Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Зачем самолету... красный фонарь?

04.08.2000
В 2001 году, благодаря новой схеме взлета и захода на посадку, шум двигателей самолетов, летающих над городом, будет сведен к минимуму. А под диспетчерский контроль Новосибирска попадут авиалайнеры, летающие над Северным полюсом.

В 2001 году, благодаря новой схеме взлета и захода на посадку, шум двигателей самолетов, летающих над городом, будет сведен к минимуму. А под диспетчерский контроль Новосибирска попадут авиалайнеры, летающие над Северным полюсом.

 Шум двигателей авиалайнера, разворачивающегося над городом, вызывает у нас разные эмоции.

Пацан задерет голову, взрослый не обратит внимания, а иной дотошный пенсионер подаст жалобу. Коллективную.

Хотя среди пенсионеров особые «сигнальные экземпляры» встречаются довольно часто, понять людей, в общем-то, можно. Не ждут они от жизни ничего хорошего: так хоть самолеты бы шумели поменьше.

Вот так в один прекрасный день пришел к диспетчерам орденоносный пенсионер по поручению жителей Западного жилмассива и попросил пустить самолеты «в объезд» города. А ежели, говорит, у вас проблемы, мы, пенсионеры, готовы скинуться на красные (?) фонари для обозначения «объезда», то есть облета.

Тут по российской традиции, по законам нашего чуть ли не военного времени нужно было бы сказать, что изменить схемы взлета и посадки очень даже непросто: нужны средства (самолет - не ишак, просто так не повернет, тем более и от ишака этого тоже не всегда дождешься). А средств у нас, сами знаете, днем с огнем...

И никуда бы пенсионеры не делись. Тем более, что порядок взлета и посадки утвержден соответствующими государственными службами.

Но авиаторы, вежливо отказавшись от красных фонарей, от проблемы не отмахнулись. Более того - они заявляют: через несколько месяцев схема полетов над городом изменится, и шум будет сведен к минимуму.

Здесь контролируют взлет и посадку. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Сейчас в аэропорту Толмачево идет монтаж автоматизированного районного аэродромного центра «Буран», что даст возможность внедрить новую систему управления воздушным движением.

Как рассказал нашему корреспонденту Владимир Васильевич Шмелев, первый заместитель директора толмачевского филиала госпредприятия «ЗапСибаэронавигация», за основу теперь берутся европейские стандарты.

В общем, аэронавигационное обеспечение Новосибирска и региона теперь будет не хуже, чем, к примеру, в Риме или Лондоне.

Система эта итальянская, фирмы «Аления Маркони Системс», начали ее монтировать еще в годы перестройки, потом возникла пауза-кризис. И вот дело идет к финишу. Аналогов подобного оборудования в России раз-два и обчелся: Москва (столица!) и Ростов (слишком оживленный воздушный перекресток).

Нас же заставляет жизнь и статус международного порта: иностранцы свой самолет куда попало не пошлют. Любой аэропорт на сто рядов проверят. К тому же в планах - диспетчерское обслуживание трансконтинентальных рейсов через Северный полюс...

Специалисты по аэронавигации утверждают, что если все, и пилоты, и диспетчеры, кричат в эфире - это показатель несовершенства техники и намек на бардак. Тишина и спокойствие - символ порядка.

Сейчас взаимоотношения диспетчера и пилота выглядят так: пилот спрашивает, диспетчер разрешает или не разрешает.

На новейшем оборудовании, которое сейчас монтируется, у диспетчера будет вся информация о полете. Утверждают, что и летчику не надо быть асом. Диспетчер все сам подскажет, возьмет на себя львиную долю работы экипажа. Не случайно экипажи иностранных самолетов меньше наших - их диспетчеры «ведут» по полной программе.

...Работа командно-диспетчерского центра в Толмачево изменится очень сильно. Сегодня диспетчеры, руководящие полетами самолетов над Западной Сибирью, находятся в Новосибирске, Омске, Томске, Колпашеве. В ближайшее время появится возможность собрать их в Новосибирске в одном зале управления воздушным движением. На местах останутся радары.

Идет монтаж нового оборудования

 Эффектно выглядит специально оборудованный зал для диспетчеров Западной Сибири. Итальянцы не монтируют оборудование где попало. Сначала готовится помещение, дизайн которого, к примеру, продуман до мелочей. Даже расположение рабочих мест имеет особый смысл: диспетчеры сидят спиной к руководителю, его никто не видит - зато он видит всех. А на мониторе картинка с полной информацией о воздушном судне... Прежнее оборудование уходит в резерв (в авиации принято трехкратное резервирование - для надежности).

Теперь уже никто не сможет точно сказать, в какую сумму выльется внедрение нового оборудования и каких усилий стоило все это пробить. Но понятно, что стоит это недешево.

Но игра стоит свеч. У авиаторов есть такое нестрашное понятие - зона ошибок. Это когда место изменения курса лайнера к примеру, смещается из-за сильного ветра. И хотя, с точки зрения авиационной безопасности, ничего страшного не происходит, каждый случай становится предметом разбирательства. Сегодня зона ошибок находится где-то в районе оперного театра. С вводом в действие нового оборудования она уйдет за город, в зону Матвеевки, и разворот будет проходить выше на 300 метров (это, кстати, тоже снизит уровень шума), затем самолет проходит в районе городского аэропорта и, параллельно улице Нарымской, берет курс на Толмачево. Новая приводная радиостанция в Локтях и Боровской маяк позволят вести самолет строго по ниточке...

...И без красных фонарей. Самая современная за Уралом система позволит сделать это наилучшим образом.

Редакция благодарит за помощь при подготовке материала Владимира Васильевича Шмелева, первого заместителя директора - заместителя директора по радиотехническому обеспечению полетов и связи государственного предприятия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением «ЗапСибаэронавигация» (ГП по ИВП и УВД. Толмачевский филиал), и Геннадия Петровича Макарова, начальника отдела воздушной навигации Западно-Сибирского управления воздушного транспорта.

Факт

 По данным института «Аэропроект», только в бывшем СССР под постоянным воздействием авиационного шума жило более 12 млн человек! Специалисты Международной организации гражданской авиации (ИКАО) считают борьбу за снижение шумности самолетных двигателей второй по значимости после повышения безопасности полетов.

Резонанс
Новости
Больше полувека экспериментов. Годы написаний. И долгожданная награда. Новосибирский ученый стала победителем почетной премии за книгу «Как приручить лису?» Издание пользуется спросом не только у научных сотрудников, но и среди студентов. Чем покорила книга американцев, расскажет Рута Келлер.
Новосибирские экстремалы удивили жителей Вьетнама. Русскую Масленицу и Новый год по восточному календарю они отметили на высоте в буквальном смысле этого слова.
Десять объектов для благоустройства, по одному от каждого района Новосибирска, внесены в бюллетени для голосования 18 марта. Эти объекты предложили жители города на предварительном этапе с 17 января по 14 февраля в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Депутаты недовольны отбором объектов, требуют пересчета голосов в отдельных районах и более гибкой схемы для голосования.
В Новосибирске названы десять финалисток регионального конкурса красоты «Леди в погонах-2018». Эти девушки стреляют без промаха, могут протащить 20 метров двухтонный Jeep Cherokee, скрутить вооруженного преступника и прочитать ему наизусть Уголовный кодекс.
У православных начался Великий пост - самый строгий и продолжительный. Семь недель верующие будут ограничивать себя в пище и усердно молиться. Корреспонденты ОТС узнали о том, что не возбраняется в постные дни.
Холодное начало календарной весны ожидается в 2018 году в Новосибирской области – по предварительному прогнозу синоптиков, температуры в первых числах марта могут опуститься ниже минус 30 градусов.