Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Так все-таки есть литературный процесс или нет?

25.08.2000
Эту и другие темы обсуждали участники «круглого» стола в редакции журнала «Сибирские огни».

Эту и другие темы обсуждали участники «круглого» стола
в редакции журнала «Сибирские огни»

В беседе приняли участие члены редколлегии журнала: Владимир Берязев (директор), Алексей Горшенин (редактор), Владимир Клименко (ответ. секретарь), Владимир Попов (редактор). Все участники дискуссии - люди пишущие (поэт, два прозаика и литературный критик).

 «ВН»: В Сибири, насколько известно, существует достаточное количество литературно-художественных журналов и альманахов (омский «Иртыш», иркутская «Сибирь», красноярские «Дни и ночи», барнаульские «Алтай» и новый «Барнаул», кемеровские «Огни Кузбасса», томские «Сибирские Афины» и т.д.), и лишь «Сибирские огни» претендуют на статус издания общесибирского. Насколько обоснованна эта претензия?

Владимир Клименко: Время показало, что ничего лучше идеи центрообразующего журнала, каким все время были «Сибирские огни», так и не родилось. Попытки были, но ни один журнал это место занять так и не сумел.

Владимир Попов: Как вы знаете, в прошлом году состоялся Третий съезд писателей Сибири, съехались литераторы из разных областей, все заинтересованы, чтобы «Сиб. огни» были центрообразующим журналом Сибири и чтобы журнал поступал в разные области.

«ВН»: Но иркутская писательская организация, которая, кстати, считается одной из самых сильных в Сибири, на съезд не приехала и идею возрождения общесибирского издания в лице «Сибирских огней» проигнорировала...

Алексей Горшенин: Мифу об иркутской писательской организации, как самой сильной, давно уже пора скончаться. Почему она считалась сильной? Там был Вампилов, царство ему небесное, и там был Распутин, который давно москвич. Вот и все. Между ними-то никого нет. Даже в Красноярске за спиной Астафьева более мощные писатели...

Владимир Клименко: Действительно иркутяне не приехали, проигнорировали, не захотели принять ни идею журнала, ни идею съезда... Но, обратите внимание, в первом номере за этот год у нас публикуется иркутянин Владимир Максимов. И после публикации автор прислал восторженное письмо: «Вижу наконец-то реально существующий сибирский журнал и хочу с ним сотрудничать». И ради бога. Если уровень прозы будет тот же, мы всегда рады... Тут же пришло письмо от Кима Галкова: «Высылаю новый роман».

Владимир Попов: Рукописи присылают отовсюду - из Москвы, Питера, Минска, с Украины, даже была одна из ЮАР. И поток растет.

«ВН»: И все же, согласитесь, проблема есть, она была всегда и давала повод злым языкам называть журнал не «Сибирскими огнями», а «Новосибирскими огнями». Проблема состоит в том, что все публикуемое в этих изданиях процентов на 80-90 представляет из себя материалы местного характера и местных авторов. Если посмотрим с этой точки зрения на «Сиб. огни», то картина следующая: N 1: из одиннадцати авторов - только два неновосибирца, N 2: из десяти авторов - только три иногородних, N 3: из девяти - два...

Владимир Клименко: На самом деле это не проблема журнала, это проблема тех мест, из которых не идут рукописи. Мы открыты всем.

Алексей Горшенин: К тому же в разделе критики у нас все материалы имеют общесибирский характер: обзоры об общем состоянии литературы, представление журналов и альманахов всего региона, рецензии на издания, выпускаемые в разных сибирских городах...

«ВН»: Вы не отказались от раздела литературной критики в то время, как многие толстые журналы от подобной рубрики давно отказались. Есть мнение (и многими разделяемое), что литературной критики как жанра больше нет...

Владимир Клименко: Просто голос критиков перестал звучать на всю страну. Москва - отдельное государство, вся остальная Россия - отдельное... То, что не прозвучало в Москве, не прозвучало нигде. Это беда средств массовой информации.

Алексей Горшенин: Как же без критики, без зеркала, без осмысления литературного процесса?..

ВН: Так многие считают, что и литературного процесса нет. Нет процесса, нет и зеркала.

Алексей Горшенин: А кто сказал, что его нет? Он просто стал размытым, стал не таким конкретным, как раньше.

Владимир Берязев: Что касается поэзии, то в Сибири лучшая в стране поэзия.

«ВН»: Под литературным процессом обычно понимается не только наличие нескольких десятков пишущих в данном пространстве людей, но и многое другое. Реально действующие издательства, например, выпускающие книги. СМИ, заинтересованные в представлении литературных имен, в том числе специальные. Литературная среда. Читательская аудитория... Все это хорошо известно, и мы из этого «джентльменского набора» мало что имеем. Для сравнения, реально действующих издательств у нас - одна «Мангазея» (и та ориентирована на определенную литературу), при 2000 в Москве. Издаваться за свой счет - долговая яма, подаваться в столицы - там свои в очередь стоят... Одним словом, быть писателем «без столичной прописки» очень сложно.

Владимир Клименко: Потому и нужен серьезный толстый журнал именно в Сибири, где могли бы авторы «без столичной прописки» публиковаться. Хотя и москвичи у нас тоже публикуются: если проза хорошая, почему бы и нет. Почему была такая растерянность среди писателей в начале 90-х? Печататься негде. Куда писать? В стол, в вечность? Кто-то делал и так, но большинство просто зачехляло перья.

