Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Вся палитра творческого эксперимента

05.07.2000
В фестивале, который в течение последней недели июня проходил на сцене театра «Старый дом», принимали участие практически все независимые профессиональные театральные коллективы города - антрепризные, актерские, товарищества, творческие группы и отдельные «свободные художники». Все, кому тесно прокрустово ложе репертуарного театра и кого привлекает творческий эксперимент.

 В фестивале, который в течение последней недели июня проходил на сцене театра «Старый дом», принимали участие практически все независимые профессиональные театральные коллективы города - антрепризные, актерские, товарищества, творческие группы и отдельные «свободные художники». Все, кому тесно прокрустово ложе репертуарного театра и кого привлекает творческий эксперимент.

Участники

 Независимая театральная антреприза Дома актера

Создана в прошлом году. Заявила о себе шоу-капустником молодых актеров «Красного факела» под названием «Праздник в сумасшедшем доме, или Не бойтесь сходить с ума!!!» На сегодняшний день антреприза объединяет три разные творческие группы. Одну из них возглавляет актер Петр Владимиров, другую - актер Николай Тимофеев и третью - режиссер Галина Наумова.

Петр Владимиров из всех троих настроен наиболее радикально. Он убежден, что будущее исключительно за антрепризой, поскольку только она дает возможность свободного полета и достойного творческого самовыражения. А государственная театральная система себя исчерпала и со временем непременно отомрет, как мамонт.

- Скоро все лучшие театральные силы города будут у нас, - безапелляционно заявляет юный максималист.

Галина Наумова настроена менее радикально - полагает, что государственные и альтернативные театры вполне могут уживаться друг с другом. Ее кредо - театр актерский. В то время как в государственных театрах, по ее мнению, преобладает театр режиссерский, а роль актера размыта. На фестивале антреприза Галины Наумовой представляет комедию «Этот странный мир...» с участием звезд новосибирской сцены - заслуженных артистов Надежды Александровой и Владимира Лемешонка.

Авторский театр «Подмостки»

Существует с 94-го года. Художественный руководитель - актер Олег Литовченко. Концепция театра - все авторское, свое. Инсценировка, музыка, хореография, режиссура. Готовую драматургию театр принципиально не ставит, предпочитая инсценировать и воплощать на сцене произведения не драматических жанров, отдавая предпочтение русской классике. В репертуаре театра - восемь спектаклей, в совокупности представляющие собой своеобразный путь развития русского театра от скоморохов до классического спектакля.

Синтез-театр «Остров»

Существует девять лет. Кредо театра - «свобода мысли, свобода пластики, спонтанность и принципиальный пластический минимализм». Классической хореографии независимые художники синтез-театра говорят свое дружное «фэ»:

- Если вам нужны вытянутые носочки и прямые шейки, это не ко мне, - говорит художественный руководитель, актер и режиссер театра Валерий Стефаниев.

В основной труппе театра девять человек, все они - выпускники, аспиранты и студенты НГУ, что определяет интеллектуальную планку их творческого эксперимента.

Рекламно-театральное агентство «Этсэтрэа»

Создано в этом году. Идеология коллектива - гармоничное соединение театра и рекламы. «Агентство создает спектакли - маленькие или большие, условные или реалистические, изысканные, возвышенные или приземленно-площадные, в которых сюжет, тема, жанр и стилистика соответствуют теме и стилистике фирмы, нуждающейся в рекламе», - записано в программе театра.

Впрочем, чисто рекламными задачами агентство себя ограничивать не собирается, - «коллектив так же свободен, как любой театральный организм».

Актриса Елена Руденко

«Свободная художница» представила на фестивале зрителя моноспектакль «Любовь» - литературную мистификацию по поэме Пьера Льюиса «Песни Билитис».

В фестивальной афише - несколько кукольных театров и театров, основанных на синтезе драматической и кукольной театральных форм. (Это когда на сцене «живые» куклы эксклюзивного исполнения играют вместе с актерами в авторских костюмах). Именно такое содружество актеров и кукол практикуется в театре «Куклы-великаны» из Бийска (размер кукол здесь достигает трех метров в ширину, четырех метров в высоту и пяти метров в длину).

Самый «старый» из независимых кукольных коллективов - театр «Планшет». Его возраст 18 лет. Артисты - школьники со 2-го по 10-й класс. Театр имеет свой зрительный зал на 35 мест и собственную мастерскую по изготовлению кукол, реквизита и костюмов.

Самый «молодой» - Новосибирский театр марионеток (во время фестиваля ему исполнился ровно год).

Театр DENIS представил на фестивале спектакль, жанр которого определен «представлением с участием теней, людей, и кукол» («История села Горюхина» по Пушкину). Театр работает без режиссера - только художник и актеры.

- Нет режиссера и пока не надо, - говорят в театре. - Используются идеи всех, и никто не доминирует.

«Крыша»

 Организатором фестиваля выступил театр «Старый дом», предоставивший независимым театрам крышу (в обычной «нефестивальной» жизни многие из этих театров постоянной крыши над головой не имеют и вынуждены постоянно гастролировать). По мнению организаторов, в настоящее время роль независимых театральных инициатив в общем культурном пространстве города явно недооценивается. Независимые театры существуют в изоляции и информационном вакууме. И фестиваль призван этот невольный «заговор молчания» разрушить и представить зрителю некий единый театральный образ города, который бы ассоциировался не только со спектаклями государственных театров, но и с различными формами альтернативного независимого театрального творчества.

В перспективе фестиваль должен стать международным.

Скандал в тихом семействе

 Не обошлось и без скандала. Не состоялось заявленное в афише выступление театра «Синяя птица». Причина травиальна - забастовали и отказались выходить на сцену актеры театра, не получившие зарплату.

- Я хочу сказать несколько слов в защиту театра антрепризного, - сказала на брифинге для журналистов режиссер театра Елена Сибиркина.

Первое время театр существовал как антрепризный. Актеры приглашались на раз и с разовой оплатой. После перехода на модель театра с постоянной труппой возникли проблемы. Дело в том, что «Синяя птица» - театр для детей, а с реализацией детских спектаклей есть свои сложности: в каникулы - опт, в учебное время - мелкая розница или вообще «зависание» спектаклей... К тому же и себестоимость полноценного зрелищного детского спектакля (а иная форма для юного зрителя неприемлема) достаточно высокая, а выложить 70 рублей за ребенка (140, если вместе с мамой) не каждому семейному бюджету под силу... Одним словом, вывод один - без дотаций, как ни крути, театр для детей существовать не может. Впрочем, вообще отказываться от идеи театра Елена Сибиркина не намерена, выход из конфликтной ситуации она видит в обновлении труппы, возвращении к модели антрепризы и вводе в репертуар «взрослых» спектаклей.

Ситуация высветила проблемы во многом одинаковые для независимых театров. Для обсуждения этих вопросов в ходе фестиваля были организованы «круглые столы» с участием всех заинтересованных сторон.

***

Заключительный аккорд фестиваля тоже будет неслабый. «Старый дом» вне конкурса представил на суд зрителя последнюю премьеру сезона - черный фарс «Жан и Жюли, серебряная свадьба» по Энтони Сверлингу. Это второй подход к пьесе режиссера Семена Верхградского. Результатом первого подхода стал спектакль «Привкус горького миндаля», где от текста Сверлинга осталась только идея, а текст практически весь был переписан исполнителем роли Жана Анатолием Узденским. Во второй версии шведский драматург будет восстановлен в правах.

- Спектакль получился предельно жестким, - признается Семен Верхградский.

Добавим только, что в спектакле не обошлось без учения доктора Фрейда и моментов садо-мазохизма...

Резонанс
Новости
Рейтинг районов Новосибирска, основанный на отзывах местных жителей, составил Domofond.ru. Лидером сразу по шести критериям стал Советский район, а в аутсайдеры попали Дзержинский и Ленинский районы. Их обитатели пожаловались на грязь и отсутствие развлекательных учреждений.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников занял 17-е место в рейтинге глав регионов, составленном компанией «Медиалогия». Это один из лучших показателей для глав регионов, представляющих Сибирский федеральный округ.
Католическую школу в Кировском районе Новосибирска топят канализационные воды. Из-за зловония в школе отменили занятия, а учителя вынуждены направлять задания школьникам на дом.
Исправить форму носа, груди и стать моложе - с такими просьбами чаще всего обращаются к пластическим хирургам в Новосибирске. Медики внедряют новые технологии и все чаще делают маммопластику, используя жировую ткань пациента.  
Биткоин-лихорадка дошла и до Новосибирской области. Жители мегаполиса меняют реальную работу на интернет-доход, онлайн-деньги растут в цене. Что такое майнинг, блокчейн и криптовалюта, и есть ли сходство с финансовой пирамидой, узнали корреспонденты ОТС.
Мантия как у Менделеева на известной картине теперь есть и у химика из Новосибирского Академгородка. Елена Болдырева получила звание почетного доктора Эдинбургского университета в Великобритании. О церемонии как в кино, своих студентах и жизни, посвященной науке, знаменитый ученый рассказала корреспонденту ОТС.