Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Отлились котам мышкины слезки. Надолго ли?

06.10.2000
Бороться за улучшение экологической ситуации необходимо - спора нет. Но делать это можно двумя путями: на общественных началах и профессионально. Подавляющее большинство экологических организаций мира действует по общественному принципу и, надо сказать, весьма эффективно. Россия, как всегда, идет своим путем - по линии профессионалов, которым надо платить зарплату, содержать их конторы - надзирающие, но ничего реального не создающие, - покупать им джипы и прочее барахло. Сразу встает вопрос: на какие шиши?
«Убедительно прошу ответить по поводу произвола экологической полиции. 7 февраля нас остановили за пределами города на трассе на Колывань за постом ГИБДД. Произвели замер СО и еще что-то. Составили протокол, по которому определили штраф в 200 рублей и вынудили подписать протокол, так как не отдавали права. Сами они не предъявили никаких документов. Были в камуфляжной форме.
Я пенсионер. Меня повесткой вызвали к судебному исполнителю, и он сказал, что штраф удержат с пенсии.
Прошу объяснить, на каком основании и какую сумму штрафа может накладывать экологическая полиция. Имеют ли право удерживать его из пенсии без моего согласия?»
Читатель ШМАКОВ, село Скала, Колыванский район

 Сразу скажу - не было у нас такого государственного органа, как экологическая полиция. А что было? Слово другому читателю.

Александр Захаров, Новосибирск: «...а было Межрегиональное управление Госкомитета РФ по охране окружающей среды, получившее лицензию на правовой беспредел на дорогах с благословения Москвы. Эта контора существовала на полном самофинансировании (за счет штрафов с водителей), а руководил ей небезызвестный господин Косолапов, взятый под стражу за хищение государственных средств в особо крупном размере - речь идет о миллионах рублей. Замом у Косолапова был его 23-летний сынишка, так что управление являлось, по сути дела, семейной кормушкой с миллионным оборотом.

Сегодня эта структура ликвидирована в связи с упразднением самого Госкомитета по экологии и реорганизацией его структур на местах. Сохранит ли при этом свое кресло главный наш эколог, господин Петрик - вопрос, но стоит учесть, что весь дорожный беспредел творился если не при его участии, то с его благословения.

Впрочем, это не суть важно - так же, как и то, сядет в конце концов господин Косолапов на нары или нет. Обидно другое. Сами по себе задачи, стоявшие перед Оперативным управлением - улучшение экологической ситуации в области и городе, сокращение недоимки предприятий-природопользователей в экологические фонды и т.д. были хорошими и правильными. Один-единственный человек дискредитировал всю работу большого коллектива, угробив перспективу действительного прорыва в улучшении экологического положения на нашей территории. Теперь если придется воссоздавать такую службу, что объективно необходимо, то доверие у людей и организаций к ее работе будет утрачено изначально - доверие тому, что собранные деньги реально пойдут на экологические цели, а не в карман очередному Косолапову. Жаль...»

Хорошее письмо. И тем не менее, попробую высказать и свою точку зрения - пусть спорную, но...

О сгинувшей организации - померла так померла: слава Богу и затеявшему реорганизацию федеральных структур президенту. О степени творившегося ей беспредела бесхитростно повествует колыванское письмо.

Отмечу только, что любой мало-мальски подкованный в законах городской водитель - и я в том числе - просто посылал подчиненных господина Косолапова по русскому трехбуквенному адресу и был прав. Посему структура либо отыгрывалась на иногородних машинах - жить-то надо! - либо нагло обирала тех, кто послабее, не гнушаясь даже последними рублями сельских пенсионеров. Деду-сельчанину не разобрать, что меряют реально приборы «экологов на самофинансировании», кем и как они поверены (любой прибор может показать любую цифру в зависимости от измеряющего - примером тому хотя бы весы на базаре) - так что били по селянину Шмакову и другим таким же, как он, горемыкам безошибочно и, не побоюсь эпитета, по-человечески подло. Особенно, если учесть, куда на самом деле шли деньги - только у того же Косолапова, если память не изменяет, изъяли несколько джипов...

Тем не менее, вопрос, на мой взгляд, необходимо ставить в другой плоскости - насколько необходимы подобные «каратели от экологии» в целом?

Благородство задач - звучит красиво. Но, к примеру, нет в обществе благородней задачи, чем борьба с преступностью и терроризмом. А теперь давайте представим, что в рамках этой борьбы какой-нибудь ОМОН или милицейское подразделение перевели на самофинансирование - дескать, ребята, сколько насобираете с преступников, столько и будете получать в зарплату. Кто-нибудь может представить, что тогда начнется на улицах? То-то...

Бороться за улучшение экологической ситуации необходимо - спора нет. Но делать это можно двумя путями: на общественных началах и профессионально. Подавляющее большинство экологических организаций мира действует по общественному принципу и, надо сказать, весьма эффективно. Россия, как всегда, идет своим путем - по линии профессионалов, которым надо платить зарплату, содержать их конторы - надзирающие, но ничего реального не создающие, - покупать им джипы и прочее барахло. Сразу встает вопрос: на какие шиши?

