Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Учиться хочется

09.08.2000
В сегодняшнем обществе - и с этим согласятся, пожалуй, все - образование представляет собой капитал. Причем не простой, а весьма солидный. Учиться стало престижно, а российские ученые внимательно наблюдают за тем, как меняется в обществе отношение к образованию...Впрочем, не будем о глобальном - посмотрим лучше, как обстоят дела у нас.

 В сегодняшнем обществе - и с этим согласятся, пожалуй, все - образование представляет собой капитал. Причем не простой, а весьма солидный. Учиться стало престижно, а российские ученые внимательно наблюдают за тем, как меняется в обществе отношение к образованию. В Москве не так давно проходила международная конференция, одна из секций которой называлась «Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе». Название, конечно, мудреное, но зато тема самая что ни на есть актуальная. Главный вывод таков: реформы в российском обществе попросту невозможны без реформы образования.

Впрочем, не будем о глобальном - посмотрим лучше, как обстоят дела у нас. Благо, в сборнике трудов, выпущенном по итогам конференции, есть очень интересная работа новосибирского ученого, сотрудника Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук Ирины Харченко. Тема: «Образование как фактор стабильности российского общества в условиях переходного периода». Пересказывать научную работу целиком нет смысла, но некоторые выводы, оценки и статистика безусловно представляют интерес не только для научной среды...

Итак, ученые отмечают рост интереса к образованию. Казалось бы, что тут такого, ведь этот интерес совершенно естественный?! Тем не менее в начале девяностых интерес на самом деле значительно снизился. Сегодня тенденция обратная и всех радующая. А происходит это, по всей видимости, потому, что люди видят в образовании жизненную стратегию, которая способна принести успех, дать хорошую интересную работу и обеспечить положение в обществе.

Причем интерес молодежи к образованию весьма положительно сказывается и на общей социальной ситуации. Например, смягчается процесс адаптации молодых людей к рыночным отношениям, снимается напряжение на рынке труда. Характерно стремление многих наших сограждан получить второе образование, что также диктуется экономикой (и здесь нельзя не отметить влияние негосударственного сектора).

В целом ситуация в системе профессионального образования Новосибирской области оценивается как «относительно благоприятная». Любопытно звучит вывод: «Благоприятная ситуация в системе образования как бы становится своеобразным компенсатором за худший по сравнению со среднероссийским уровень социально-экономического положения населения и молодежи». Ситуация меняется в лучшую сторону, причем даже быстрее, чем в целом по России. Интерес молодежи к поступлению в высшие учебные заведения восстановился в 93-м году, в средние специальные учебные заведения в 95-м, и только профтехучилища, как бы они сейчас ни именовались, по-прежнему не могут вернуться на прежний уровень.

Еще одна особенность нашей области: у нас много людей (больше, чем у соседей) с высшим образованием, но у нас же больше и граждан, не имеющих полного среднего образования.

Куда собираются выпускники школ? Как правило, они хотят продолжать обучение. Так, в областном центре в 1996 году намерены поступать в вузы 86% (в 90-м - показатель был 78%), в райцентрах показатель вырос с 47 до 66, а в селах с 29 до 34 процентов. В городах упал интерес к средним специальным учебным заведениям - прошлогодний опрос учащихся одиннадцатых классов Новосибирска показал, что 88 процентов из них думают о вузах и только 6,5 процента о ссузах. На селе же картина прямо обратная.

Что касается мотивов, то главным на сегодня является стремление приобрести профессию. Естественно, присутствуют и другие мотивы: желание иметь высокий заработок, престижную работу, возможности для профессионального роста и карьеры. 54 процента выпускников школ сказали о желании получать высокий заработок, а 34 процента упомянули о карьерном росте...

Сегодняшние выпускники вузов хорошо подготовлены и знают себе цену. Вот что показал опрос на дне карьеры-99. 67 процентов опрошенных выпускников отметили, что владеют иностранным языком, 83 процента умеют работать с компьютером, 52 процента знают, как обращаться с оргтехникой, и 38 процентов полагают, что владеют основами менеджмента. К этому можно добавить, что 35 процентов в состоянии управлять автомобилем (у юношей показатель 61 процент), а две трети уже имеют опыт работы. Причем молодые люди думают не только о дне сегодняшнем, но и о завтрашнем. Когда у вчерашних студентов поинтересовались, кем они, по их мнению, будут через десять лет, ответы были даны сверхоптимистичные. 25 процентов уверены, что станут руководить фирмами и организациями, а пять процентов считают, что будут ими владеть. Еще 25 процентов видят себя в будущем хорошими профессионалами, а все остальные уверены, что будут преуспевающими людьми.

Характерно, что многие для того, чтобы добиться поставленных целей, готовы работать не по специальности. Сразу 95 процентов опрошенных молодых людей заявили, что готовы переобучаться, для того чтобы иметь желанное место работы. Интересно, что каждый четвертый готов учиться вновь даже за свой счет.

Что касается села, то значительный рост потребности в хорошем образовании особенно отмечается в квалифицированных группах работающего населения. Показатель потребности в образовании среди людей до 35 лет в селе вырос в полтора раза.

В общем, молодежь учиться сегодня хочет, и прежде всего потому, что - как полагают специалисты - видит в хорошем образовании «свой личностный ресурс, дающий возможность добиваться жизненных целей».

Резонанс
Новости
Нетипично крупные покупки, много купленных товаров за час, снятие денег в новых местах – банки вправе блокировать трансакции, которые они по новому закону посчитают сомнительными. Обостренная забота о безопасности может обернуться внезапными неприятностями для клиента. Чтобы пользоваться картой за границей, нужно предупредить банк за неделю до вылета. Что делать, чтобы избежать блокировки карты – в материале VN.ru.
В Октябрьском районе Новосибирска опасность для детей представляют тренажеры во дворах. Случаев, когда школьники получили травмы в собственном дворе, уже пять, и родители намерены обратиться в прокуратуру, чтобы добиться демонтажа металлических конструкций.
Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
Новую установку по проверке качества дорожного полотна протестировали в окресностях Барышево. Сама по себе пресс-машина не большая, но выполнить может немалый объем работы.
Чиновник с «жестким характером» – начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Анатолий Мотыга – написал заявление об увольнении. Этот пост он занимал 15 лет. Отставка Мотыги совпала с подготовкой строительства бизнес-центра рядом с лицеем №22, которая возмутила общественность.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».