Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Жатва бензиновых королей

08.09.2000
Цены на бензин для новосибирцев в последние дни августа росли, как грузди после хорошего дождя. Самый ходовой 92-й, с ходу взяв семирублевый рубеж за литр, столь же лихо одолел и восьмирублевый. Самая любопытная точка зрения, озвученная в новосибирских средствах массовой информации по сему поводу, - дескать, ничего особенного не происходит...Что ж, желающие лизать выхлопную трубу у бензозаправщиков всегда найдутся...
Фото Аркадия УВАРОВА

 Цены на бензин для новосибирцев в последние дни августа росли, как грузди после хорошего дождя. Самый ходовой 92-й, с ходу взяв семирублевый рубеж за литр, столь же лихо одолел и восьмирублевый. Теперь заправка «жигулевского» бака обойдется в три с лишним сотни - и это, похоже, далеко не предел.

Самая любопытная точка зрения, озвученная в новосибирских средствах массовой информации по сему поводу, - дескать, ничего особенного не происходит. Обычное сезонное повышение тарифов плюс жатва на полях плюс заниженные по сравнению с мировыми цены на бензин в России. И вообще обслуживающие Новосибирск бензиновые коммерсанты - ангелы, а вот мэрия, отправившая запрос в Территориальное антимонопольное управление по поводу стоимости топлива в области и пытающаяся найти новых поставщиков, - бяка редкостная и неблагодарная.

Что ж, желающие лизать выхлопную трубу у бензозаправщиков всегда найдутся. Да и любого прохожего на улице можно в одночасье записать в пример для подражания - ведь мог бы и ножичком пырнуть, а так просто прошел мимо, и все. Гораздо интереснее попробовать снять все же лапшу с ушей и разобраться: много мы платим за бензин или все же мало? Тем более что проблема эта существует не только в России.

Есть в Интернете любопытный сайтик www.gasolineprotest.com. В переводе на русский - «бензиновый протест». И речь на нем именно о том же - о бензиновых ценах.

Против чего протестуют наши коллеги по капитализму? Взять, например, обитателей США. Цены на 92-й бензин или его аналоги в богатейшей стране мира в августе составили от 9 рублей 50 копеек за литр в штате Миссисипи до 11 рублей за такой же литр на далекой северной Аляске. Это при средней зарплате примерно в 50 раз выше нашей.

 И они протестуют! По всем штатам вой стоит - дорого! Взять бы этих протестантов, да на нашу зарплату и на заправочку какого-нибудь «Задрючинскнефтепродукта» - что бы они сказали? Думается, что такое соотношение между ценой на бензин и зарплатой им и в самом страшном сне привидеться не может.

Ну бог с ними - пусть спят спокойно. Но откуда же тогда сверхприбыли наших нефтяных королей и бензиновых «шестерок», если цена на бензин у нас и в Штатах довольно близка?

А вот откуда. В мире, образно говоря, есть два подхода к бензиновым ценам. В Штатах бензоколонки обременены минимумом налогов, ибо их товар стратегически важный и принципиальный для настроения избирателей. Попробуй повысь налог и, следовательно, цену: любого самого популярного президента и его партию так смешают с грязью и прокатят на выборах, что мало не покажется.

Другой подход существует в Европе. Здесь стоимость литра бензина - от 22 до 30 рублей опять же при их зарплате. Но львиная часть из этой суммы - до 60% - идет в прямой доход государства в виде акцизного налога. Европейцы тоже протестуют, разумеется, но более вяло. Во-первых, за счет бензиновых денег здесь развита мощная система социальной помощи, которой в той или иной мере пользуется большая часть населения. Во- вторых, размеры территории и качество дорог здесь таковы, что на одном бензобаке можно объехать несколько стран - и еще топливо останется.

Россия, как всегда, шествует своим путем, при упоминании которого любой гражданин нормальной страны автоматически тянет палец к виску в международном жесте. Мы экспортируем бензин почти исключительно в Европу, тем самым мощно кредитуя бюджеты европейских стран за счет взимаемых ими налогов и создавая их жителям райские условия жизни по сравнению с нашими согражданами. Внутри страны мы держим запредельные для наших доходов цены за счет монополизма производителей и картельных сговоров продавцов-посредников. Тем более что, как говорится, был бы несогласный с этой схемой - а киллер на него найдется: по числу заказных убийств топливная отрасль традиционно находится в лидерах.

Да и созданная кое-кем легенда о добрых новосибирских богатырях-поставщиках «Сибнефти» да ЮКОСе - миф, причем довольно дутый. Примерно так в старину цыгане «надували» коней для продажи, что красочно описано Шолоховым в «Поднятой целине». Чтобы выдернуть затычку и «спустить» лошадку, достаточно проехаться по сферам влияния других компаний. К примеру, еще в июне в Санкт-Петербурге литр бензина стоил на целый рубль дешевле, чем в Новосибирске - это при том, что нефть добывается все же в Сибири, а не в Ленинградской области.

Прогнозы? Увы, тоска болотная, если трезво оценить ситуацию. Народ у нас по бензиновому вопросу традиционно безмолвствует. Президент тоже безмолвствует, правда, нетрадиционно, в отличие от предшественника. В общем, дери с нас, Емеля - твоя неделя, причем не неделя даже, а круглый год.

К тому же в России - и только в России - принято идти на виселицу со своей веревкой. И вот наша, прошу прощения за выражение, Дума при российских разбитых дорогах и огромных расстояниях решила действовать по- европейски, приняв повышенные ставки акцизов на бензин с 2001 года. Так что светлое ценовое будущее на бензоколонках у нас еще впереди - через полгодика и нынешние восемь рублей за литр раем казаться будут.

P.S. При перерасчете цен использован курс Центробанка: 1$=27.75 рубля.

Резонанс
Новости
Более ста человек собрались у лицея №22 «Надежда Сибири» в центре Новосибирска вечером 18 октября. Родители учащихся и местные жители протестуют против строительства бизнес-центра на месте сквера на улице Советской. Они готовят обращения в прокуратуру и мэрию.

В Октябрьском районе Новосибирска опасность для детей представляют тренажеры во дворах. Случаев, когда школьники получили травмы в собственном дворе, уже пять, и родители намерены обратиться в прокуратуру, чтобы добиться демонтажа металлических конструкций.
Нетипично крупные покупки, много купленных товаров за час, снятие денег в новых местах – банки вправе блокировать трансакции, которые они по новому закону посчитают сомнительными. Обостренная забота о безопасности может обернуться внезапными неприятностями для клиента. Чтобы пользоваться картой за границей, нужно предупредить банк за неделю до вылета. Что делать, чтобы избежать блокировки карты – в материале VN.ru.
Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
Чиновник с «жестким характером» – начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Анатолий Мотыга – написал заявление об увольнении. Этот пост он занимал 15 лет. Отставка Мотыги совпала с подготовкой строительства бизнес-центра рядом с лицеем №22, которая возмутила общественность.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».