орать, — качал головой отец, — всех овец перепугал…»

Как рождаются легенды

В интернате, где учился будущий народный артист Бурятии Шагдар Зондуев, висит стенд, на котором красуется фотография местной легенды с подробной биографической справкой: «В нашем интернате учился…»

— Я очень удивился, когда прочитал о себе так много лестного — отличник, умница, — вспоминает Шагдар. — На что моя воспитательница Софья Казимировна сказала: «А ты что хотел, чтобы мы написали правду — он был двоечником и хулиганом? Для нас главное — кем ты стал, чего добился в жизни, ведь не каждый день из нашего интерната народные артисты выходят».

Один из профессоров Российской академии музыки Высшей школы имени Гнесиных как-то сказал Шагдару: «У вас там в Бурятии певцы на каждом дереве растут». Действительно, буряты — народ певучий, причем постановка голоса у них исключительно академическая. Шагдар смеется: мол, все это из-за формы лица — физиономия плоская с широкими скулами, отсюда и сила в голосе недюжинная. Кстати, о себе певец говорит, что бас у него довольно средненький, у некоторых его друзей голоса получше, вот только певцами они не стали. А еще у бурят возникают проблемы с ритмом. Песни-то народные сплошь распевные — «что вижу, то пою», поэтому ритмический рисунок в них полностью отсутствует.

Помимо пения, Шагдар в детстве увлекался вольной борьбой и выполнял наравне со старшими братьями необходимые в деревне хозяйственные работы: воды принести, дров наколоть, забор поправить, овец попасти, а также помочь ягнятам появиться на свет. Одно всегда огорчало парня: если братья за свои труды получали в виде вознаграждения поход в кино, то Шагдар, несмотря на все его старания, оставался дома. «Мал еще в кино ходить», — твердил отец. «Как работать — так большой, а как в кино — так маленький?!» — возмущался сын. В отместку всем он закрывался в бане и начинал… петь.

Что шепнул Сталин Молотову?

Шагдар Зондуев в роли Мельника («Русалка»)

В 1987 году Шагдар Зондуев поступил на вокальное отделение Новосибирской консерватории. Старательно отучился полгода и был отчислен за двойку по истории КПСС. Сейчас певец даже благодарен профессору Ушаковой, которая так кардинально изменила его судьбу.

— На экзамене профессор спросила меня: что шепнул Сталин на ухо Молотову на каком-то там съезде партии? — вспоминает Шагдар. — Я растерялся и ляпнул первое, что пришло в голову: «Я там не был, поэтому не слышал». Она вкатила мне двойку, и я был отчислен. А на следующий год я поступил в Российскую академию — Высшую школу имени Гнесиных в Москве.

На экспериментальном курсе в Гнесинке училось пять вокалистов — четыре москвича и один «национальный кадр» из Бурятии. Педагоги по общеобразовательным предметам студентов сильно не напрягали.

— Они ходили на наши уроки по вокалу, слушали и говорили: «Какая им философия, если Бог голос дал!» — вспоминает Шагдар. — А профессора по специальным предметам гоняли нашу «пятерку» так, что профессионалами мы стали еще будучи студентами.

Однажды Шагдар пожаловался своему наставнику Владимиру Отделенову: мол, горло болит, петь не могу. На что профессор ответил: «Вот как раз сейчас самое время доказать, что ты профи, а здоровым и дурак споет». После этого случая Шагдар вообще забыл, что такое болеть на сцене.

Кремлевский капеллан

Попасть в Кремлевскую капеллу — мечта любого вокалиста, особенно студента Гнесинки. Шагдар стал капелланом на третьем курсе академии.

— В составе капеллы я объездил весь мир, только в Австралии не был, — говорит певец. — В Америке на Всемирном симпозиуме дирижеров-хоровиков я солировал с песней «Степь да степь кругом». Публика принимала нас очень хорошо, несмотря на то, что про американцев говорят, якобы кроме джаза они ничего не воспринимают.

Годы, проведенные в капелле, научили Шагдара не только мастерству вокалиста, но и железной дисциплине. Дело в том, что за каждое опоздание капелланов наказывали рублем. Как показала практика, это был самый беспроигрышный метод работы с рассеянными творческими личностями.

В 1989 году в Москву на гастроли приезжал театр Ла Скала. Для спектакля «Турандот» требовались артисты миманса. Шагдару опять повезло — он прошел конкурсный отбор и получил единственную в жизни возможность побывать на одной сцене со «звездами» театра.

— В первом действии артисты миманса изображали китайских крестьян, — вспоминает Шагдар. — А во втором я выходил с зонтом, который держал над самой Турандот. Этот ответственный пост я занял исключительно благодаря своей азиатской внешности…

Солист в поисках сцены

После окончания Гнесинки молодой специалист Шагдар Зондуев два года проработал в оперном театре Улан-Удэ. Затем четыре года в Красноярске. Спел там весь репертуар, но творческая душа просила чего-то большего. Известная поговорка гласит: «Кто ищет, тот всегда найдет». И Шагдар нашел-таки свой театр.

— Когда в 1999 году я вышел на сцену Новосибирского оперного, у меня даже дыхание перехватило: «Вот это мощно!» — смеется Шагдар. — Прослушивал меня Алексей Людмилин, он и решил: «Наш человек, берем». Я помню, сразу спел пять спектаклей. Устал смертельно, но виду старался не показывать: вдруг передумают, не поверят.

Мельник в «Русалке», Гремин в «Евгении Онегине», Рене в «Иоланте», Хованский в «Хованщине», Кончак в «Князе Игоре», Рамфис в «Аиде» — вот лишь малый перечень ролей, которые Шагдар исполнил за шесть сезонов на сцене НГАТОиБ.

Ну а любимой и самой удачной ролью вокалиста всегда считался хитрый, коварный хан Кончак, которого Шагдар исполняет с самозабвенным азартом. Кстати, именно за Кончака Шагдар Зондуев получил звание народного артиста Бурятии.

— Я принимал участие во Всероссийском фестивале имени Линховоина в Улан-Удэ, — говорит Шагдар. — На спектакле «Князь Игорь» присутствовал президент Бурятии Леонид Потапов. Когда он узнал, что у меня в 40 лет все еще нет звания, то очень возмутился. Дело в том, что в Бурятии звания обычно даются в начале карьеры, а не на ее закате, за бывшие заслуги. В общем, он распорядился: «Зондуев будет у нас народным…» Вот так все просто бывает в жизни.

Ищите женщину

Со своей женой Майей Шагдар учился в интернате.

Судьба сложилась так, что они встретились через двадцать лет в Новосибирске, причем совершенно случайно. Майя приехала на курсы повышения квалификации и нечаянно услышала по радио концерт Русского академического оркестра под управлением Владимира Гусева, где солистом был Шагдар Зондуев. Это имя ей показалось знакомым, и она решила узнать — тот ли это хулиган, который дергал ее за косички. Оказалось — тот самый.

Первого апреля сыну Шагдара и Майи Амгалану исполнился один год. Жаль, что именно в это время его папа был в Москве на «Золотой маске».

— Амгалан в переводе с бурятского — мир и покой, — говорит певец. — Он родился в год Обезьяны, да еще первого апреля — в общем, гремучая смесь получилась. Надеюсь, хоть имя будет его уравновешивать. Кстати, голос у сына очень громкий, орет так, что уши закладывает.

Известное изречение о том, что в сорок лет жизнь только начинается, Шагдар поддерживает полностью, ведь именно в сорок у него родился сын, присвоили звание и появилось творческое признание. А что еще человеку нужно для счастья?!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: