Именно этим ежедневно занимаются педагоги муниципального учреждения «Городской центр А.И. Бороздина». Они работают с детьми, которым медицина вынесла приговор диагноз.
Речь идет о самых тяжелых формах нарушений работы центральной нервной системы: аутизме, ЭПИсиндроме, синдроме Дауна, имбицильности. Тысячи таких маленьких граждан своей страны либо отказники, брошенные «невезучими» родителями, либо заключенные в четырех стенах квартиры, где бесконечные часы неподвижного сидения у окна.
Лечение добротой
Из архивов «КП, 34». Алексей Бороздин (второй справа) с единомышленниками |
Кажется, они не считают нужным контактировать с внешним миром. А педагоги часами, месяцами доказывают малышам, что этот мир стоит того, чтобы его воспринимать. Результат? Необучаемые, по мнению специалистов, дети не только догоняют в развитии здоровых сверстников, но и идут в школы специальные и обыкновенные, учатся в вузах, проявляют незаурядные способности.
КПД работы центра равен 60%. То есть из 100 детей 60 получают возможность учиться в образовательных учреждениях. У остальных свой предел возможностей, но и им удается помочь выстроить жизнь.
Сейчас в центре 54 ребенка. С каждым из них занятия проводятся два раза в неделю. Три урока по полчаса: музыка, рисование и общее развитие. Для детей это серьезная нагрузка, требующая концентрации всей их пока еще слабенькой силы.
Уроки часто бывают открытыми это и метод социализации воспитанников центра, и метод обучения педагогов. Приобретать практические навыки абилитационной педагогики на занятия съезжаются специалисты из города и области, регионов России, ученые
Уроки записываются на видео за этими кассетами охотится педагогическая общественность многих городов. С семинарами, на которых используются эти видеоматериалы, Алексей Бороздин и его единомышленники объехали всю Россию.
Успех зависит от семьи
Методика Бороздина, основанная на, казалось бы, обычных вещах, дает необычные результаты. Тяжелобольной ребенок начинает петь и обнаруживает абсолютный слух. Начинает осваивать буквы и слоги и открывает природную тягу к творчеству, дар. Но залог такого успеха не только в усердных занятиях с педагогами, не устает повторять Алексей Иванович. Многое, да почти все, зависит от родителей. В центре Бороздина работают с семьями, в которых не смирились с диагнозом. Одна из таких семья Вани В.
Мальчика привели в центр в 1996 году. У него был полностью закрыт смысловой аудиоканал: чужая речь не значила для него ничего, да и сам он почти ничего не говорил. Обследовал мальчика и ставил диагноз новосибирский
Сейчас Ваня ученик пятого класса православной гимназии, круглый отличник. Дом его всегда полон друзей. Мужская работа по хозяйству Ванина стихия. Вообще, руки у этого ребенка золотые: Ваня только учится писать иконы, а ему уже прочат будущее иконописца. «Несмотря на успехи, Ваня не теряет контакта с центром, рассказывает о внуке Евгений Бенедиктович, и, верю, еще многого достигнет с помощью Алексея Бороздина. Ведь у этого человека особенный талант и удивительная интуиция: он чувствует детей, ко всем находит подход».
Отважная смена педагогов
По мнению специалистов Российской академии образования, Бороздину удалось снять синдром страха перед тяжелыми заболеваниями у российских врачей. Преодолели этот страх и будущие психологи шесть студентов четвертого курса НГПУ, пришедших в центр на практику. Иначе, как отважными, этих ребят Алексей Иванович назвать не может. Сами студенты в своем поступке героизма не видят. Потому что «очень другие дети» многому их научили.
Руководитель практики Елена Соколова, докторант кафедры специальной психологии и психологии личности НГПУ, кандидат психологических наук, доцент, считает опыт, полученный ребятами в центре, бесценным:
Как практик и как ученый я работаю с трудными детьми с 1992 года. И вижу принципиальное отличие в подходе центра Бороздина. Здесь ребенка воспринимают вне контекста диагноза, воспринимают как личность
Несколько ребят решили после окончания вуза работать в центре. Рационального объяснения этому стремлению нет.
Для центра приход будущих психологов большое событие: раньше школа Бороздина не имела статуса, позволяющего принимать на практику студентов. Сейчас центр работает по договорам с медицинской академией и педагогическим университетом.
Я отсматривал видеоматериал урока с одной из наших девочек Лизой, рассказывает Алексей Бороздин, и был удивлен тем, как студенты почувствовали ребенка, не сделали ни одного неверного шага, хотя работали с такими детьми впервые. Сегодня они уже многое умеют, и я вижу: наш опыт передаваем, нас могут заменить молодые, сильные, отважные. Когда ребята впервые появились в центре, у меня целый день было настроение тихой радости: вот она смена.