Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Зачем самолету... красный фонарь?

04.08.2000
В 2001 году, благодаря новой схеме взлета и захода на посадку, шум двигателей самолетов, летающих над городом, будет сведен к минимуму. А под диспетчерский контроль Новосибирска попадут авиалайнеры, летающие над Северным полюсом.

В 2001 году, благодаря новой схеме взлета и захода на посадку, шум двигателей самолетов, летающих над городом, будет сведен к минимуму. А под диспетчерский контроль Новосибирска попадут авиалайнеры, летающие над Северным полюсом.

 Шум двигателей авиалайнера, разворачивающегося над городом, вызывает у нас разные эмоции.

Пацан задерет голову, взрослый не обратит внимания, а иной дотошный пенсионер подаст жалобу. Коллективную.

Хотя среди пенсионеров особые «сигнальные экземпляры» встречаются довольно часто, понять людей, в общем-то, можно. Не ждут они от жизни ничего хорошего: так хоть самолеты бы шумели поменьше.

Вот так в один прекрасный день пришел к диспетчерам орденоносный пенсионер по поручению жителей Западного жилмассива и попросил пустить самолеты «в объезд» города. А ежели, говорит, у вас проблемы, мы, пенсионеры, готовы скинуться на красные (?) фонари для обозначения «объезда», то есть облета.

Тут по российской традиции, по законам нашего чуть ли не военного времени нужно было бы сказать, что изменить схемы взлета и посадки очень даже непросто: нужны средства (самолет - не ишак, просто так не повернет, тем более и от ишака этого тоже не всегда дождешься). А средств у нас, сами знаете, днем с огнем...

И никуда бы пенсионеры не делись. Тем более, что порядок взлета и посадки утвержден соответствующими государственными службами.

Но авиаторы, вежливо отказавшись от красных фонарей, от проблемы не отмахнулись. Более того - они заявляют: через несколько месяцев схема полетов над городом изменится, и шум будет сведен к минимуму.

Здесь контролируют взлет и посадку. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Сейчас в аэропорту Толмачево идет монтаж автоматизированного районного аэродромного центра «Буран», что даст возможность внедрить новую систему управления воздушным движением.

Как рассказал нашему корреспонденту Владимир Васильевич Шмелев, первый заместитель директора толмачевского филиала госпредприятия «ЗапСибаэронавигация», за основу теперь берутся европейские стандарты.

В общем, аэронавигационное обеспечение Новосибирска и региона теперь будет не хуже, чем, к примеру, в Риме или Лондоне.

Система эта итальянская, фирмы «Аления Маркони Системс», начали ее монтировать еще в годы перестройки, потом возникла пауза-кризис. И вот дело идет к финишу. Аналогов подобного оборудования в России раз-два и обчелся: Москва (столица!) и Ростов (слишком оживленный воздушный перекресток).

Нас же заставляет жизнь и статус международного порта: иностранцы свой самолет куда попало не пошлют. Любой аэропорт на сто рядов проверят. К тому же в планах - диспетчерское обслуживание трансконтинентальных рейсов через Северный полюс...

Специалисты по аэронавигации утверждают, что если все, и пилоты, и диспетчеры, кричат в эфире - это показатель несовершенства техники и намек на бардак. Тишина и спокойствие - символ порядка.

Сейчас взаимоотношения диспетчера и пилота выглядят так: пилот спрашивает, диспетчер разрешает или не разрешает.

На новейшем оборудовании, которое сейчас монтируется, у диспетчера будет вся информация о полете. Утверждают, что и летчику не надо быть асом. Диспетчер все сам подскажет, возьмет на себя львиную долю работы экипажа. Не случайно экипажи иностранных самолетов меньше наших - их диспетчеры «ведут» по полной программе.

...Работа командно-диспетчерского центра в Толмачево изменится очень сильно. Сегодня диспетчеры, руководящие полетами самолетов над Западной Сибирью, находятся в Новосибирске, Омске, Томске, Колпашеве. В ближайшее время появится возможность собрать их в Новосибирске в одном зале управления воздушным движением. На местах останутся радары.

