Новосибирск 9.2 °C

Имя из святцев

22.09.2000 00:00:00

Дейл Карнеги утверждает, что для человека
самое приятное слово - это его имя

 Утверждение великого душеведа могут подтвердить в любой церковной лавке, где самым востребованным товаром являются именные иконы, а самый популярный календарь - именинный. Там же можно узнать, какие нынче в моде имена для новорожденных. Если еще несколько лет назад детей повально называли именами или самыми распространенными (вроде Александра и Елены), или экзотическими (например, Диана), то сейчас большинство родителей, прежде чем дать ребенку имя, идут за консультацией в церковь.

Чтобы понять, как правильно выбрать имя ребенку согласно церковным правилам, нужно вспомнить, как же это делалось раньше. На восьмой день после рождения ребенка над ним совершался чин наречения имени. В некоторых семьях называли младенца в честь одного из любимых в семье святых, независимо от того, в какой день ребенок родился. Но в большинстве своем имена давали по святцам: священник заглядывал в церковный календарь и смотрел, память какого святого церковь отмечает в день появления младенца на свет. В честь этого святого ребенка и нарекали. Младенец получал и Небесного Покровителя - святого, имя которого он будет носить после совершения над ним таинства крещения.

Но это, как говорится, чистая схема. В реальной же жизни случались различные нюансы. К примеру, женские имена присутствуют не в каждом дне церковного календаря, и если в день рождения девочки в святцах не было памяти святой, то имя выбирали из следующего дня. Если ситуация повторялась, то поиски в календаре продолжались, и так до тех пор, пока женское имя не находилось. Бывали случаи, когда имя, вроде бы подходящее по церковным канонам, звучало для современного слуха не совсем благозвучно, и тогда разрешалось выбрать более подходящее имя из ближайших дней вперед по календарю вплоть до восьмого дня. Зависело это, конечно, от доброй воли священника. Но, судя по встречающимся в старых книгах именам типа Акакий, Бидзин, Транквиллин, Асклипиодота и

т. п., добрая воля эта проявлялась не всегда.

В связи с этим вспоминается случай, происшедший с моим старым приятелем. В молодости, увлекшись чтением ура-патриотических книг, он постепенно стал превращаться в антисемита. И вдруг, совершенно случайно, узнал, что у его прадеда Моисея отца звали Иосиф, а деда - Израиль. Обратившись за разъяснением к своему деду, он услышал, что, дескать, поп из той деревни, откуда они родом, не любил их родню и при крещении специально давал младенцам еврейские имена и лишь при крещении этого самого деда сменил гнев на милость и дал русское имя. Справедливо усомнившись в мафусаиловом веке деревенского священника, сумевшего окрестить аж четыре поколения, приятель мой, внимательно взглянув в зеркало и вспомнив анекдот о физиономии и паспорте, свои антисемитские взгляды резко сменил.

Кстати, имена Израиль, Иосиф, равно как Сарра, Рахиль и прочие, не всегда являются признаком принадлежности к еврейской нации, так как имеются в святцах и считаются именами православными. Да и вообще имен еврейского происхождения в святцах немало. Даже такие считающиеся традиционно русскими имена, как Иван и Марья, оказывается, тоже еврейские. Вообще-то понятие русское имя или не русское - довольно относительное. Огромное количество имен, по крайней мере в христианских странах, имеют одинаковые значения и различаются лишь особенностью национального звучания. Так, к примеру, известная кукла Барби - по нашему просто Варя, Санчо Пансу у нас бы звали Шуриком, а имя супруги Билла Клинтона Хиллари - производное от православного имени Илария, что по-гречески означает - тихая, радостная.

Кстати, значение имен тоже немаловажный фактор для родителей, решающих, как назвать своего новорожденного. Помню, как ужаснулась одна мамаша, когда прочитала в церковном календаре, что имя ее сына Савелий (по церковному - Савел) переводится как «тяжкий труд». Пришлось продемонстрировать ей книгу «Краткие жития святых», где указано и второе его значение - «испрошенный у Бога». Кстати, книгу эту, изданную недавно в Новосибирске, можно по праву назвать энциклопедией православных имен. По крайней мере, работники церковных лавок, принимающие записки о здравии и упокоении, ее оценили по достоинству. Приносит, к примеру, человек записку. А там значатся Ася, Груня, Егор, Липат - сплошь нецерковные имена. Приходится заглядывать в книгу и переписывать на Анастасию, Агриппину, Георгия, Ипатия. Но, бывает, такое имя напишут, что ни в какой книге не отыскать. Например, имя героя романа Ильфа и Петрова - великого комбинатора - пришлось бы переписывать, так как Остап - это простонародное звучание имени Евстафий.

