Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

За границу - автобусом

09.08.2000
Автобусный «межгород» многие годы был в Новосибирске на положении пасынка. Достаточно сказать, что последний «Икарус» междугородного класса поступил в ПАТП-4 еще при советской власти.Впрочем, большая радость посетила новосибирцев в конце прошлого года - в ходе предвыборной кампании горожанам были обещаны 9 междугородных автобусов прямо из Европы. Малость подержанных, естественно, - но что такое сто тысяч километров по ихним дорогам по сравнению с десятью тысячами по нашим? Обещанного, говорят, три года ждут - и пока что к сезону «пик» получена как раз годовая норма: три машины марки «Сетра» восьмидесятых годов выпуска из девяти...

 Жаркое лето выдалось в этом году для транспортников. В небольшом зале Новосибирского автовокзала сегодня в буквальном смысле слова не продохнуть от раскаленных тел и нервов клиентов. Спрос - хоть лопатой греби, а вот предложение, однако, отстает.

Директор ПАТП-4 Геннадий Палков: «Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить перевозки по максимуму. Увеличилось число рейсов на Казахстан. Стабильно работают основные для нас линии на Томск, Барнаул, Кемерово. Уже месяц действует новый прямой маршрут до Горно-Алтайска, куда, кроме как автобусом, попасть невозможно. Прорабатывались идеи трасс на Красноярск, Абакан - но нужен новый подвижной состав».

Автобусный «межгород» многие годы был в Новосибирске на положении пасынка. Достаточно сказать, что последний «Икарус» междугородного класса поступил в ПАТП-4 еще при советской власти. В свое время наши соседи - кемеровчане и барнаульцы - неплохо отоварились автобусами на бросовых распродажах в Европе (в основном в Германии). С тех пор я не раз беседовал с транспортниками тех городов - все они готовы по сей день молиться на этот «сэконд-хэнд» на колесах. Мы же в то время не рискнули - или не захотели? - и сегодня вынуждены выезжать в другие города только на энтузиазме и мастерстве водителей ПАТП-4. Много лет на территории ПАТП застыл автобус-памятник, впервые прошедший миллион километров. По нынешним меркам это, можно сказать, новая машина - хоть сегодня снимай с пьедестала и на маршрут.

Впрочем, большая радость посетила новосибирцев в конце прошлого года - в ходе предвыборной кампании горожанам были обещаны 9 междугородных автобусов прямо из Европы. Малость подержанных, естественно, - но что такое сто тысяч километров по ихним дорогам по сравнению с десятью тысячами по нашим? Обещанного, говорят, три года ждут - и пока что к сезону «пик» получена как раз годовая норма: три машины марки «Сетра» восьмидесятых годов выпуска из девяти. Но, по мнению Геннадия Палкова, и это позволило разрядить обстановку: на безрыбье, как известно, коню в зубы не смотрят.

Наш курортный рейс на Белокуриху - четыре сотни километров с хвостиком - плавно трогается с места. У водителя Вячеслава Разумова автобус сравнительно новый, всего лишь 1990 года выпуска. Свободных мест в салоне нет - была бы возможность пристроить штурмующий кассы автовокзала народ на крышу машины, выручку с рейса вполне можно было бы удвоить. Другой вариант - присобачить в качестве прицепа к «Икарусу» какую-нибудь пассажирскую телегу (чем автомобилисты хуже железнодорожников, в самом деле?) пока что не рассматривается. А, возможно, зря - мощность икарусного дизеля вполне позволяет.

До Бердска пробираемся в сплошном потоке транспорта. После недавнего отпуска пытаюсь привыкнуть к ценам на сибирских бензоколонках. 5.70 за литр 80-го и 6.70 за 92-й по сравнению с куда более богатой Европой кажутся диковатыми. К примеру, в начале июля нормальные тарифы на бензин в Москве составляли соответственно 5 и 6 рублей ровно, а в Питере - и вовсе 4.70 и 5.70. Даже любопытно, где в России все-таки добывается нефть: в Сибири или в Ленинградской области?

Топливо для автобусов ПАТП-4 - едва ли не главная статья междугородных расходов. Тем более что, как известно, в стремлении облегчить процент налога с заработков наших не самых бедных сограждан до 13% правительство и Дума приняли решение втрое повысить акциз на бензоколоночные товары. Чем это аукнется автомобилистам и их пассажирам, очевидно уже сегодня.

