Новосибирск 11.5 °C

Учиться хочется

09.08.2000 00:00:00

 В сегодняшнем обществе - и с этим согласятся, пожалуй, все - образование представляет собой капитал. Причем не простой, а весьма солидный. Учиться стало престижно, а российские ученые внимательно наблюдают за тем, как меняется в обществе отношение к образованию. В Москве не так давно проходила международная конференция, одна из секций которой называлась «Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе». Название, конечно, мудреное, но зато тема самая что ни на есть актуальная. Главный вывод таков: реформы в российском обществе попросту невозможны без реформы образования.

Впрочем, не будем о глобальном - посмотрим лучше, как обстоят дела у нас. Благо, в сборнике трудов, выпущенном по итогам конференции, есть очень интересная работа новосибирского ученого, сотрудника Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук Ирины Харченко. Тема: «Образование как фактор стабильности российского общества в условиях переходного периода». Пересказывать научную работу целиком нет смысла, но некоторые выводы, оценки и статистика безусловно представляют интерес не только для научной среды...

Итак, ученые отмечают рост интереса к образованию. Казалось бы, что тут такого, ведь этот интерес совершенно естественный?! Тем не менее в начале девяностых интерес на самом деле значительно снизился. Сегодня тенденция обратная и всех радующая. А происходит это, по всей видимости, потому, что люди видят в образовании жизненную стратегию, которая способна принести успех, дать хорошую интересную работу и обеспечить положение в обществе.

Причем интерес молодежи к образованию весьма положительно сказывается и на общей социальной ситуации. Например, смягчается процесс адаптации молодых людей к рыночным отношениям, снимается напряжение на рынке труда. Характерно стремление многих наших сограждан получить второе образование, что также диктуется экономикой (и здесь нельзя не отметить влияние негосударственного сектора).

В целом ситуация в системе профессионального образования Новосибирской области оценивается как «относительно благоприятная». Любопытно звучит вывод: «Благоприятная ситуация в системе образования как бы становится своеобразным компенсатором за худший по сравнению со среднероссийским уровень социально-экономического положения населения и молодежи». Ситуация меняется в лучшую сторону, причем даже быстрее, чем в целом по России. Интерес молодежи к поступлению в высшие учебные заведения восстановился в 93-м году, в средние специальные учебные заведения в 95-м, и только профтехучилища, как бы они сейчас ни именовались, по-прежнему не могут вернуться на прежний уровень.

Еще одна особенность нашей области: у нас много людей (больше, чем у соседей) с высшим образованием, но у нас же больше и граждан, не имеющих полного среднего образования.

Куда собираются выпускники школ? Как правило, они хотят продолжать обучение. Так, в областном центре в 1996 году намерены поступать в вузы 86% (в 90-м - показатель был 78%), в райцентрах показатель вырос с 47 до 66, а в селах с 29 до 34 процентов. В городах упал интерес к средним специальным учебным заведениям - прошлогодний опрос учащихся одиннадцатых классов Новосибирска показал, что 88 процентов из них думают о вузах и только 6,5 процента о ссузах. На селе же картина прямо обратная.

Что касается мотивов, то главным на сегодня является стремление приобрести профессию. Естественно, присутствуют и другие мотивы: желание иметь высокий заработок, престижную работу, возможности для профессионального роста и карьеры. 54 процента выпускников школ сказали о желании получать высокий заработок, а 34 процента упомянули о карьерном росте...

Сегодняшние выпускники вузов хорошо подготовлены и знают себе цену. Вот что показал опрос на дне карьеры-99. 67 процентов опрошенных выпускников отметили, что владеют иностранным языком, 83 процента умеют работать с компьютером, 52 процента знают, как обращаться с оргтехникой, и 38 процентов полагают, что владеют основами менеджмента. К этому можно добавить, что 35 процентов в состоянии управлять автомобилем (у юношей показатель 61 процент), а две трети уже имеют опыт работы. Причем молодые люди думают не только о дне сегодняшнем, но и о завтрашнем. Когда у вчерашних студентов поинтересовались, кем они, по их мнению, будут через десять лет, ответы были даны сверхоптимистичные. 25 процентов уверены, что станут руководить фирмами и организациями, а пять процентов считают, что будут ими владеть. Еще 25 процентов видят себя в будущем хорошими профессионалами, а все остальные уверены, что будут преуспевающими людьми.

Характерно, что многие для того, чтобы добиться поставленных целей, готовы работать не по специальности. Сразу 95 процентов опрошенных молодых людей заявили, что готовы переобучаться, для того чтобы иметь желанное место работы. Интересно, что каждый четвертый готов учиться вновь даже за свой счет.

Что касается села, то значительный рост потребности в хорошем образовании особенно отмечается в квалифицированных группах работающего населения. Показатель потребности в образовании среди людей до 35 лет в селе вырос в полтора раза.

В общем, молодежь учиться сегодня хочет, и прежде всего потому, что - как полагают специалисты - видит в хорошем образовании «свой личностный ресурс, дающий возможность добиваться жизненных целей».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: