Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Страсти по Набокову, или Репортаж с петлей на шее

15.06.2000
Владимир Лемешонок представил на суд зрителя монодраму по произведениям Набокова «Пылинки в луче бытия», где выступил един в трех лицах - автором композиции, художником и исполнителем. Идея воплощена в камерном пространстве малой сцены «Красного факела».Миф о Набокове как литераторе холодноватом, эстетствующем, блестящем стилисте, целиком ушедшем в свой божественный стиль и созерцающем оттуда человеческие страсти с отстраненностью коллекционера причудливых бабочек... Миф о таком рафинированном Набокове разрушен полностью:
Сцена из спектакля. Фото Бориса ВОЛКОВА

 Владимир Лемешонок представил на суд зрителя монодраму по произведениям Набокова «Пылинки в луче бытия», где выступил един в трех лицах - автором композиции, художником и исполнителем. Идея воплощена в камерном пространстве малой сцены «Красного факела».

Миф о Набокове как литераторе холодноватом, эстетствующем, блестящем стилисте, целиком ушедшем в свой божественный стиль и созерцающем оттуда человеческие страсти с отстраненностью коллекционера причудливых бабочек... Миф о таком рафинированном Набокове разрушен полностью:

- За такого умозрительного, холодноватого литературного гения текста я бы никогда не взялся, - признается Владимир Лемешонок. - Я актер - меня интересуют ободранные нервы, то, что кровоточит, болит. Я Набокова ощущаю таким. Если бы в Набокове этого не было, когда дыбом встают на коже волоски, я бы никогда за него не взялся... У него есть такие обжигающие моменты! И в этом сочетании, казалось бы, холодноватой божественной прозы - когда он конструирует, жонглирует словами - и мощи, темперамента, отчего мурашки по коже, в этом-то все и дело. И темы у него затрагиваются страшные...

Набоков сыгран страстно и почти на грани.. Особенно в сакральном моменте «приглашения на казнь», когда на сцене появляется веревочная петля, а зритель оказывается в ситуации соглядатая суицида.

- Все это связано со мной, - признается актер. - Не Набокова я ставил, а себя. Набокова я взял, потому что это гениальная проза и стихи. А темы я выуживал, которые у нас с ним общие. Мои. Про кого-то я никогда ничего не делаю. Я всегда все делаю про себя.

Оказывается, тема петли тоже «про себя».

- Я очень часто, особенно в ранней юности, доходил до невыносимых истерических состояний и пытался что-то с собой делать, то вены, то... Глупо, смешно. Но тогда это было серьезно. Мне было мучительно, невыносимо. Моменты были страшные. Но в какие-то моменты жизнь - как бабочка...

Набоковская африканская бабочка вылуплялась из безнадежного кокона в самый унылый, безжизненный и, казалось бы, необратимый момент:

- Об этом, собственно, и весь спектакль, - определяет тему Владимир Лемешонок. - Об этой великой тайне. Мучительное давление жизни на человека и сила самой жизни.

Всю «картинку» спектакля - и по содержанию, и по внешнему выражению - от начала до конца актер «нарисовал» сам, включая костюмы и сценографию. Сценографически все решено очень просто - аскеза черного и белого, черный графический рисунок, максимально разреженное. расчищенное, освобожденное от подробностей пространство. В этом пространстве история приобретает характер притчи.

- Было желание лаконичности, чистоты и минимализма. Чистая площадка для человека и музыки, но, с другой стороны, чтобы это чистое пространство что-то собой выражало, несло вдогонку какую-то мысль. Я вычищал, вычищал, вычищал... И вычистил до максимальной чистоты.

Играя своего Набокова, Владимир Лемешонок сознательно уходил от лежащих на поверхности и потому легко предсказуемых и малоинтересных решений. Например, отказался от соблазна решить сценическое пространство в виде шахматной доски («это то, что я не стал бы делать никогда»), хотя Набоков для него, как и для многих, начался с «Защиты Лужина» с ее философией черно-белых квадратов. Избежал он и соблазна подражать манере Набокова как чтеца. Хотя определенный шарм в набоковской картавости и в его специфической манере говорить, свойственной людям, в совершенстве владеющим несколькими языками, несомненно, есть. Не «купился» он и на идею вытянуть всего Набокова из его эмигрантских настроений, тоски по родине:

- Я думаю, оторванность от родины сама по себе особенного ничего из себя не представляет. Это лишь одно из страданий. Любая оторванность человека от чего-то или от кого-то есть страдание, и любая царапина на сердце и душе для творческого человека становится материалом для творчества. У Набокова тоже. В числе его обертонов разрыв с родиной, несомненно, значительный. Хотя он и говорил: «Разрыв между мной и Россиею - частность»... Это его злая, горькая ирония. На самом деле для него это не было частностью, слишком уж часто и много он об этом говорил. Думаю, защищаясь, бравируя.

В обращении к Набокову есть и момент ностальгии по уходящему веку, его культуре и изысканности:

- Ностальгия, несомненно, есть. В божественном совершенстве набоковского слова заложена для меня какая-то моя личная тоска по культуре, по изысканности... С этим сегодня туго, найти людей, которым было бы это интересно и близко, все трудней и трудней. Тонкие вещи не востребованы. Разговор о тонком, о высоком, о глубоком мало кто поддержит. Для многих это разговор ни о чем. Пустой разговор. И зачем тратить ценное время короткой жизни на пустой разговор. Это страшно. И это ужасно тяжело. Тоска во мне мучительная, до боли. Спектакль мой еще и поэтому.

Ставя своего Набокова, он давал себе отчет, что работает на свой страх и риск и что неизбежны моменты, когда зал будет не с ним.

- Спектакль обречен на такие вещи, и надо как-то сквозь это прорываться. Но как награда - свой круг в зале. Этот круг узок. Но он есть.

Резонанс
Новости
«Зрелище, достойное Оскара» – легендарный новосибирский трамвай №13 протаранил вездесущее такси компании «Яндекс». В итоге Hyundai Solaris лишился передка, а трамвайное движение встало.

В Октябрьском районе Новосибирска опасность для детей представляют тренажеры во дворах. Случаев, когда школьники получили травмы в собственном дворе, уже пять, и родители намерены обратиться в прокуратуру, чтобы добиться демонтажа металлических конструкций.
Близость холодов подхлестнула рост цен на аренду гаражей – за год они выросли в Новосибирске на 18%, сообщает портал по выбору недвижимости N1.RU. Сейчас гараж можно снять в среднем за 6500 рублей в месяц. При этом цены на арену парковок остались прежними и составляют, как и год назад, в среднем 4700 рублей.
Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
Автор хитов «Я буду знать, что ты любишь меня», «Если ты не со мной», заслуженный артист РФ, певец и композитор Денис Майданов выступит на площади Ленина в Новосибирске в День народного единства, 4 ноября, в 18.00. Концерт именитого певца завершится праздничным салютом.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».