Новосибирск 2.7 °C

Назовут ли святым последнего российского императора?

14.07.2000 00:00:00

 17 июля - день расстрела царской семьи. 82 года назад в подвале дома отставного капитана инженерных войск Ипатьева в Екатеринбурге были убиты царь, царица, четыре великие княжны, наследник престола, трое слуг и семейный доктор. Выстрелы в подвале Ипатьевского дома стали закономерным завершением крестного пути царской семьи, начавшегося после отречения Николая II от престола. Сама же трагедия началась гораздо раньше - 24 года назад, когда молодого наследника престола Николая венчали на царство. О тех, кто не вписывается в современность, обычно говорят, что родились они либо рано, либо поздно. Царь Николай II родиться явно запоздал. Миролюбивый, мягкий по характеру, он явно не вписывался в бурную эпоху конца XIX, начала XX столетия. Постепенно он создал вокруг себя тот вакуум, который явно проявился в момент его отречения. Никто в России не вступился за своего самодержца. Ни армия, ни церковь, ни народ.

С инициативой отречения выступила армия, уставшая от коррупции и бестолковщины царского правительства. Причем выступила она не против монархии, а против монарха конкретного. Правящий Синод, не простивший царю произвола фаворита Григория Распутина, отказался выступить с обращением к народу о поддержке Николая II. Что касается народа, то он, почувствовав ветер перемен, в ожидании лучшей участи хранил молчание. Происшедшее через полтора года цареубийство было закономерным завершением всенародного цареотступничества.

И вот преданный всеми царь оказался в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме. Название дома, в котором оборвалась династия Романовых, очень символично, так как начиналась династия более трехсот лет назад в Ипатьевском Костромском монастыре, где молодой Михаил Федорович Романов по слезной просьбе боярского большинства венчался на царство. А вся Россия при этом клялась на вечную верность роду Романовых. Многие исследователи екатеринбургской трагедии считают, что с далеко не случайным поселением царской семьи в Ипатьевском доме участь их была предрешена. Осталось лишь принять решение о времени и способе уничтожения.

Сначала была попытка спровоцировать семью на побег и расправиться при попытке к бегству. С этой целью местные чекисты П. Войков и И. Родзинский от имени «одного офицера» организовали с царем переписку, в которой предлагали план побега. Но царь отвечал, что не может решиться на риск для своей семьи и для самих «освободителей». А время поджимало. К Екатеринбургу подходили восставшие чехи и части белогвардейской Сибирской армии. Было принято решение о срочной ликвидации царской семьи. Безусловно, решение принималось в Москве, местному же руководству осталось лишь исполнить приказ. Руководить расстрелом поручили чекисту Я. Юровскому. Под предлогом переезда царскую семью вместе с прислугой пригласили спуститься в подвальную комнату, где после краткого прочтения приговора была открыта стрельба из наганов. Раненых добивали штыками.

До 1945 года в подвале Ипатьевского дома существовал музей «Место расстрела царской семьи». Местные жители рассказывали, что в музее постоянно перекрашивали стены. По свидетельству очевидцев, из пулевых отверстий на стенах периодически проступали капли крови. Постоянные перекрашивания результатов не давали - кровь проступала вновь.

Что стало с телами казненных, известно из отчета следователя Н. Соколова, назначенного колчаковским генералом М. Дитерихсом для расследования убийства царской семьи, а также из откровений участников расстрела. Тела вывезли за город, разрубили на части, сожгли, а оставшиеся фрагменты уничтожили серной кислотой. Существуют несколько свидетельских показаний о том, что от тела царя отчленили голову и в залитой спиртом банке отправили в Москву. Далее следы головы Николая II теряются. Одни утверждают, что ее после опознания сожгли, другие же - что, обнаружив после смерти Ленина царскую голову в одном из сейфов в его кабинете, ее замуровали в кремлевской стене. Так или иначе, от тел царской семьи практически ничего не осталось. Следователю Соколову на месте костровища удалось обнаружить лишь отрезанный палец императрицы, куски обгорелых костей членов императорской семьи, куски глины, пропитанные жиром от сожженных тел. Именно эти останки в 1936 году были замурованы в стены строящегося православного храма в Брюсселе. И именно они почитаются за рубежом в качестве святых мощей после причисления царской семьи к лику святых Русской православной церковью за границей в 1981 году.

Возникает вопрос: если те незначительные фрагменты останков - все, что осталось от царской семьи, тогда чьи же скелеты торжественно захоронили в Петропавловской крепости в 1998 году? Для этого нужно вспомнить, как вся эта история с екатеринбургскими останками начиналась. В 1979 году писатель и киносценарист, бывший работник МВД Г. Рябов с ведома тогдашнего министра внутренних дел СССР Н. Щелокова недалеко от Екатеринбурга, на дороге, ведущей к деревне Коптяки, вскрыл некое захоронение. Продержав у себя часть извлеченных останков, Рябов через некоторое время вернул их на место, а в 1989 году вновь их «нашел», о чем сделал сенсационное заявление. Лишь в 1991 году захоронение на коптяковской дороге было официально вскрыто Свердловской прокуратурой, а спустя два года Генеральной прокуратурой Российской Федерации было возбуждено дело по расследованию убийства царской семьи.

Как выяснилось, ключом к отысканию места захоронения предполагаемых царских останков послужила так называемая «записка Юровского», якобы написанная главным распорядителем казни. В этой записке утверждалось, что машина, на которой везли расстрелянных, застряла, трупы пришлось закопать, а на месте захоронения соорудить небольшой мостик из шпал. Под этим-то мостиком Г. Рябов и нашел захоронение. Графологические и стилистические исследования машинописной записки с рукописными фрагментами доказали, что написана она не малограмотным Юровским, а историком академиком М. Покровским. Причем написана с целью дезинформации, так как полностью противоречит выводам следствия, проведенного в 1918 году. Нет никаких оснований предполагать, что следователь Соколов, который тщательнейшим образом проследил путь грузовика с трупами от Ипатьевского дома до места их уничтожения, мог не исследовать мостик на коптяковской дороге. Следователь, в отчете которого фигурируют записи о примятой траве на месте отдыха сопровождающих грузовик, не мог не заметить свеженабросанной земли у мостика, который также упоминается в его отчете. И вот после сенсационного открытия захоронения под мостиком близ деревни Коптяки началась процедура по идентификации останков, подробно освещаемая в СМИ на протяжении пяти лет. Черепа и кости постоянно демонстрировались по телевидению, в спортивных сумках их возили из Екатеринбурга в Москву и обратно. Кощунственное глумление над человеческими останками, кому бы они ни принадлежали, досужие журналисты прозвали «игрой в кости».

Несмотря на отсутствие официального заключения, «екатеринбургские» останки во всех сообщениях назывались «царскими», а общество гипнотизировалось утверждениями о 99,9% вероятности идентичности останков роду Романовых. И не просто роду, а конкретно Николаю II и его семье. Мнение же ученых, утверждающих, что применяемые методы не обеспечивают должной достоверности, публиковалось лишь в малотиражных патриотических и церковных изданиях, не имеющих широкого распространения среди населения. Резонные вопросы, поставленные церковью перед комиссией - почему на екатеринбургских останках нет никаких следов огня и серной кислоты и отчего на черепе, якобы принадлежащем Николаю II, нет костной мозоли от удара сабли, полученного им в молодости, так и остались без ответа. Руководитель Центра ДНК-идентификации человека Института общей генетики им. Вавилова РАН профессор Л. Жаботинский по поводу принадлежности скелета Николаю II заявил: «Если бы данное дело рассматривалось в суде, то оно было бы направлено на доследование за недостаточностью имеющихся ДНК-доказательств». Но заявление это не стало достоянием общественности, впрочем, как и материалы трех научных конференций, посвященных недостаточности ДНК-доказательств.

Все мероприятия, связанные с определением идентичности останков тем несчастным, которых казнили в Ипатьевском доме в 1918 году, проводились лишь применительно к Романовым, хотя помимо них расстреляны были еще четыре человека. Потомки одного из казненных - доктора Е. Боткина готовы были участвовать в ДНК-анализе, но от их услуг отказались, надо полагать, из-за предполагаемого отрицательного результата. В этом-то, вероятно, и кроется ответ на вопрос: истинны ли екатеринбургские останки?

Некоторые исследователи склонны считать, что хотя среди останков коптяковского захоронения нет останков семьи Николая II, но присутствуют останки представителей рода Романовых, и именно они дали положительные результаты ДНК-анализа. Кто именно был захоронен под небольшим мостиком, сказать трудно. Но доподлинно известно, что захоронение 1919 года в 1940 году вскрывалось по приказу самого Лаврентия Берия. Что искали там эмгэбэшники? Или что положили? Вполне вероятно, что в захоронении под Коптяками оказались останки великих князей, которых за короткий срок уничтожили в Перми, Алапаевске, Ташкенте и Петрограде. А в 1997 году в Москве произошло следующее удивительное событие.

Во время реставрации усыпальницы Дома Романовых в московском Новоспасском монастыре, проводимой при участии «Мост-Банка», останки Романовых были извлечены из склепов, часть их после обмеров была куда-то вывезена и в усыпальницы так и не вернулась. Оставшиеся скелеты были возвращены в разоренные гробы, засыпаны песком, залиты 20-30 сантиметровым слоем железобетона и покрыты мраморными плитами. Для чего останки измерялись и часть их увозилась в неизвестном направлении? Не эти ли останки оказались на столе у исследователей и дали столь высокий процент вероятности?

Споры вокруг екатеринбургских останков, перезахороненных в Петербурге, в скором времени вспыхнут вновь. Дело в том, что на ближайшем архиерейском соборе Русской православной церкви, намеченном на середину августа, будет представлен к канонизации обширный список новомучеников российских, погибших от рук безбожной власти. Есть в этом списке и царь Николай II со своей семьей.

Останки святых почитаются церковью как святые мощи. Для верующих немаловажно, кого же захоронили в Петропавловской крепости. Для тех, кто поверил выводам ученых, существует реальный соблазн поклоняться лжемощам. Надо полагать, эти вопросы будут подниматься на архиерейском соборе. А пока православные России готовятся помолиться 17 июля об упокоении души последнего царя и его домочадцев. Помолиться о них, может быть, в последний раз. Так как после канонизации молиться будут уже им.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: