О книге «Я пишу настроения. Николай Грицюк и его живопись»
Летний вечер. Новосибирск. 1963 |
Отношения Городов с Художниками складываются
В самом центре города, изобразив художника в человеческий рост чуть выше, очень трогательным и немного чудаковатым, с зонтиком и этюдником
Новосибирск, будем реалистами, памятник Николаю Грицюку вряд ли поставит. Хотя значил он для города не меньше, чем Поздеев для Красноярска. А впрочем
Листая это прекрасное, только что увидевшее свет
Автор книги известный журналист и писатель Замира Ибрагимова. С Николаем Грицюком ее связывала большая пятнадцатилетняя дружба.(Макет книги сделан сыном художника Анатолием Грицюком). Дом Замиры находился буквально в двух шагах от мастерской художника, где она была частым, желанным гостем. Эта Мастерская у «гастронома под часами» место особое, для города легендарное, почти мифическое
Мастерская
«Туда за светом и теплом шли многие, читаем в книге. Работал больше всех. Слушал лучше всех. А какой чай заваривал! А как смеялся! А как работы дарил направо и налево, с безоглядной щедростью, точно впереди у него
Здесь спорили безбоязненно, откровенничали исповедально и вышучивали друг друга беззлобно Художники, музыканты, писатели, журналисты, ученые
«Приезжал Окуджава и мы слетались в Мастерскую на встречу с Человеком, чьими песнями дышали, держались, защищались от мертвечины официоза Хозяин показывал работы. Окуджава пел. И они вспоминали войну оба фронтовики. А мы глазели »
Строится дом. Новосибирск. 1960 |
В 60-е здесь
Воспоминания тех, кто в разные годы был «был вхож», тоже внесли свой вклад в создание образа Николая Демьяновича «подарочного человека и сложного художника», как определяет «статус» своего героя Замира Ибрагимова. «Друзей, пишет автор книги, было много больше, чем число дружеских воспоминаний. Одни не успели. Другие не сумели. Третьим, возможно, было больно ворошить невозвратное прошлое. Но те, что вошли в книгу, содержат ценные детали и штрихи к портрету художника».
Я встретил вас
Свои штрихи к портрету создают и записки вдовы Николая Грицюка Валентины Эдуардовны. Воспоминания она начала писать еще в 1983 году, продолжила после серьезной болезни пять лет назад. Главы, в которые включены ее заметки, особенно пронзительны, трогательны и сокровенны.
Познакомились они еще студентами Московского текстильного института.
В конце
Наедине с городом
«Самый быстрорастущий на земле город« как любили писать газеты
И он незамедлительно и взахлеб взялся исследовать «натуру». С этюдником его можно было застать на улицах Новосибирска и в шесть часов утра, и поздним вечером. «В поисках «панорамных« точек Коля заходил в чужие подъезды, поднимался на самый верх, забирался, если была такая возможность, на чердак. Иногда бдительные граждане приводили милиционера», читаем в воспоминаниях Валентины Грицюк. Для зимнего пленэра он соорудил передвижную мастерскую небольшой домик на лыжах, куда помещались печурка, этюдник и стульчик. Это сооружение, как бы теперь сказали,
Он писал Новосибирск зимним и летним, в самых разных его состояниях и настроениях городом новостроек и деревянных домиков, тихих молчаливых улочек и шумных проспектов, дождливым и полным солнечного света Он любил свой город, как любят женщину просто за то, что она есть и она твоя. С Городом ему никогда не было скучно
За Новосибирской серией последовали «Крымская сюита», «Кузбасс«,
«Крымскую сюиту» будут ругать за «безыдейность», «Кузбасс» за «резкую правду жизни» непривычный драматизм вместо привычной мифологизации Чем более смелым будет его творческий поиск, тем больше страстей будет кипеть вокруг выставок его работ.
Друзья и враги
Оппонентов было много. Были враги от «идеологии», для которых всякое отклонение от норм соцреализма таило угрозу крамолы, враги от завистливого бессилия
Были и те, кто просто искренне не понимал того, что он делал. Записи в книгах отзывов с его выставок часто бывали не просто агрессивны,
Он никогда не жаловался, но не жаловаться, как верно заметит автор книги, вовсе не значит не переживать. Документальных свидетельств того, что происходило в его душе, нет. Дневников не вел «Тоску в алкоголе не топил, выхлопных скандалов не устраивал, терзаниями своими никого не нагружал», вспоминает искусствовед Павел Муратов. Лишь улыбался все реже. Да спасался работой, сжигая душу на внутреннем, изнурительном, разгоравшемся все ярче костре
В 69-м результатом
«Роман» Художника с Городом развивался драматично. Город долгое время не понимал и не принимал. Из официальных наград и званий у Грицюка только военные. Вроде бы от Союза художников не раз посылались документы в обком,
В последние годы урбанист, мастер городского пейзажа Грицюк начал рисовать Цветы. Одна из последних глав книги о нем так и называется: «А на прощание цветы ».
Мемориальная доска на доме, где жил художник, появилась только через двадцать пять лет после его ухода, достойное Художника издание только сейчас. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Приобрести книгу можно в Новосибирском художественном музее