Новосибирск 8.5 °C

Отлились котам мышкины слезки. Надолго ли?

06.10.2000 00:00:00

«Убедительно прошу ответить по поводу произвола экологической полиции. 7 февраля нас остановили за пределами города на трассе на Колывань за постом ГИБДД. Произвели замер СО и еще что-то. Составили протокол, по которому определили штраф в 200 рублей и вынудили подписать протокол, так как не отдавали права. Сами они не предъявили никаких документов. Были в камуфляжной форме.
Я пенсионер. Меня повесткой вызвали к судебному исполнителю, и он сказал, что штраф удержат с пенсии.
Прошу объяснить, на каком основании и какую сумму штрафа может накладывать экологическая полиция. Имеют ли право удерживать его из пенсии без моего согласия?»
Читатель ШМАКОВ, село Скала, Колыванский район

 Сразу скажу - не было у нас такого государственного органа, как экологическая полиция. А что было? Слово другому читателю.

Александр Захаров, Новосибирск: «...а было Межрегиональное управление Госкомитета РФ по охране окружающей среды, получившее лицензию на правовой беспредел на дорогах с благословения Москвы. Эта контора существовала на полном самофинансировании (за счет штрафов с водителей), а руководил ей небезызвестный господин Косолапов, взятый под стражу за хищение государственных средств в особо крупном размере - речь идет о миллионах рублей. Замом у Косолапова был его 23-летний сынишка, так что управление являлось, по сути дела, семейной кормушкой с миллионным оборотом.

Сегодня эта структура ликвидирована в связи с упразднением самого Госкомитета по экологии и реорганизацией его структур на местах. Сохранит ли при этом свое кресло главный наш эколог, господин Петрик - вопрос, но стоит учесть, что весь дорожный беспредел творился если не при его участии, то с его благословения.

Впрочем, это не суть важно - так же, как и то, сядет в конце концов господин Косолапов на нары или нет. Обидно другое. Сами по себе задачи, стоявшие перед Оперативным управлением - улучшение экологической ситуации в области и городе, сокращение недоимки предприятий-природопользователей в экологические фонды и т.д. были хорошими и правильными. Один-единственный человек дискредитировал всю работу большого коллектива, угробив перспективу действительного прорыва в улучшении экологического положения на нашей территории. Теперь если придется воссоздавать такую службу, что объективно необходимо, то доверие у людей и организаций к ее работе будет утрачено изначально - доверие тому, что собранные деньги реально пойдут на экологические цели, а не в карман очередному Косолапову. Жаль...»

Хорошее письмо. И тем не менее, попробую высказать и свою точку зрения - пусть спорную, но...

О сгинувшей организации - померла так померла: слава Богу и затеявшему реорганизацию федеральных структур президенту. О степени творившегося ей беспредела бесхитростно повествует колыванское письмо.

Отмечу только, что любой мало-мальски подкованный в законах городской водитель - и я в том числе - просто посылал подчиненных господина Косолапова по русскому трехбуквенному адресу и был прав. Посему структура либо отыгрывалась на иногородних машинах - жить-то надо! - либо нагло обирала тех, кто послабее, не гнушаясь даже последними рублями сельских пенсионеров. Деду-сельчанину не разобрать, что меряют реально приборы «экологов на самофинансировании», кем и как они поверены (любой прибор может показать любую цифру в зависимости от измеряющего - примером тому хотя бы весы на базаре) - так что били по селянину Шмакову и другим таким же, как он, горемыкам безошибочно и, не побоюсь эпитета, по-человечески подло. Особенно, если учесть, куда на самом деле шли деньги - только у того же Косолапова, если память не изменяет, изъяли несколько джипов...

Тем не менее, вопрос, на мой взгляд, необходимо ставить в другой плоскости - насколько необходимы подобные «каратели от экологии» в целом?

Благородство задач - звучит красиво. Но, к примеру, нет в обществе благородней задачи, чем борьба с преступностью и терроризмом. А теперь давайте представим, что в рамках этой борьбы какой-нибудь ОМОН или милицейское подразделение перевели на самофинансирование - дескать, ребята, сколько насобираете с преступников, столько и будете получать в зарплату. Кто-нибудь может представить, что тогда начнется на улицах? То-то...

