Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Он ударил ее, птицу белую

01.06.2000
В прошлом году во время взлета и посадки в аэропорту Толмачево произошло восемь случаев столкновения с птицами. К счастью, обошлось без аршинных заголовков в газетах: последствия всех восьми столкновений более чем скромны и в официальном документе выглядят примерно так: «Попадание птицы в двигатель N 1 (либо переднюю ногу шасси, носовой обтекатель, правое крыло). Без повреждений».В общем, без сенсаций. Чему мы все, как потенциальные пассажиры, очень рады. Но бывает и похуже...
Взлетную полосу нужно очистить

 К сожалению, птицы не успели основательно подготовиться к очередному витку-рывку технического прогресса - эре воздухоплавания. Не осознали пернатые опасности, таящейся в воздушных судах. Да и человек как-то не сразу сообразил, что безобидная птичка может запросто отправить обратно на землю добротный летательный аппарат, а его пассажиров на небеса, только еще выше и в другом качестве.

...В 1912 году над побережьем Калифорнии произошло первое столкновение аэроплана системы «Райт» с чайкой, завершившееся обоюдно трагически.


И пошло, и полетело!

 В том же 1912 году ласточка, попавшая в пропеллер аппарата «Блерио», заставила русского летчика Кузьминского идти на посадку.

И это было только начало освоения воздушного океана: аэроплан был диковинкой... А дальше число авиапроисшествий стало расти параллельно с числом полетов.

...В Индии в 1983-1988 годах отмечено 800 столкновений только с грифами и коршунами, в результате погибло 25 машин с экипажами и пассажирами.

Впрочем, что за примерами в Индию ходить: в прошлом году во время взлета и посадки в аэропорту Толмачево произошло восемь случаев столкновения с птицами. К счастью, обошлось без аршинных заголовков в газетах: последствия всех восьми столкновений более чем скромны и в официальном документе выглядят примерно так: «Попадание птицы в двигатель N 1 (либо переднюю ногу шасси, носовой обтекатель, правое крыло). Без повреждений».

В общем, без сенсаций. Чему мы все, как потенциальные пассажиры, очень рады.

Но бывает и похуже. В германском аэропорту Ганновер заходил на посадку Ил-86 из Новосибирска. Птичка, попав в двигатель махины, вывела его из строя. «Черный ящик» объективно и честно все рассказал. От виновницы, конечно, ничего не осталось. Но на каком этапе произошло столкновение с птицей, выяснить сложно, поэтому расходы по ремонту двигателя взяла на себя пострадавшая авиакомпания «Сибирь». Так что любая птичка и для наземных служб, и для авиакомпаний может оказаться золотой: ремонт двигателя - это миллионы рублей.

Птичку жалко... Пассажиров и экипаж тем более
Птичку, бесспорно, жалко.

 Но своеобразие давних взаимоотношений людей и птиц заключается в том, что потерпевшими в этом конфликте стали обе стороны (несчастных собак и кошек лихие автомобилисты давят безнаказанно). Поэтому люди, решили бороться с птицами (кстати, это и в интересах пернатых) основательно.

Основательно и педантично. Как писал один мой коллега: «Не люблю скучных людей за столом, а потому уважаю наших за бесшабашность и веселье, которое тянется до утра. Но самолет, на котором мне лететь, пусть готовит в рейс скучный, трезвый и выспавшийся педант».

В этом смысле авиаторы педантичны во всем. Не многие знают, что существуют даже нормативные документы по авиационной орнитологии, где все расписано «от сих до сих».

Ворона знает всех летчиков в лицо

Теперь птички не залетят

 Виктор Борисович Веселов, заместитель начальника инспекции по безопасности полетов аэропорта Толмачево, говорит: «Наши инструкции лучше всех изучили вороны». В шутке - лишь доля шутки. Вороны (и это вполне серьезно) при полетах над территорией аэропорта точно копируют схему взлета и посадки вертолетов, которые не должны мешать самолетам... А вороны умудряются не мешать ни тем, ни другим. Как им это удается?

Чтобы ответить на этот и другие вопросы, сотрудники аэродромной службы аэропорта Толмачево постоянно изучают (только одно обследование стоит 350 тысяч рублей) орнитологическую ситуацию, которая со временем меняется. Недавно близ территории были обнаружены чайки, почему-то решившие разнообразить речной рацион болотным.

Конечно, в полетах пернатых есть закономерности. Самые опасные - это мигрирующие крупные птицы и молодняк, но иногда возникают и непредвиденные вещи. Аэропорт планировал приобрести импортную акустическую биоустановку (стоит она немало - 10 тысяч долларов), которая должна записью тревожных криков птиц отпугивать их сородичей от взлетной полосы. Кстати, крики эти записали в США. Наши галки не поняли английского и продолжали спокойно летать вокруг. И ладно бы американских не поняли - сибирские птицы и на московских плюнули. Пришлось бы записывать своих, с сибирским диалектом. Решили, что эффект от такой установки сомнителен. Начальник аэродромной службы Виктор Алексеевич Квасов, перечисляя арсенал средств борьбы с птицами, подчеркнул, что все они хороши в комплексе.

Пугало эффективно три дня. А потом его даже самая маленькая пичужка не испугается. Биоустановка - тоже не панацея. Плевать на нее, если на аэродроме самые вкусные червяки обитают.

Вот ружье - это страшно. Особенно когда на охоту выходит снайпер, подполковник в отставке, бригадир аэродромной службы Юрий Александрович Финчурин.

