Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Зона риска» в отдельно взятом регионе

27.09.2000
Угрожают ли Новосибирску техногенные катастрофы?...По прогнозам специалистов, через три года может наступить критическая точка в техногенных катастрофах. Сейчас, судя по выводам МЧС, выявлены наиболее опасные в этом отношении регионы, например, наш ближайший сосед - Кемеровская область. Новосибирская в «черный» список не вошла. Что ж, не будем паниковать. Но и оптимизма особого тоже как-то не ощущается. Дай Бог, чтобы те, кто отвечает за опасные направления, и те, кто их контролирует, не забывали о нас, грешных.

Угрожают ли Новосибирску техногенные катастрофы?

 Вид из окна кабинета на восьмом этаже столь обширен и далек, что мгновенно понимаешь, как велик наш город. Ближе всех главное здание энергетиков, ощетиненное антеннами, железная дорога, ведущая к мосту. Поблескивает гладь реки с частью портовых сооружений. А дальше - левобережье с двумя ТЭЦ, угадываемыми трубами заводов. Индустриально-городской пейзаж как раз в тему нашей беседы с хозяином кабинета - заместителем руководителя Государственной инспекции труда, отвечающем за охрану труда, Юрием Мочкиным.

В начале лета мы говорили о ситуации с производственным травматизмом, который нынче вроде бы достигает своего пика, если брать последние годы. И тогда Юрий Федорович сказал, что драматическая тенденция объяснима. Началось некоторое оживление в экономике (пусть даже его пока больше ощущает только верхняя власть. - И.Т.). А основные производственные фонды за последнее десятилетие не обновлялись, не реконструировались, а значит, все быстрее устаревали. Сроки годности вышли. И вот какое-то оживление, и многое посыпалось. А потому и возрос травматизм, труд на негодном или старом оборудовании стал небезопасным, если не больше. Деньги порой зарабатываются ценой человеческой жизни.

 В конце лета пожар на Останкинской телебашне, другие трагические события с жертвами. По официальной статистике МЧС, «причина двух третей катастроф - несвоевременный и некачественный ремонт». И заговорили сейчас уже о череде технических катастроф, о «зоне риска», в которую вступила Россия. Согласен ли с этим мой собеседник?

- Нет, не согласен, - считает Юрий Мочкин, - не буду говорить за всю Россию, а вот по Новосибирской области попытаюсь доказать, что не все так плохо. Возьмем самые опасные в техническом отношении направления. Атомная промышленность - у нас это завод химконцентратов. Нельзя утверждать, что он вступил в «зону риска». Стабильно работает, основные фонды вовремя ремонтируются, поддерживаются в нормальном состоянии. Травмоопасная сфера - энергетика. По нашим данным, по результатам надзорных проверок системы теплоснабжения и ТЭЦ - все объекты, входящие в «Новосибирскэнерго», проходят плановые ремонты, содержатся в подобающем состоянии.

 - Но глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, слова которого приводят «Аргументы и факты», прогнозирует, что к концу года «выйдет из строя четверть мощностей электроэнергетики».

- Это он разжигает страсти, поскольку энергетикам многие задолжали. По нашей области, по крайней мере, если говорить о четырех городских ТЭЦ, никаких предпосылок к катастрофам я не вижу. Еще одна сфера - железнодорожный транспорт. Да, люди не всегда довольны - цены повышаются. Но обновление фондов, капитальные ремонты на Западно-Сибирской дороге идут в плановом порядке. Об этом свидетельствуют данные инспекции труда на дороге - нашего подразделения. Сейчас железнодорожники активно готовятся к зиме. Кстати, эта подготовка во многих сферах экономики контролируется и нашими инспекторами.

- Юрий Федорович, вы нарисовали в некотором смысле идиллическую картину. Что ж, на дороге ничего не случается?

- Я отвечаю на ваш глобальный вопрос о техногенных катастрофах. Несчастные случаи, травматизм есть. Но их причины - игнорирование техники безопасности, нарушения и ошибки в организации труда.

...В конце июня на станции Новосибирск-Южный произошло столкновение маневрового состава с автомотрисой. Целый том - почти четыреста страниц - содержит расследование происшествия. Ночью для ремонта электроснабжения было выделено «окно», и рабочие на автомотрисе на площадке высотой в пять метров занялись ремонтом сети. Через некоторое время вдруг появился маневровый состав. Впереди - платформы, на первой рабочий, который при виде вдруг появившейся автомотрисы с вышкой вынужден был спрыгнуть. А те, кто был на вышке, пострадали, один человек попал под колеса и погиб, двое получили травмы. Выявлены причины трагического происшествия, в частности, отсутствие общего руководителя, плана работ в «окне», координации. А это несоблюдение инструкций, разгильдяйство, но не так называемые техногенные причины.

 - В строительной сфере, - продолжает Юрий Мочкин, - ситуация сложнее. Особенно в стройиндустрии. Все акционировано, и порядок зависит от того, в чьи руки попало предприятие. Если в хорошие, заботливые, как, например, завод ЖБИ-4, кирпичный N 7, то претензий к условиям охраны и безопасности у нас нет. Но вот завод ЖБИ-5 в Искитиме доходит до ручки. Или завод ЖБИ-2 в Матвеевке. Его попросту разграбляют, людей там осталось совсем мало. Это объекты, где можно ожидать неприятностей. Без хозяина дом сирота. Без ухода, без тепла, в прямом и переносном смысле, любое строение ветшает, рушится. Замораживаются и оттаивают фундаменты, происходит деформация колонн, прогибаются перекрытия, стены трещат. Если говорить о бесхозных заводах, то вот пример Искитимского машиностроительного завода нестандартного оборудования бывшего Министерства электронной промышленности. Был чистый, ухоженный. Сейчас никому не нужен. Какая-то фирма или банк скупили акции. Но не для налаживания производства, а чтобы пенки снимать - сдавать помещения в аренду. И что вы думаете. Под тяжестью снега, а его никто не чистил, деформировалась балка, обрушилось несколько пролетов перекрытий. Никто, слава Богу, не пострадал, в цехе никого не было. Мы выдали предписание исполнительному директору, есть там и такой, без нашего контроля людей в цех вводить нельзя. И это не единственный пример. Ненужные, пустующие предприятия, разграбленные цеха - кандидаты на разрушение.

- Юрий Федорович, а строительство? Ведь стройплощадок в городе заметно много. Появляются и жилые массивы нового, скажем так, поколения, и отдельные здания.

- Есть специальная инспекция по надзору за строительством, за соблюдением норм и правил. Кстати, в вашей газете был недавно на эту тему материал. Лишь несколько замечаний, связанных с травматизмом. В фирме «Сибирь» хороший деревообрабатывающий цех, растворобетонный узел. Но на объектах не всегда был порядок. Три года назад на жилмассиве «Горский» завалился башенный кран. Крановщику повезло - травмы небольшие. Кран падал плавно, самортизировал на здании, стрелой уткнулся в землю.

 - Недавно появились цифры износа оборудования по России: до двух третей по некоторым отраслям! Поставленное в конце шестидесятых, в семидесятые годы, оборудование больше чем наполовину выработало ресурс. Может ли человек, работая на таком оборудовании, испытывать чувство личной уверенности и социальной стабильности?

- Конечно, нет. В этом смысле нас особенно беспокоит агропромышленный комплекс. Очень плохое состояние техники. Из-за тракторов в этом году погибли три человека. А все дело в одной детали. Почти все трактора не имеют блокировки пускового двигателя. При включенной скорости тракторист заводит двигатель шнуром. И трактор рвет с места в любом направлении...

- Старые трактора, выброшенная при ремонте блокировка - это что, из серии техногенных причин?

- Если взять все тысячи единиц техники, что работает на селе, то пожалуй. За редким исключением некоторых держащихся на плаву хозяйств, вся сельхозтехника выработала свой ресурс. Срок службы трактора восемь-десять лет, а с конца восьмидесятых техника не обновлялась почти нигде. Раньше грузовые автомобили списывали после трехсот тысяч километров пробега, это тоже лет девять-десять. Сейчас эти кандидаты на списание - самые ходовые, а всего машин на селе примерно тысяч пятнадцать. Если ситуация не изменится, то техника на селе рухнет через три-четыре года.

- А что может измениться? Если у каких-то заводов, начавших работать, могут появиться какие-то деньги, то откуда они у обнищавших сельских акционеров, бывших колхозников? Можно ли считать ситуацию приближением техногенной катастрофы?

- Трактора и машины будут превращаться в металлолом... Сейчас нам приходится закрывать сельские склады, мастерские, цеха. Недавние факты. В АОЗТ «Дзержинское» закрыли помещение: кровля и потолок сгнили, перекрытия провисли, черепицу снесло. В Черепановском районе закрыли производственную мастерскую - угроза обрушения перекрытия. В другом сельхозкооперативе пришлось запретить работы в газогенераторной, где стоят баллоны с газом.

- Что же делать?

- Наши функции полицейские. Закрываем, выдаем предписания, штрафуем, обращаемся в правоохранительные органы. Мы лишь одна из организаций в ряде других, которая оказывает влияние на безопасность условий труда.

...По прогнозам специалистов, через три года может наступить критическая точка в техногенных катастрофах. Сейчас, судя по выводам МЧС, как сообщают «Аргументы и факты», выявлены наиболее опасные в этом отношении регионы, например, наш ближайший сосед - Кемеровская область. Новосибирская в «черный» список не вошла. Что ж, не будем паниковать. Но и оптимизма особого тоже как-то не ощущается. Дай Бог, чтобы те, кто отвечает за опасные направления, и те, кто их контролирует, не забывали о нас, грешных.

Резонанс
Новости
Федеральный телеграмм-канал «ПолитБрокер» 16 января опубликовал новый отчет о рейтинге губернаторов в РФ. Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников оказался в числе руководителей регионов, повысивших позиции в независимом рейтинге.
Дорожные знаки в Новосибирске противоречат правилам. В редакцию канала ОТС обратился водитель с многолетним стажем, которого оштрафовали за езду по встречной полосе. При этом мужчина утверждает, что установленные на этом месте дорожные знаки движение не запрещают. В ситуации разбирался Николай Сальников.
В Новосибирске высадился десант из Средневековья. В Экспоцентре прошел рыцарский турнир «Сибирский плацдарм» в субботу, 13 января. Все было по-настоящему: до крови и победы, с мечами и топорами в руках. Корреспонденты ОТС увидели, как современные крестоносцы бьются средь военных трофеев и мирных костров.
Форвард «Сибири» из Новосибирска Александр Бергстрем включен в состав олимпийской сборной Швеции по хоккею. Держатель клубного рекорда по длине результативной серии стал единственным представителем нашей команды на Олимпийских играх в Пхенчхане, которые пройдут в феврале этого года.
Жители трехэтажки в Исктиме получили от городской администрации предписание снести дом за собственные деньги. Два года назад здание признали аварийным, там треснула стена, и теперь дом подлежит сносу. Почему эти работы решили возложить на самих собственников, выяснили корреспонденты ОТС.
Вратарь хоккейной «Сибири» из Новосибирска Алексей Красиков стал героем короткого мультфильма. Экранное действо исполнено в стилистике комиксов и супергероев. Голкипер предстал в образе четырехрукого монстра из галактики Континентальной хоккейной лиги.