Бороться за улучшение экологической ситуации необходимо - спора нет. Но делать это можно двумя путями: на общественных началах и профессионально. Подавляющее большинство экологических организаций мира действует по общественному принципу и, надо сказать, весьма эффективно. Россия, как всегда, идет своим путем - по линии профессионалов, которым надо платить зарплату, содержать их конторы - надзирающие, но ничего реального не создающие, - покупать им джипы и прочее барахло. Сразу встает вопрос: на какие шиши?

Источников финансирования экологических программ традиционно два. В цивилизованном мире предпочтение отдается целевым «экологическим» налогам с природопользователей. Оно понятно - наносишь ущерб, возмещай! Но - для сбора экологических налогов не нужны никакие госкомитеты по экологии и кормящиеся от них персоны: достаточно нормально работающей налоговой инспекции или, на худой случай, маленького специализированного отдела в ее структуре. Для налоговых неплательщиков опять же есть налоговая полиция - при чем тут профессиональные экологи?

А вот при чем. Налоговая система - исключительно безнал, жестко контролируемый государством. Косые лапы здесь не погреешь... Вот и начинается борьба, да еще с воем в прессе - хотим отдельные экологические органы!! Зачем? Да система у них другая - штрафы.

Давайте рассуждать применительно к транспорту. Самый экологически чистый транспорт, безусловно, телега. Самое экологически чистейшее горючее - овес и дрова. Следовательно, любой эколог-профессионал в наших условиях должен с пеной у рта ратовать за возврат к лошадке и ямщику, становясь тем самым как минимум кандидатом на пребывание в лечебном заведении определенного профиля.

Абсурд? Отнюдь. Такого рода экологи, ратовавшие за разрушение всех машин и уничтожавшие некоторые из них, действовали в прошлом веке в Англии - так называемые луддиты. И логика в их действиях есть.

Почему? Да хотя бы потому, что истинная экология стоит дорого. Чтобы обеспечить ее на дорогах, надо для начала предоставить российскому жителю доход, достаточный для смены автомобиля раз в два-три года, как в Европе и Японии. А уж тогда - но никак не раньше! - драть с него на всю катушку за езду на чадящем самоваре, как и делается во всем мире...

Требовать иное в нашей экономической реальности - либо дурость, либо фарисейство. Ибо сегодня, если вдруг остановить весь российский транспорт, не отвечающий мировым экологическим требованиям, наступит мгновенный коллапс экономики: телеги извели, а ездить окажется больше не на чем...

В этих-то ножницах и рождается наш чисто российский путь, для которого и требуются господин Косолапов с его подручными. И беспроигрышен этот путь, как игра в наперстки на «барахолке».

Чтобы его оценить по достоинству, представим ситуацию. Допустим, сегодня по всему Африканскому континенту доводят межгосударственный приказ: с завтрашнего дня всем неграм стать белыми. Никакие аргументы временного, биологического и прочего характера не принимаются. За нарушение - штраф: неоднократный, до устранения!

Узнаете? Вот она, логика наших экологов - оставить все как есть, но взимать не безналичный налог на чернокожесть, а штраф за неотбеленность, наличными и на месте. Представляете, сколько можно насобирать таким путем даже по одному, не самому крупному африканскому региону? А если учесть, что это еще и ежедневный доход? Ведь завтра с того же негра можно драть ту же сумму за то же самое: ну, не стать ему белым по определению!

Согласитесь, изначальным благородством при такой системе и не пахнет. Равно, как и борьбой за экологию - напротив, чем больше ядовитых транспортных выхлопов, тем выше доход у греющихся от них контор типа пресловутого оперативного управления: не самоубийцы же они, в самом деле, резать кур, несущих им штрафные рублевые яйца! Ну, погорел один такой «эколог», хапнув сверх нормы или просто перебежав кому-то денежный поток - так после реорганизации на его место желающие найдутся. И опять потекут рубли пенсионера Шмакова и других пенсионеров в карман очередного «крутого» миллионера от природоохраны.

Давайте определим раз и навсегда: то, что нам сегодня неизбежно приходится пользоваться экологически грязным транспортом при отсутствии денег на экологически чистый - это наша трагедия. По большому счету - такая же, как реформаторское крушение нашей экономики или гибель подлодки «Курск». Да, мы вынуждены делать это - как минимум, до лучших времен. Тем не менее, находятся люди, делающие на этом объективном и неустранимом пока (надеюсь, что пока) факторе немалые личные состояния. И господин Косолапов - не единственный в их ряду.

Можно называть их в данном частном случае экологами. В народе аналогичных деятелей именуют более четко - мародерами. И это вне зависимости от того, какими благородными целями и флагами они прикрываются...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: