Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

У меня, как у сапера, нет права на ошибку

12.09.2000
Сегодня исполняется 70 лет Александру Чернобровцеву - художнику-монументалисту, заслуженному деятелю искусств РВ, члену Президиума Новосибирской организации Фонда культуры России и просто человеку, которому наш город во многом обязан своим обликом.Жить в Новосибирске и не знать имя Александра Чернобровцева невозможно. Потому что Чернобровцев и есть часть этого города, причем в самом что ни на есть зримом его воплощении...
Александр Чернобровцев

 Сегодня исполняется 70 лет Александру Чернобровцеву - художнику-монументалисту, заслуженному деятелю искусств РВ, члену Президиума Новосибирской организации Фонда культуры России и просто человеку, которому наш город во многом обязан своим обликом.

Жить в Новосибирске и не знать имя Александра Чернобровцева невозможно. Потому что Чернобровцев и есть часть этого города, причем в самом что ни на есть зримом его воплощении. Солнечные витражи златоглавой часовенки в центре Новосибирска - творение его рук. Большой мемориальный ансамбль монумента Славы - это он, Чернобровцев. Как и памятник Славы воинов-сибиряков в честь 55-летия Победы, монументальное панно в сквере Героев революции, интерьер станций первой очереди Новосибирского метрополитена, цирка, консерватории и многое другое, подаренное нам его талантом и любовью к городу, ставшего, в свою очередь, частью его жизни.

70 - возраст, когда за плечами многое: победы и разочарования, полет вдохновения и рутина тяжелой, черновой работы. Возраст, когда - чего лукавить - время подводить определенные итоги и самому себе отвечать на вопрос: не зря ли прожита жизнь?

- Наверное, не зря - я не пожелал бы себе другого. Когда оглядываюсь назад, вижу, что жизнь прошла в большом творческом напряжении. И результаты - я их тоже вижу. Идешь иногда по городу и думаешь: в этом я принял участие, и в этом. Каждая работа - это несколько лет жизни, напряженный труд и все-таки - победы.

- Что, на Ваш взгляд, лучшее из того, что создано? Что самое дорогое?

- Трудно сказать. Как для матери все дети родные, так и для меня это своего рода дети. Каждое творение дорого по-своему и появиться на свет могло только в свое время. Я был молодым, когда делал панно в сквере Героев революции. Это было романтическое для меня время, я именно так представлял себе величие события, и повторить это сейчас у меня бы просто не получилось - я стал другим человеком.

- Как рождаются Ваши замыслы?

- По-разному. Что-то всплывает в памяти, какие-то ассоциации, прозрение немножко, опыт. Кто-то из художников сказал однажды, что любое произведение должно быть открытием по содержанию и изобретением по форме. Это так. Тебя вдруг осенило, идея родилась, а надо ведь, чтобы все поняли, что ты хочешь сказать - значит, нужно еще и форму подобрать. Вот, например, замысел монумента Славы. К сожалению, он людьми не очень прочитывается, а значит, что-то теряется. За пилонами есть березовая роща, и деревья воспринимаются просто как березы. А это - Родина. И чтобы это прочитывалось, я приподнял березы над уровнем земли на 40 сантиметров. Но под ними должны были расти ромашки, васильки, чтобы было ясно - это кусок родной земли. Но нет ромашек и васильков, и никто их никак не посадит.

- Наверное, создавать то, что должно стоять годы, десятки лет - это колоссальная ответственность? Ведь тот же монумент, окажись он неудачным опытом, не сравнять с землей...

- Художник-монументалист - он как сапер. Он не имеет права ошибаться. Если художник-станковист написал картину, а она не понравилась, ее не приняли, ну что ж, взял и унес домой. А монументалист связан с огромными расходами, за ним - десятки людей, которые участвуют в проекте. Например, на монументе Славы самое дорогое - площадь, все засыпано, заасфальтировано, туда вложены большие деньги. Я делал формы рельефов, а отливали их на заводе, а это тоже чья-то зарплата, материалы. Все это обязывает. Поэтому монументалист не имеет права на ошибку, на субъективность, на свое, личное. Он должен говорить от имени всех.

- Но личность все же угадывается, поэтому творчество художника всегда воспринимается неоднозначно. Есть, вероятно, и те, кто критически относится к вашему.

- Импрессионистов, когда они появились, называли дикими, никто не принимал их всерьез. А сейчас это гордость Франции. Людям может не нравиться, если произведение художника не совпадает с тем, к чему они привыкли, что устоялось. А потом они говорят: посмотрите, он первый сделал это. Таковы законы искусства, законы жизни. А художник-станковист - он всегда в чем-то первооткрыватель.

- Вслед за взлетом вдохновения неизбежно следует рутинная, «грязная» работа по воплощению замысла. Всегда ли есть уверенность, что задуманное удастся?

- В творчестве есть доля авантюризма. Как я начинал работать над панно в сквере Героев революции? Условия какие были? Мастерской нет, опыта фактически нет - мне 27 лет было, когда приступил к работе, я сам не знал, художник я или еще нет, хоть и закончил институт с отличием. Не было чувства уверенности, что могу. Сейчас уже есть - я знаю, что будет трудно на первых шагах, но я справлюсь. Уверенность копилась по крупицам, когда возникали сложные ситуации, а я их преодолевал. Например, стена в сквере оказалась кривой - наклоненной на 40 сантиметров. А она почти 9,5 метра высотой, и если б я повесил на нее 90 тонн, а столько весило панно, все просто рухнуло бы. Пришлось делать новый фундамент, каркас металлический приваривать к стене, а уже на него монтировать панно. Так что, у художника есть много трудностей, кроме творческих, их тоже надо решать.

- Александр Сергеевич, представьте, что у Вас, помимо Вашего таланта, есть и молодость, и много денег, и полная свобода творчества. Что бы вы создали?

- Есть одна мечта - она уже в макете стоит, в мастерской. Я хотел бы на улице Восход, где кончается бульвар и трамвай пересекает улицу, поставить обелиск, который стал бы новым символом Новосибирска. Два камня с рельефным изображением нашей сибирской природы - тайги, рек... Камни держат прямоугольный блок, по торцу его - золото, алмазы, уголь, нефть - наши богатства. А на самом блоке стоит человек, который как бы вышел из этих ворот, распростер руки и восхитился сибирским простором - потому что вот она, Обь, раскрылась, и город перед ним. А сверху - след от ракеты. Гордый взлет и звезды, которые она пронзила. Этот след от ракеты - символ взлета мечты, торжества науки и техники, потому что город наш замечательный за 100 лет вымахал в один из крупнейших в стране и даже в мире. У обелиска, с одной стороны и с другой, - 6 пилонов, каждый посвящен какому-то этапу развития Новосибирска.

Я сам почти половину его истории прожил вместе с ним - 47 лет. А есть те, кто всю жизнь прожил. Кто строил этот город, у кого на глазах он рос, кто гордится тем, что живет в этом городе. Я хотел бы выразить эту гордость, сделать обелиск как символ торжества людей, создавших с нуля наш город.

- Пусть осуществятся Ваши мечты. Здоровья Вам на долгие годы и творческих удач.

Резонанс
Новости
Рекорд по продолжительности поставили публичные слушания, которые проходили вчера, 11 декабря, в администрации Советского района. Они продолжались более четырех часов, и на них обсуждался только один вопрос. В формулировке мэрии Новосибирска он звучал так: «О проекте планировки территории, ограниченной шлюзовым каналом, створом перспективного моста через реку Обь, Бердским шоссе и границей городских лесов в Советском районе».
Министр физической культуры и спорта Новосибирской области Сергей Ахапов прокомментировал вопросы подготовки Новосибирска к предстоящему молодежному чемпионату мира по хоккею с шайбой 2023 года.
В этом году в Новосибирск чуть позже обычного срока стали привозить партии новогодних елок. Сугробы намело еще в ноябре, рубить деревья было непросто. Но продавцы уверяют, что хвойных хватит всем желающим.
Опроверг слухи о закрытии проекта городской электрички в Новосибирске губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе пресс-конференции 11 декабря.
В начале следующего года стоимость продукции в крупных торговых сетях останется прежней, несмотря на рост НДС с 18% до 20%. С соответствующими обращениями ритейлеры обратились в адрес своих поставщиков.
Опрос среди соискателей работы показал – 9% сотрудников увольняют после новогодних корпоративов. Причины каждый год одни: драки, скандалы и неэтичные высказывания в адрес коллег и руководства. Как не остаться без работы «по алкогольной статье», рассказали специалисты HeadHunter.