Актуальное интервью
Система муниципального пассажирского транспорта Новосибирска стоит на краю пропасти и нуждается в незамедлительной поддержке. Так считает директор ПАТП-4 Геннадий Викторович Палков.
Из досье «ВН»
Геннадий Викторович Палков. Приехал в Новосибирск в 1977 году после окончания Красноярского политехнического института. По направлению в ПАТП-4. Начинал автослесарем. Стал начальником городской колонны, затем междугородней и с декабря 1985 года возглавляет ПАТП-4. В КПСС (КПРФ) вступил в 1983 году. Женат. Есть две дочери и внук. Заядлый охотник и рыбак.
Про таких, как он, говорят: «крепкий хозяйственник», которому можно поручить любое дело. Не случайно его два раза выбирали депутатом областного Совета, он является членом обкома КПРФ, а также почетным участником заседаний самых различных общественных организаций. Возглавляемое им предприятие работает стабильно и с прибылью: вовремя перечисляет все налоги, выдает зарплату рабочим, выполняет социальные обязательства, хотя делать это стало совсем непросто. Как это удается в то время, когда другие муниципальные автопредприятия либо уже развалились, либо находятся в предбанкротном состоянии?
Палков прямо говорит, что его предприятие потому пока и держится, что находится в более выгодном положении по сравнению с другими. Это единственное в Новосибирске ПАТП, которое осуществляет пассажирские междугородние и международные перевозки в Усть-Каменогорск, Павлодар, Томск, Кемерово, Карасук, прочие города и поселки региона и области. К тому же в зону должностной ответственности Палкова входит работа городского автовокзала и Ордынской автостанции. Они-то, дальние рейсы, и дают возможность получать небольшую прибыль, направляемую на поддержку нерентабельных городских маршрутов. Однако сложившееся на предприятии относительное благополучие может скоро закончиться, считает Палков.
Это произойдет, если будет принято решение, чтобы все городские автопредприятия сделать филиалами одного головного нашего ПАТП-4, говорит Геннадий Викторович. Таким образом, фактически за наш счет городские власти пытаются снять вопросы поддержки муниципального транспорта. Мы ведь тоже сегодня едва сводим концы с концами. В свое время на ПАТП было 340 автобусов, осталось 140. И все равно денег не хватает на их ремонт и запчасти. Да, минские 25 МАЗов нас выручили. Тем более, за них наше предприятие не платило, а все расходы взяла на себя мэрия. Но есть много старых автобусов, и они требуют постоянного ухода. На мой взгляд, решение об объединении не пойдет на пользу. Если все же это произойдет, то через каких-нибудь два месяца ПАТП-4 станет таким же банкротом, как и другие предприятия. Также развалится. Я уже не говорю о повышении цен на бензин и о коммунальных тарифах. Они «душат» сильнее всего
Пора бы уже понять, что так же, как системе ЖКХ, всему хозяйству муниципального пассажирского транспорта требуется постоянная финансовая поддержка. Потому что как трубы, так и техника имеют нехорошее свойство изнашиваться и требуют постоянного обновления.
Логика Палкова понятна. Особенно в сравнении с коммерческими перевозчиками. Директору любого муниципального ПАТП необходимо каждодневно думать о том, как содержать производственные помещения, инженерные коммуникации, коммуналку, А частнику? Он имеет две-три «газели» или ПАЗа, платит за аренду стоянки и у него больше ни о чем голова не болит. (Еще, правда, налоги надо заплатить, чтобы спать спокойно.) Но муниципальные ПАТП платят 22 копейки налогов с рубля прибыли, а частник 6 рублей, потому и выгоден он для муниципальной казны. И только в последнее время в мэрии за голову схватились, когда увидели, сколько ДТП происходит по вине и с участием коммерческого транспорта. И сколько «нелегалов» развелось. Стали было сокращать количество маловместительных коммерческих ПАЗов, чтобы заменить их большими автобусами и разгрузить городские дороги. Оказалось незаконно. Не подготовлена правовая база. Потому и стали коммерсанты выигрывать суды у мэрии. А бардак на коммерческих маршрутах так и продолжается
Конечно, чтобы остаться на плаву, приходится «крутиться». У ПАТП-4 до недавнего времени было четыре жилых дома, два общежития, детский сад. Но только за один год они дали предприятию 3 миллиона рублей убытков. Из-за нехватки средств пришлось от «социалки» избавляться и передать объекты в муниципальную собственность. Однако предприятие продолжает помогать району в их содержании и материалами, и транспортом, и людьми, когда понадобится.
Неплохой был и остался у нас медпункт, рассказывает Геннадий Викторович. Есть договор с больницей, где лечим за счет предприятия своих рабочих и пенсионеров. Работает спортзал со множеством секций. Проблем с кадрами нет. Зарплата водителей на городских маршрутах 89 тысяч рублей, автослесарей 6 тысяч, кондуктор получает 5 тысяч рублей. Правда, чтобы заработать и эти небольшие деньги, нужно хорошо попотеть. Водители и кондукторы, например, приходят на работу к пяти утра и выезжают на линию.
Вроде бы, не все уж так плохо. Только обидно Палкову, что с очередной реорганизацией может рухнуть и это шаткое благополучие.
Мне лично депутатство не нужно. Хватает работы и без этих обязанностей, говорит Геннадий Викторович. Но я чувствую, что моя работа в облсовете нужна жителям Первомайки, нашего города и области, нашей транспортной отрасли. В мою приемную приходят люди с самыми разными проблемами по ЖКХ, по ремонту дорог, по лекарственному обеспечению, чтобы оказать помощь школам и детским домам. Особенно хочется помочь и сделать что-то полезное для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей. Для тех, кто остался «за бортом» социальных реформ. Хотелось бы отметить хорошее сотрудничество во всех вопросах с администрацией Первомайского района и с советом ветеранов. С ними я, как депутат, нахожу полное взаимопонимание.
А вот мнение одного из тех, кто знает Геннадия Викторовича не понаслышке и поддерживает его. С Петром Николаевичем Кравчуком мы встретились на районной отчетно-выборной конференции ветеранов. Он пенсионер. 32 года работал на ПАТП-4 водителем, потом бригадиром: «командовал» автобусами восьмого маршрута. Вместе с ним работали и два его сына. Имеет два ордена Трудовой Славы. В компартии никогда не состоял, но в его трудовой книжке
120 благодарностей!
Отличный мужик, отзывчивый, надежный, говорит Петр Николаевич о Палкове. Знает все: и по машинам, и по жилью, и по трудностям людей
Спасибо, не забывают на предприятии про нас, ветеранов. Всегда приглашают на мероприятия, делают подарки к праздникам. Да и так можно всегда зайти на ПАТП, поговорить
Я считаю, что именно такие люди, как Геннадий Викторович, должны быть депутатами и представлять интересы простых людей. Тем более, уже и жизненный опыт у него имеется, и депутатский.