Идет монтаж нового оборудования

 Эффектно выглядит специально оборудованный зал для диспетчеров Западной Сибири. Итальянцы не монтируют оборудование где попало. Сначала готовится помещение, дизайн которого, к примеру, продуман до мелочей. Даже расположение рабочих мест имеет особый смысл: диспетчеры сидят спиной к руководителю, его никто не видит - зато он видит всех. А на мониторе картинка с полной информацией о воздушном судне... Прежнее оборудование уходит в резерв (в авиации принято трехкратное резервирование - для надежности).

Теперь уже никто не сможет точно сказать, в какую сумму выльется внедрение нового оборудования и каких усилий стоило все это пробить. Но понятно, что стоит это недешево.

Но игра стоит свеч. У авиаторов есть такое нестрашное понятие - зона ошибок. Это когда место изменения курса лайнера к примеру, смещается из-за сильного ветра. И хотя, с точки зрения авиационной безопасности, ничего страшного не происходит, каждый случай становится предметом разбирательства. Сегодня зона ошибок находится где-то в районе оперного театра. С вводом в действие нового оборудования она уйдет за город, в зону Матвеевки, и разворот будет проходить выше на 300 метров (это, кстати, тоже снизит уровень шума), затем самолет проходит в районе городского аэропорта и, параллельно улице Нарымской, берет курс на Толмачево. Новая приводная радиостанция в Локтях и Боровской маяк позволят вести самолет строго по ниточке...

...И без красных фонарей. Самая современная за Уралом система позволит сделать это наилучшим образом.

Редакция благодарит за помощь при подготовке материала Владимира Васильевича Шмелева, первого заместителя директора - заместителя директора по радиотехническому обеспечению полетов и связи государственного предприятия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением «ЗапСибаэронавигация» (ГП по ИВП и УВД. Толмачевский филиал), и Геннадия Петровича Макарова, начальника отдела воздушной навигации Западно-Сибирского управления воздушного транспорта.

Факт

 По данным института «Аэропроект», только в бывшем СССР под постоянным воздействием авиационного шума жило более 12 млн человек! Специалисты Международной организации гражданской авиации (ИКАО) считают борьбу за снижение шумности самолетных двигателей второй по значимости после повышения безопасности полетов.

Резонанс
Новости
Белый медведь Ростик, родившийся в Новосибирском зоопарке и полюбившийся местным жителям, сменил место жительства. Уроженца Новосибирска отправили в зоологический центр китайского города Циндао, сообщает официальный сайт Новосибирского зоопарка.
10.12.2018 Жилье. ДОМ
«Сиротские» дома проверили в Чановском районе Новосибирской области. В доме девушки-сироты обвалилась стена, и местные власти подали на нее в суд. Жительница Чановского района обратилась за помощью к общественникам и в СМИ.

Бесстрашный покоритель небоскребов, мостов и статуй набрал 110 миллионов просмотров на YouТube. За полгода ведения блога доход инстаграмщицы вырос до 80 тысяч рублей в месяц. Как прославились топовые блогеры Новосибирска – в материале VN.ru.
Главные зимние городки Новосибирска борются за посетителей в новогодние каникулы. Бесплатный Снежный городок на площади Ленина и экстремальный Ледовый на Михайловской набережной за 250 рублей – чем отличаются зимние забавы в двух центрах притяжения горожан?
Историю Максима Кузнецова из Куйбышева «Новости ОТС» рассказали месяц назад. Мальчику с ДЦП был необходим специализированный велотренажер. Деньги на его покупку удалось собрать благодаря неравнодушным зрителям. Теперь мальчику чуть легче станет разрабатывать мышцы и суставы ног.
Новосибирские ветеринары заново научили ходить собаку, которая потеряла все четыре лапы из-за обморожения. Полгода назад аляскинскому маламуту Руте сделали операцию, а теперь вернули возможность передвигаться.