Птицы разлетаются, едва завидев соответственно раскрашенный «уазик». Знают: пощады не жди. Хотя, конечно, главная задача снайпера - распугать птиц.

В руководство по авиационной орнитологии экологи по доброте душевной вставили пунктик: поймай птичку и увези ее за 50 километров от аэропорта.

Здесь авиаторы юмористически переглядываются. Во-первых, птичка вернется на аэродром быстрее того, кто ее увез; во-вторых, какой дурак будет оплачивать все эти поездки?! Вот если увезти километров за пятьсот от аэропорта того, кто валит вокруг мусор, - толку было бы больше.

Галки и свалки

 Любые дорогостоящие меры (а их принимает аэродромная служба по полной программе) меркнут перед российским разгильдяйством.

К примеру, по правилам все строительные и сельхозработы должны согласовываться с руководством аэропорта...

- А с другой стороны, - говорит Виктор Алексеевич Квасов, - кто может запретить совхозу сеять на его полях? Нас никто не спрашивал, можно ли начать торфоразработки близ аэродрома. А теперь там чайки прописались...

Свалка близ Павино (недалеко от аэропорта) - притча во языцех. Так называемые твердые бытовые отходы, в которых море корма для птичек и грызунов (а значит и хищных птиц), туда свозятся давно. В новых экономических условиях частное предприятие взяло на себя обязанности по захоронению отходов, но выросла цена за услуги - мусор принимают по 40 рублей за кубометр.

И, судя по всему, эта цена оказалась для многих неподъемной. Как отмечается в документах, санитарные службы города Обь, военные стараются, к великой радости птичек, свалить мусор где попало.

- Мы «где попало» мусор не сваливаем, - заверил меня директор МУП саночистки и благоустройства города Обь Николай Гаврилович Махновец. - Мы вообще хотим уйти с этой свалки, на новом месте организовать переработку отходов. С местом пока не решили, а на прежней свалке нам пока гектар отвели...

Оптимизм Николая Гавриловича радует. Как радует и то, что руководителя МУП беспокоит безопасность полетов. И понятно его недовольство высокими ценами за кубометр отходов.

Беспокоит другое: анонимные свалки близ аэродрома не исчезают, а все отнекиваются как могут. А свалка свалке рознь. Если где-то далеко от аэропорта это экологическая и эстетическая проблема, то вблизи взлетной полосы - вопрос жизни и смерти. И меня как пассажира мало волнуют уважительные причины, по которым народ валит мусор где попало.

...15 апреля в 12 часов 18 минут во время взлета на аэродроме НАПО имени Чкалова разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МК. Как установила комиссия, причиной крушения были птицы...

Факты

 Американский стратегический бомбардировщик Б-1Б направлялся со скоростью 700 км/ч на высоте 500 м к аэродрому в Колорадо. Внезапно машина содрогнулась от сильного удара по гондоле двигателя, вспыхнул пожар, громадный самолет накренился, перевернулся и рухнул на землю. Причиной катастрофы был пеликан.

***

Пробовали запускать радиоуправляемые макеты соколов, ястребов и других хищных птиц. Но они весьма дороги, не выдерживают сильных порывов ветра. Поучительный случай произошел в 1983 году в США, когда макетами пытались разогнать огромную, в 150 тысяч особей, стаю скворцов - после столкновений с ними погибли три аппарата.

Использовали и обученных хищных птиц, но, как выяснилось, в пылу охоты они сами нередко «попадают под самолет».

***

В небе Эфиопии в сентябре 1988 года стая голубей взмыла перед взлетающим «Боингом». Летчики с трудом посадили в поле подбитый самолет, но 34 пассажира погибли, а 100 получили ранения.

***

Французы соорудили рядом с одним из аэропортов ярко освещенную, огороженную площадку куда принялись свозить объедки из окрестных отелей. И что же? К «столу» стало собираться до трех тысяч чаек - на беспокойную ВПП их больше не тянет.

***

Зарегистрирован и своего рода рекорд - прямое попадание грифа в двигатель самолета, летевшего на высоте 12 км над Африкой. О последствиях таких инцидентов можно судить хотя бы по силе встречного удара - она достигает 30 тонн!

Резонанс
Новости
Как ухаживать за зубами, продемонстрировал уроженец Чановского района Новосибирской области в передаче «Жить здорово». Это уже не первая съемка Евгения: чановец работает водителем ЖКХ, а в свободное время ходит на кастинги. В планах - утвердиться на главную роль в сериале.
В образовательной программе форума «Технопром-2018» в этом году примут участие создатели уникального проекта «Кортеж». Это отечественные автомобили, произведенные специально для обслуживания первых лиц государства.
Открыл фестиваль в Болотном и высоко оценил качество местных пельменей врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Он отметил, что в Болотном комплексно подходят к благоустройству территории, а такие цветники, как здесь, нечасто увидишь на городских улицах.
В небольшом водоеме на берегу Оби в малявочник молодые люди поймали удивительную рыбину, вид которой затруднились назвать не только опытные рыбаки, но и ученые-ихтиологи.
В воспитательной колонии ГУФСИН России прошли соревнования среди заключенных. Несовершеннолетние осужденные прыгали в длину, подтягивались, бегали, а также сыграли товарищеские матчи в футбол и в волейбол. Всероссийская спартакиада прошла в девятый раз и, как показывает многолетняя практика, сыграла значительную роль в перевоспитании убийц, насильников и бывших драгдилеров.
Житель Октябрьского района Новосибирска вырастил на своем огороде цветок необыкновенных размеров. Красная лилия вытянулась почти на 2,5 метра.