Источников финансирования экологических программ традиционно два. В цивилизованном мире предпочтение отдается целевым «экологическим» налогам с природопользователей. Оно понятно - наносишь ущерб, возмещай! Но - для сбора экологических налогов не нужны никакие госкомитеты по экологии и кормящиеся от них персоны: достаточно нормально работающей налоговой инспекции или, на худой случай, маленького специализированного отдела в ее структуре. Для налоговых неплательщиков опять же есть налоговая полиция - при чем тут профессиональные экологи?

А вот при чем. Налоговая система - исключительно безнал, жестко контролируемый государством. Косые лапы здесь не погреешь... Вот и начинается борьба, да еще с воем в прессе - хотим отдельные экологические органы!! Зачем? Да система у них другая - штрафы.

Давайте рассуждать применительно к транспорту. Самый экологически чистый транспорт, безусловно, телега. Самое экологически чистейшее горючее - овес и дрова. Следовательно, любой эколог-профессионал в наших условиях должен с пеной у рта ратовать за возврат к лошадке и ямщику, становясь тем самым как минимум кандидатом на пребывание в лечебном заведении определенного профиля.

Абсурд? Отнюдь. Такого рода экологи, ратовавшие за разрушение всех машин и уничтожавшие некоторые из них, действовали в прошлом веке в Англии - так называемые луддиты. И логика в их действиях есть.

Почему? Да хотя бы потому, что истинная экология стоит дорого. Чтобы обеспечить ее на дорогах, надо для начала предоставить российскому жителю доход, достаточный для смены автомобиля раз в два-три года, как в Европе и Японии. А уж тогда - но никак не раньше! - драть с него на всю катушку за езду на чадящем самоваре, как и делается во всем мире...

Требовать иное в нашей экономической реальности - либо дурость, либо фарисейство. Ибо сегодня, если вдруг остановить весь российский транспорт, не отвечающий мировым экологическим требованиям, наступит мгновенный коллапс экономики: телеги извели, а ездить окажется больше не на чем...

В этих-то ножницах и рождается наш чисто российский путь, для которого и требуются господин Косолапов с его подручными. И беспроигрышен этот путь, как игра в наперстки на «барахолке».

Чтобы его оценить по достоинству, представим ситуацию. Допустим, сегодня по всему Африканскому континенту доводят межгосударственный приказ: с завтрашнего дня всем неграм стать белыми. Никакие аргументы временного, биологического и прочего характера не принимаются. За нарушение - штраф: неоднократный, до устранения!

Узнаете? Вот она, логика наших экологов - оставить все как есть, но взимать не безналичный налог на чернокожесть, а штраф за неотбеленность, наличными и на месте. Представляете, сколько можно насобирать таким путем даже по одному, не самому крупному африканскому региону? А если учесть, что это еще и ежедневный доход? Ведь завтра с того же негра можно драть ту же сумму за то же самое: ну, не стать ему белым по определению!

Согласитесь, изначальным благородством при такой системе и не пахнет. Равно, как и борьбой за экологию - напротив, чем больше ядовитых транспортных выхлопов, тем выше доход у греющихся от них контор типа пресловутого оперативного управления: не самоубийцы же они, в самом деле, резать кур, несущих им штрафные рублевые яйца! Ну, погорел один такой «эколог», хапнув сверх нормы или просто перебежав кому-то денежный поток - так после реорганизации на его место желающие найдутся. И опять потекут рубли пенсионера Шмакова и других пенсионеров в карман очередного «крутого» миллионера от природоохраны.

Давайте определим раз и навсегда: то, что нам сегодня неизбежно приходится пользоваться экологически грязным транспортом при отсутствии денег на экологически чистый - это наша трагедия. По большому счету - такая же, как реформаторское крушение нашей экономики или гибель подлодки «Курск». Да, мы вынуждены делать это - как минимум, до лучших времен. Тем не менее, находятся люди, делающие на этом объективном и неустранимом пока (надеюсь, что пока) факторе немалые личные состояния. И господин Косолапов - не единственный в их ряду.

Можно называть их в данном частном случае экологами. В народе аналогичных деятелей именуют более четко - мародерами. И это вне зависимости от того, какими благородными целями и флагами они прикрываются...

Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Выходные с авантюристами. Премьера комедии в театре «Красный факел» прошла с аншлагом. Корреспондент «Новостей ОТС» Екатерина Киселева – о том, почему каждый актер по природе авантюрист.
Крупнейший киберспортивный турнир SFG Champions League в четвертый раз определил сильнейших игроков Сибири. Киберспорт набирает обороты – в этом году призовой фонд турнира составил 100 тысяч рублей. По сколько часов в день проводят ребята за мониторами и как перевести на русский язык игровой сленг, куда потратят выигрыш и сколько лет самому молодому геймеру Новосибирска? Подробнее в материале VN.ru.
12.12.2017 Видео
В Новосибирском зоопарке имени Ростислава Шило новые обитатели - земляные волки. От глаз посетителей и журналистов новички еще прячутся, зато старожилы пережидают мягкую зиму на открытом воздухе. Как новосибирская фауна готовится к заморозкам, узнали корреспонденты ОТС.