Выбирая малышу имя, задумываются родители и над тем, как оно будет звучать в просторечье. Вроде бы по всем параметрам имя подходит, но тут начинаются сомнения: а как же будут звать их ребенка во дворе, а не будут ли дразнить? Такие родители с книгой «Краткие жития святых», где есть соответствующие приложения, не расстаются до тех пор, пока не выберут ребенку имя и, соответственно, Небесного Покровителя - святого, в честь которого их новорожденного назвали. Но нужно отметить, что Небесный Покровитель может быть только у людей, над которыми совершено таинство крещения. После этого таинства у человека, кроме дня рождения, появляется еще один праздник - именины, или день ангела, то есть день памяти святого, имя которого человек носит. Если человек до крещения был назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное ему имя православное. Если взрослый крещеный человек с неправославным именем не знает, с каким именем он был крещен в детстве, то ему, после выбора в церковном календаре или в книге «Краткие жития святых» подходящего православного имени, нужно сообщить об этом священнику на исповеди. После прочтения разрешительной молитвы, в которой священник называет православное имя исповедуемого, человек получает имя, с которым он может исповедоваться, причащаться, включать его в записки о здравии, отмечать именины.

Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти. И тогда с определением дня именин возникают проблемы.

Чтобы определить день именин, в церкви сложилась следующая практика. Если в святцах, то есть в церковном календаре, встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитым с вами (то есть с тем же именем, что носите вы), то вашим днем ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперед по календарю. А святой, память которому совершается в этот день, и будет вашим Небесным Покровителем. Если вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то ближайший день памяти после вашего дня рождения - это и есть день ваших именин, остальные же дни его памяти называют «малыми именинами».

Правила определения своего дня ангела не так сложны, но, тем не менее, многие, каждый раз встречая в церковном календаре имя соименного святого, ничтоже сумняшеся считают этот день своим личным праздником, хотя именины у человека, так же как и день рождения, бывают всего один раз в году. Один из таких случаев приводится в рассказе современного православного писателя священника Ярослава Шипова о бригаде плотников-шабашников, которых сельское начальство наняло на строительство деревянной церквушки. Выбор на них пал потому, что обладали они единственным на всю округу церковным календарем. Но вот только вышла со строителями незадача, и причиной ее стал как раз этот самый календарь. Заметил батюшка, что больно часто строители попивают, и все в честь именин. На вопрос, отчего, мол, именин столько много, открывали они календарь и показывали: вот, дескать, у Александра именины, вот - у Федора, вот у Бориса. А так как святых с именем Александр в календаре встречается около тридцати, а Федоров - более сорока, то гуляла бригада чаще, чем работала. Попытки священника выяснить, кто когда родился, и утвердить законные дни тезоименитства ни к чему не привели. Тем не менее работа шла помаленьку, но до тех пор, пока к бригаде не присоединился плотник по имени Иван. Добавив в плотный праздничный график сразу девяносто дней, он нанес смертельный удар по строительству. Пришлось с заезжей бригадой расстаться и нанять своих, сельских, мужиков, смирясь с их привычкой выпивать по большим церковным праздникам. Благо праздников этих было в году значительно меньше, чем именин у предыдущей бригады.

Довольно распространенный обычай отмечать свои именины по-светски церковью не поощряется. День именин - праздник особый. Конечно, в этот день принято дарить имениннику подарки, а он, в свою очередь, угощает близких и друзей, но главное для именинника в этот день - посетить церковь, и не просто посетить, а исповедаться и причаститься. И уж совсем обязательно каждому православному знать житие своего святого. В огромном большинстве православные святые - это мученики, отдавшие свою жизнь за Христа. Те же, кто не удостоился чести умереть за веру, были образцом чистоты и благочестия, поэтому получили от Бога в награду святость. В любом случае, христиане носят не просто имена, а имена святых, и потому они должны помнить важное для всех христиан правило: святое имя требует и святой жизни.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: