Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Мясникова - это Мясникова...»

29.09.2000
Лидия Мясникова отметила свой 89-й день рождения. Выдающаяся, легендарная, непревзойденная, блистательная, потрясающая, безграничный талант...Высоких эпитетов, которыми награждалась Лидия Мясникова, хватило бы на газетный разворот...Нам посчастливилось, что она пела в Сибири...

Лидия Мясникова отметила свой 89-й день рождения

В роли Аксиньи («Тихий Дон»)
Выдающаяся, легендарная, непревзойденная, блистательная, потрясающая, безграничный талант...
Высоких эпитетов, которыми награждалась Лидия Мясникова, хватило бы на газетный разворот. Ее имя - обязательная строка в энциклопедиях и справочниках. Созданные ей образы остались в анналах отечественного и мирового оперного театра.
В труппу создававшегося Новосибирского оперного она была приглашена в 44-м. Приехала на прослушивание и сразу же была принята. Первой партией на новосибирской сцене стала Кармен. И почти сорок лет зрители имели счастье и удовольствие «ходить на Мясникову». О ее ролях говорили как о «гениально выстраданных, прожитых и неповторимых». Азучена («Трубадур»), Графиня («Пиковая дама»), Марфа («Хованщина»), Марина Мнишек («Борис Годунов), Эболи («Дон Карлос»)...
Первая в городе народная. Профессор консерватории, в классе которой учились многие, впоследствии признанные и знаменитые...

О легенде новосибирской оперы
рассказывает артист Владимир Урбанович

 Когда Владимир Урбанович (ныне народный артист России, ведущий баритон оперного, профессор консерватории) пришел в театр стажером, Мясникова уже была Мясниковой... Певица мирового класса, примадонна оперной сцены, имя на слуху, великолепное меццо-сопрано. Впрочем, как утверждает Владимир Николаевич, говорить о «великолепном меццо-сопрано» Мясниковой отдельно от всего остального не совсем корректно.

«Она - личность, прежде всего...»

В роли Графини («Октябрь»)

 - Ее голос никогда не был просто голосом. Пением в чистом виде. Бывает - вышла певица, о ней говорят: «Ах, какой у нее голос!» и больше ничего, или наоборот: «Голос так себе, но как она выглядит, какие манеры!» и так далее. Мясникова - это не просто меццо-сопрано. Мясникова - это прежде всего личность. А ее голос - это инструмент для создания такого образа, после которого все остальные практически забываются. Дают спектакль с Мясниковой.

- Ну и как спектакль?

- Мясникова!

Рядом могут стоять очень хорошие, очень талантливые, но, чтобы встать с ней вровень, надо быть равнозначной личностью. На моей памяти таких личностей будет... пальцев одной руки вполне бы хватило.

Сохранившиеся записи ее голоса, по словам Владимира Урбановича, полного представления о магии ее личности не дают. Там все безупречно с точки зрения вокала, но...

- На сцене все это было согрето таким внутренним состоянием, которое свойственно только настоящим личностям. Недавно слышал ее запись, некоторые вещи не в ее исполнении могли бы показаться, я бы сказал, за пределами вкуса - какие-то непринятые по нынешним временам ферматы, замирания и так далее. Но слушая ЕЕ, понимаешь, что по-другому и быть не может. Как слушаю я Каллас, Карузо или Шаляпина. Мой первый педагог пропел всю жизнь за границей, работал с Шаляпиным, потом часто вспоминал об этом. И слушая его рассказы, понимаешь, почему такие легенды о Шаляпине ходят - в записях он теряется. Шаляпина надо не слушать, а звукосозерцать, как сказал Римский-Корсаков. Это в полной мере относится и к Мясниковой. В полной мере.

«Мистика какая-то!»

В роли Азучены («Трубадур»)

 - Наш зал напоминает мне плохую булгаковскую квартиру. Театр в принципе не приспособлен для пения, он и делался не для этого. Петь в нем чрезвычайно сложно. Огромный, акустически очень неудобный зал, в нем звучат только отдельные голоса... Булгаковскую нехорошую квартиру я не зря упомянул - он или выталкивает, или оставляет при себе - берет и держит... Мясникову держал более сорока лет. Были возможности уйти - не получалось. Уже почти решился вопрос о Большом театре - зал не отпустил. Она пропела как Мясникова и ушла как Мясникова... Никому не пришло в голову - ей бы еще года два-три назад уйти. (В нашем деле лучше на год раньше, чем на день позже). Она ушла, когда еще могла бы петь в полную силу...

Сам феномен Мясниковой для него - тоже отчасти из области необъяснимого: «мистика какая-то», «дьявольщина», «загадка»...

- Как? Как это в ней происходит? Как это в ней сочетается? Возьмем концерт. Правительственный концерт, туда ставили самых-самых. Мне редко приходилось участвовать с ней в концертах, но тот помню. Она пела ариозо матери из новиковской кантаты. Знаменитая ария для меццо-сопрано, всеми петая-перепетая. Мясникова за сценой ходит нервная, сама не своя... Что для нее, Мясниковой, казалось бы, это ариозо? Так вот же! Это нечто малообъяснимое - ее внутренняя немыслимая даже не ответственность, а то, к чему трудно подобрать слова. Потом кто-то рассказывал (уже не помню кто) о Ростроповиче, как он идет на сцену: «Прошел мимо меня, как сквозь стену, не увидел». Он шел на сцену - и он уже был вне всего, он уже был там. «Идти на сцену» - особое состояние. И оно у Мясниковой было.

Она дважды была его матерью...

Так уж получалось, что в спектаклях, в которых их сводила судьба, Урбанович дважды попадал Мясниковой в сыновья. Первый раз он был ее сыном в опере Хренникова «В бурю», потом в «Тихом Доне» Дзержинского, где он был Григорием Мелеховым, она - Ильиничной.

Когда на репетиции «Тихого Дона» за полторы недели до сдачи приехал сам Иван Дзержинский и увидел и услышал Мясникову, то тут же решил, что она непременно должна побыть на сцене подольше, и написал специально для примадонны арию, прямо на месте.

- Да какую, - вспоминает Урбанович, - всех на слезы наводила.

В роли Дьячихи («Ее падчерица»)

 Что же касается самого созданного ей образа...

- Она достала из своей матери все, что можно было достать. Когда она начинала работать на сцене, я не знаю, что происходило. Но это происходило всегда. Мясникова уходила - Ильинична оставалась. В этом есть какая-то дьявольщина. Она не играла, она жила, полностью перевоплощалась - вот что самое интересное. Хотя, конечно, ты понимаешь, что она все контролирует, все понимает. Певец в опере не настолько свободен, как это позволено в театре драматическом (говорю это не голословно, потому что начинал как драматический актер). Там, пожалуйста, импровизируй - можешь делать какую угодно паузу, вводить какие хочешь позы, вставить свои слова... В опере так не бывает, у нас «трамвай идет, оркестр играет» - будь добр вступай там, где надо... Это особенности и сложности жанра. И все-таки, повторяю, она не играла. Мистика какая-то.

Ее Графиню в «Пиковой даме» (где Урбанович пел Елецкого) он до сих пор считает непревзойденной:

- Наверное, о такой Графине, какой была Мясникова, мог бы помечтать Чайковский. Никаких нажимов - ничего. Потом у нас были хорошие Графини, и сейчас все не плохо... Но это в стороне. И дело не в преодолении вокальных трудностей. Эболи, Азучена, Кармен - партии сложнее. Дело во внутреннем состоянии души - аристократической по сути, но не ставшей аристократкой. Когда она ворчала: «Девчонки...» - это звучало как «какие вы все мелкие»... Совершенно потрясающе. Нисколько не умаляя достоинств Елены Образцовой, с которой мне тоже приходилось петь, она несомненно настоящая Графиня, высококлассная, но скажу, да не обидится она, она - не Мясникова...

За кулисами.

 - Я не знаю ее личной жизни, не вникал. Но предполагаю, что у человека ее масштаба творческий путь не был усыпан розами. Это со стороны кажется - народная, с орденами, почетный гражданин, профессор... Это все через труд, через преодоление. И мешали ей, не без того... Думаю, что мешали. Потому что человеку талантливому в театре всегда трудно. И отодвигать пытались. Это я знаю. Быть великим в своем театре просто, когда ты один и нет конкурентов... Так часто бывает с драматическими тенорами - редчайший голос: два Отелло в театре - это уже очень много, обычно бывает один. А меццо-сопрано, при всей редкости голоса, обычно бывает в театре по три-четыре, и очень приличных. И быть среди них самой первой - не потому, что ты народная, а просто потому, что первая... Это могла только Мясникова.

- Она - очень своеобразный человек. Уровня Раневской, я бы сказал, по сути своей, по характеру. Как минимум, уровня Раневской. Даже по юмору, по остроте языка, пожалуй, нисколько ей не уступает.

Но приобщиться к этому юмору, услышать «шутки от Мясниковой», «анекдоты от примадонны», забавные истории и прочее, нам так и не удалось. Баритон строго держал дистанцию. Может, как говорится, профессия накладывает свой отпечаток: оперный жанр - это обязательно некоторая отодвинутость от подробностей и житейских мелочей... А может, так и надо, чтобы легенды оставались легендами. Где-то там, высоко, на вершинах, рядом с Каллас, Шаляпиным, Ростроповичем...

- Я ставлю ее имя рядом с этими именами, - говорит Владимир Урбанович, - без преувеличения. Просто она пела в Сибири. Нам посчастливилось, что она пела в Сибири...

***

В свое время к какой-то дате тогда еще совсем юный Урбанович написал Лидии Мясниковой стихи-посвящение. Все их он теперь, конечно, не помнит, но кое-что в памяти осталось: «Мелькают дни, ушло немало лет, а вам замены не было и нет».

Он и сегодня готов трижды подписаться под теми давними строчками.

Резонанс
Новости
Соглашение о сотрудничестве между правительством Новосибирской области, ФАНО и СО РАН подписано 8 декабря. Подписи под документом поставили врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, руководитель ФАНО Михаил Котюков, председатель СО РАН Валентин Пармон. Церемония подписания состоялась в Доме ученых Академгородка.
Краски, пластилин, велосипеды — ​что готовы подарить на Новый год новосибирцы воспитанникам детских домов?
В Новосибирске 62-летняя жительница Бердска умерла во время пластической операции. В частной клинике инцидент не комментируют, ссылаясь на врачебную тайну, однако родственники уже подали обращение в Росздравнадзор.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников посетил НГУ в рамках проекта «Диалог на равных». Руководитель области выступил с докладом «Вклад молодежи в социально-экономическое развитие региона», ответил на вопросы студентов и лидеров органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций.
За незаконный сбор денег с родителей учеников на ремонт и нужды школы директор привлечен к административной ответственности. Решение суда — штраф в размере 30 тысяч рублей.
В этом году 700 жительниц Новосибирской области лечились от бесплодия за счет средств фонда ОМС. Какова эффективность программы ЭКО в регионе, и до какого возраста женщины могут принять в ней участие, узнали корреспонденты ОТС.