Владимир Берязев: Были и моменты психологического, и мировоззренческого плана. Многие просто умерли, потому что так и не смогли понять, что происходит. А другие от этого уныния и непонимания бросили писать, потому что непонятно, что писать и ради чего все это делается. Миновало это, миновало.

Алексей Горшенин: По крайней мере, поворот к нормальной жизни и нормальной литературе намечен. Это ощущается. Вся накипь, вся пена постепенно сойдет. И что-то обязательно должно остаться. И это «что-то» надо увидеть, осмыслить и показать. Это к тому, для чего литературная критика... И с тем, что литературного процесса нет, не согласен. И книги выходят, и журналы печатаются. Другое дело - уровень, качество. На это и надо смотреть и оценивать.

Владимир Берязев: Думаю, в 20-е, начале 30-х тоже выходило много книг, и сору было не меньше. Авторов - уйма, а имен осталось десяток-два. Это нормальный процесс. Более того, у меня такое ощущение, что с 2000 года вообще наступает время художника. Есть такое предчувствие. Агрессивная информация уходит из нашей жизни. Постепенно. Народ устал, информация успокоилась. Обратите внимание на радио, ТВ: информация не носит отчетливо агрессивный характер. Идут рядовые события, акции, конференции, уборка урожая, тепло... Следующий шаг, если уровень жизни чуть поднимется, - люди начнут тосковать по каким-то живым впечатлениям, им уже будет недостаточно сухого информационного ряда. И читатель, и зритель пойдет в кинотеатры, театры (он и сейчас уже туда идет) и будет искать новых произведений. Нормальные произведения, а не детективы. То есть наступает период осмысления... Время художника... Во всех его ипостасях.

Алексей Горшенин: Дело, возможно, еще не только в сухой информации, народ просто устал от всей этой развлекаловки, прямолинейного вдалбливания. Раздрыганность жизни завершается, народ возвращается к нормальным осмысленным ценностям, моральным правилам, вещам знакомым и привычным. Подчеркиваю, привычным, потому что это очень важно. Поэтому возвращается время традиционных институтов во всех отраслях. Думаю, с этой точки зрения, «Сиб. огни» находятся на правильном пути.

«ВН»: Вы будете в журнале сознательно уходить от публикации так называемых «чтивных жанров»?

Алексей Горшенин: Чтиво без нас везде напечатают.

Владимир Клименко:Это не проблема напечатать скандальную или чисто беллетристическую (в худшем понимании этого слова) литературу. Она напечатается без нашего участия. Раньше ее было в недостатке, потом стало в избытке. Быстренько накушались, кто-то еще продолжает кушать, но и тем, кто читает детективы, и тем, кто читает женские романы, и тем, кто читает фантастику - а фантастика становится все хуже и хуже, - им всем не хватает того, что мы всю жизнь называли литературой, в любом жанре. Поделки перестали интересовать.

«ВН»: А верно ли, что, несмотря на то, что художественность текстов объявлена основным критерием при отборе материалов для публикации, «Сибирские огни» - журнал с идеологией, и этого не скрывает?

Владимир Берязев: Созидательность, государственность, духовность. Журнал на протяжении 70 лет (как минимум) участвовал в том, что сейчас называют «государственным строительством», и мы эту традицию намерены продолжить. Так или иначе, но от участия художника в жизни государства мы все равно никуда не денемся. А укрепление государства непреложно связано с усилением того, что в Америке - пусть и грубо сказано - называется промыванием мозгов. У них Голливуд четко работает - осуществляет функции бывшего идеологического отдела ЦК. Они этого добились, и этого не скрывают... Или, почему Сорос финансировал определенные журналы? По моему мнению, потому, что они работали исключительно в русле того, что было выгодно Западу. Когда стало понятно, что до конца не получилось - от вложения капиталов отказались. «Новый мир» в итоге от подобного рода деятельности, на мой взгляд, сошел на нет.

«ВН»: То есть, художественность произведения - все же не единственный критерий отбора. Если произведение высокохудожественное, но идеологически вам чуждое, опубликовано оно не будет?

Владимир Берязев: Ни в ком случае. Повторяю: созидательность, государственность, духовность.

Владимир Клименко: Все так боятся слова «идеология». Разве так плохо любить Родину, плохо желать ей добра или ощущать себя сыном своей страны. Тут, по-моему, даже вопросов никаких быть не может!

«ВН»: В более или менее стабильном режиме, в новом составе журнал начал выходить не так давно, с лета прошлого года, и с концепцией издания окончательно определились только год назад. Резонный вопрос: насколько долговечна эта стабильность?

Владимир Берязев: Нас финансирует администрация Новосибирской области. Она учредитель издания совместно с Союзом писателей РФ. Думаю, и областной Совет, и областная администрация уже смирились с мыслью, что журнал необходим... К тому же, повторюсь, времена меняются к лучшему: наступает период осмысления, потребности в настоящей литературе.

Резонанс
Новости
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
В больнице под Новосибирском мужчины распивали спиртное, внезапно между ними возник конфликт: один избил второго деревянным подлокотником от дивана по голове.