Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Бастовать, конечно, проще

22.09.2000
У нашего городского транспорта есть свои если не реликвии, то символы. К ним, бесспорно, относится автобусный маршрут 8э от города до Академгородка - легендарная «восьмерка-экспресс».Сегодня здесь трудятся экипажи ПАТП-3 - всего 18 машин в день. Некогда один из лучших в городе, коллектив этот в последнее время тоже знаменит - забастовками с пикетированием собственных ворот и массовым невыходом на линию. Причина, как известно - задержки зарплаты...Как ПАТП-3 сегодня зарабатывает свою зарплату? Чтобы оценить этот процесс, достаточно прогуляться на конечную остановку «восьмерки» у станции метро «Речной вокзал»...

 У нашего городского транспорта есть свои если не реликвии, то символы. К ним, бесспорно, относится автобусный маршрут 8э от города до Академгородка - легендарная «восьмерка-экспресс».

Старожилы Советского района вспоминают ее прямо- таки с ностальгией. Посадка на конечных остановках - строго по очереди. Интервал в «пиковое» время - 3 минуты. И немудрено: 28 автобусов ежедневно работало на маршруте. Подвижной состав - сплошь новые «луноходы»-ЛИАЗы и «Икарусы». В общем, не жизнь пассажирская, а сплошная малина с клубникой.

Сегодня на знаменитой «восьмерке» трудятся экипажи ПАТП-3 - всего 18 машин в день. Некогда один из лучших в городе, коллектив этот в последнее время тоже знаменит - забастовками с пикетированием собственных ворот и массовым невыходом на линию. Причина, как известно - задержки зарплаты, источник которой сегодня практически один: сумка работающего на линии кондуктора. Как грубовато говорится: как потопаешь, так и полопаешь. Впрочем, это справедливо для всех транспортников, да и не только для них: волков ноги кормят, журналистов - перья, а автомобилистов - колеса.

Как ПАТП-3 сегодня зарабатывает свою зарплату? Чтобы оценить этот процесс, достаточно прогуляться на конечную остановку «восьмерки» у станции метро «Речной вокзал».

Рядовая пятница 1 сентября. Ничем не примечательное время 13.40. Народу, желающего уехать в Академгородок, по самым скромным подсчетам, скопилось человек под 200. И - ни одной «восьмерки».

Изучаю декорации. Прямо над расписанием висит ободранная картонка «Посадка в порядке очереди». Верно, было здесь такое - до тех пор, пока водители ПАТП-3 не стали открывать на посадке вместо одной двери автобуса сразу обе. Теперь, благодаря этому, автобусы берутся штурмом. Как говорится, стариков и детей просят не беспокоиться.

13.45. К остановке подходит тихоходный автобус маршрута 2 из ПАТП-3 - час пути до Советского района со всеми остановками. «Двойка» забита народом уже от автовокзала, уехать мало кому удается.

Изучаю расписание «восьмерки» - ну очень интересная картина. С 13.08 до 14.39 официальный интервал движения 16-18 минут. Сошел с линии автобус - имеем разрыв в полчаса, не вышел еще один - без малого в час.

На противоположной стороне улицы - оживленное движение частных автобусов в сторону Калининского района. Не успел отъехать один, как становится на посадку другой. А вот до Академгородка кустарей-одиночек с автобусами практически нет - к услугам пассажиров одни «Газели» по десять рублей с клиента.

Невыгодная трасса? Отнюдь: и народа, стремящегося в Академгородок, достаточно, и тариф в 5-6 рублей вполне бы себя окупил. Но частных автобусников сюда практически не пускают за редким исключением: или стой, пассажир, до посинения, или готовь «червонец» «Газели» под выхлопную трубу. Кому выгодно такое положение дел, можно только догадываться.

13.55. На горизонте появляется автобус - «пазик» 622-го маршрута а327св того же ПАТП-3. Желающие уехать быстро перекучковываются, обычно 622-е берут пассажиров, чуть не доезжая до остановки «восьмерки». На сей раз удача не на их стороне - водитель проскакивает метров на 50 вперед. Толпа единым монолитом движется ему вслед, и человек десять успевают даже добежать. Остальные остаются провожать «пазик» взглядом.

Такого рода спорт на этой конечной остановке «восьмерки» в порядке вещей. То водитель тормозит, не доехав до столба с обозначением остановки, то проезжает его - по настроению. В общем, своего рода лотерея для пассажиров. Народ только успевает качаться маятником вперед-назад, нередко сбивая с ног самых слабых.

Оглядываю остановки других маршрутов. Там кипит оживленная жизнь. Челноками снуют автобусы ПАТП-4 с 12-го, 21-го, 68-го маршрутов. Уж на что редко ходит по расписанию 75-й маршрут ПАТП-8 - и то в полном соответствии с графиком отправляются один за другим два автобуса. И только «восьмерки» отсутствуют полностью. Такое ощущение, что в ПАТП-3 опять забастовка.

14.10. Вдруг, откуда ни возьмись, подъезжает еще одна машина ПАТП-3: 49-66 НБЭ, 36-й маршрут. И теперь уже - «недоезд» метров на тридцать: пассажирский народ ломится стадом слонов - играть так играть! Спринт, свалка у двери - и самые сильные и везучие уезжают. Кто послабее - ждет по-прежнему.

14.15. Снова «пазик» 601-го маршрута в515хм из ПАТП-8. Этот идет заполненный битком от площади Маркса, и хоть и останавливается там, где его ждут, но втиснуться удается всего трем-четырем ожидающим.

14.25. Смотрю на часы - за 45 минут ожидания ни одной «восьмерки». Народу - как за бесплатным пивом: толпа клубится аж на проезжей части, мешая движению троллейбусов. Что ж, пора идти в диспетчерскую.

Представляюсь. Симпатичная дама в окошечке только тяжко вздыхает:

«Восьмерка»? Звонили уже - начальство в курсе. А что мы можем сделать? Вот, смотрите, ведомость. Ушел рейс в 13.12, а дальше сплошные «дыры». Теперь ждем только в 14.39. И ничем не подменить - машин ПАТП-3 здесь нет, они все в Академгородке».

Изучаю ведомость - сплошь белые пятна, как в Антарктиде. Вот и сейчас сорвано то ли четыре, то ли пять рейсов подряд. Причем заметно, что оставшиеся машины расположены неравномерно - второстепенные графики еще немного закрыты рейсами, а ключевые, обеспечивающие движение в самое напряженное обеденное время, зияют пустотой.

Бастовать и требовать зарплату за такую, прости господи, работу на фоне других реально «вкалывающих» ПАТП и получать эту зарплату от мэрии на блюдечке - так мы действительно далеко уедем. Но наблюдение продолжается, надо же дождаться хоть один бывший образцовый автобус.

14.34. Наконец-то! После полутора часов ожидания со стороны Академгородка появляется первая «восьмерка». Так, ближе, смотрю номер: 89-83 НБФ, ЛИАЗ. Проверим по компьютеру.

Да-а... Ей-богу, мои комментарии при виде этого автобусного урода после полуторачасовой паузы при читательницах приведены быть не могут. Руководство ПАТП-3 не нашло ничего лучшего, как послать на рейс так называемую инструкторскую машину. Поясню: салон ЛИАЗа урезан, ибо кабина начинается от передней двери, часть сидений с левой стороны по ходу у той же двери - там, где обычно садятся ветераны и дети, - отсутствует. Ну, в общем, скот в таком автобусе возить еще можно, а вот людей...

Чтобы оценить такую «троянскую лошадь» по достоинству, надо знать специфику ПАТП-3. В свое время переделанных подобным образом машин с огромными кабинами для стажировки молодых водителей было немало в каждом ПАТП города. Затем им всем потихоньку вернули первозданный вид: стажеров в них сегодня не увидишь, а тому же пенсионеру или инвалиду присесть практически некуда. В ПАТП-3 все эти автобусы так и остались - неизвестно зачем. Впрочем, водителю удобно, кондуктору тоже.

То же самое и с отсутствием сидений по левой стороне. Инициатором превращения нормальных ЛИАЗов в подобные мутанты в свое время выступило именно ПАТП-3. И сегодня по маршрутам Академгородка гуляет несколько таких машин. Но одно дело - какой-нибудь 28-й маршрут, где ехать-то всего ничего, а другое - полновесный час езды на ногах на той же «восьмерке».

Можно помянуть в очередной раз и еще одно изобретение в ЛИАЗах ПАТП-3 - самодельные дырки, по которым воздух от двигателя, с парами масла и нередко с соответствующим ароматом поступает в переднюю часть салона: туда, где обычно сидят пассажиры с детьми и пенсионеры. Сколько было написано на эту тему, но ничего так и не изменилось.

Такое вот отношение к пассажирам в бывшем одним из лучших автобусном парке города.

Но куда же все-таки делись «восьмерки»? Из бесед с водителями «восьмерок» высветилась по крайней мере одна сторона проблемы. ПАТП-3 в последние год-два не отличалось мощной ремонтной базой. А чем старше автобус, тем большего ухода он требует. Схалтурил слесарь или моторист - и «валятся» машины прямо на линии: рейс-два сделал, и в гараж.

Понятно, что новых автобусов сегодня практически нет. Тем не менее несколько новых ЛАЗов ПАТП-3 в последнее время получило. Сколько из них попало на «восьмерку»? Ни одного! А старость, она и у автобуса, и у человека одинакова: ничего хорошего.

Впрочем, ссылаться на старые автобусы в «тройке», ей- богу, неудобно - в других ПАТП они не моложе. К примеру, самые древние машины и самые тяжелые трассы в городе у ПАТП-8, а работает это предприятие - дай Бог так каждому. Самые дорогие по запчастям и трудные для обслуживания «Икарусы» у ПАТП-4 - и ничего, бегают себе день за днем, как муравьи.

Может, все дело в том, что надо просто уметь работать?

Резонанс
Новости
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
В больнице под Новосибирском мужчины распивали спиртное, внезапно между ними возник конфликт: один избил второго деревянным подлокотником от дивана по голове.