За Бердском начинается свистопляска с разметкой. Дорога то сужается до одной полосы (попался какой-нибудь тихоход впереди - и тащись за ним), то расширяется снова. Автобус движется в нарисованном на проезжей части коридоре из двух сплошных линий: шаг вправо, шаг влево чреваты как минимум объяснением с инспектором. Видимость прекрасная, ни поворотов, ни препятствий, ничего - так, игра ГИБДД на водительских нервах.

Первая остановка - Искитим. Здесь можно размять одеревеневшие конечности и заморить первого в долгой дороге червячка.

Забавно, но факт - зарплата водителя на междугородном автобусе меньше, чем у вкалывающего на городских маршрутах его собрата по ПАТП. Тем не менее направление на работу на «межгород» ссылкой в водительской среде не считается - скорее, наоборот. Здесь, как и на всей Руси, есть своя система льгот за недоплату. Так, нашего командира Вячеслава и всех его коллег хозяева придорожных кафе кормят бесплатно - остановившийся автобус с пассажирами дает им вполне достаточную выручку для покрытия такого расхода.

И снова в путь. Родная область прощается с нами симпатичным плакатом дорогинского завода керамических изделий: «В ассортименте - унитазы, умывальники (на постаменте)». В самом деле, как представишь такую конструкцию на постаменте, скажем, у оперного театра - на душе становится веселее. Впереди - Алтай.

Бензин у наших соседей еще на 20 копеек дороже. Как в той классической ситуации про сдохшую соседскую корову - мелочь, а приятно за земляков-новосибирцев. И дорога здесь пощербатистее - второй плюс в нашу пользу.

Тальменка. До недавнего времени здесь действовала основная точка алтайских «наперсточников». Стоило тормознуть очередному автобусу на отдых и кормежку - и начиналось незамысловатое действо из серии «угадай шарик», после которого иные пассажиры уезжали не то чтобы в чем мать родила, но все же. Сегодня эта лавочка прикрыта, а жуликоватая нечисть перебралась в другие места. Неизвестно, за что вдруг местная милиция осерчала на актеров одного и того же многолетнего спектакля, - но ведь можем же найти управу, если захотим.

Участок от Новоалтайска до Бийска знаменит своими объездами. Местные дорожники, не торопясь, реконструируют дорогу - судя по темпам их деятельности, дела тут лет этак на пятьдесят. Наш бедолага-«Икарус», жалобно подвывая двигателем, ползет семь километров буквально на брюхе по грунтовым ухабам. Остается лишний раз восхититься терпению Вячеслава и запасу прочности, заложенному безвестными венгерскими конструкторами: если бы не два этих фактора, не видать бы четырем десяткам пассажиров Белокурихи, как своих ушей.

Полковниково. Выстраданный Бийск. И вот всего лишь после 9 часов пути пропыленный автобус с гордым знаком ПАТП-4 въезжает на знаменитый алтайский курорт. Впереди отдых - и назавтра дорога домой с полным грузом сибиряков на борту по тому же маршруту. И так далее - до тех пор, пока трудяга-«Икарус» не развалится окончательно или мэрия не заменит его на новый автобус. Судя по ходу наших реформ в отдельно взятой Сибири, первый вариант намного более вероятен.

Резонанс
Новости
Рекорд по продолжительности поставили публичные слушания, которые проходили вчера, 11 декабря, в администрации Советского района. Они продолжались более четырех часов, и на них обсуждался только один вопрос. В формулировке мэрии Новосибирска он звучал так: «О проекте планировки территории, ограниченной шлюзовым каналом, створом перспективного моста через реку Обь, Бердским шоссе и границей городских лесов в Советском районе».
Министр физической культуры и спорта Новосибирской области Сергей Ахапов прокомментировал вопросы подготовки Новосибирска к предстоящему молодежному чемпионату мира по хоккею с шайбой 2023 года.
В этом году в Новосибирск чуть позже обычного срока стали привозить партии новогодних елок. Сугробы намело еще в ноябре, рубить деревья было непросто. Но продавцы уверяют, что хвойных хватит всем желающим.
Опроверг слухи о закрытии проекта городской электрички в Новосибирске губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе пресс-конференции 11 декабря.
В начале следующего года стоимость продукции в крупных торговых сетях останется прежней, несмотря на рост НДС с 18% до 20%. С соответствующими обращениями ритейлеры обратились в адрес своих поставщиков.
Опрос среди соискателей работы показал – 9% сотрудников увольняют после новогодних корпоративов. Причины каждый год одни: драки, скандалы и неэтичные высказывания в адрес коллег и руководства. Как не остаться без работы «по алкогольной статье», рассказали специалисты HeadHunter.