«Вера. Надежда. Любовь» страница для верующих
Должен ли православный христианин быть монархистом?
Привычку широко отмечать День 7 ноября впитало в себя с молоком матери не одно поколение советского народа. И вот праздника, положившего начало советскому государству, не стало.
Правда, совсем он не исчез, но вошёл в разряд обычных, будничных. К новому же выходному праздничному дню, который отмечается завтра, россияне ещё не привыкли, тем более что до сих пор не стихают споры о его целесообразности. Однако, что сделано, то сделано, и один ноябрьский праздник заменён другим. Но эти два совершенно противоположных по сути праздника, посвященных важным в истории России событиям, связывает не только принадлежность к первой декаде ноября, но и нечто большее. А именно: и тот, и другой имеют непосредственное отношение к династии Романовых. Только одно из событий положило начало этой династии, другое же стало началом её конца.
В патриотической печати немало пишется о дореволюционной идиллии во взаимоотношениях между Церковью и государством. Утверждение «православный, значит монархист» стало чуть ли не новой христианской догмой. В качестве доказательств такого утверждения современные монархисты, за неимением подтверждающих текстов Священного Писания, часто приводят высказывания типа «священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола», ссылаясь на непререкаемые авторитеты. При этом цитирующие умалчивают, что высказывания эти относятся к страшным для нашего государства временам, когда сплоченность монархии и православия была, пожалуй, единственной консолидирующей силой, способной объединить русский народ в период активно спонсирующихся Западом процессов развала самодержавной России.
Принцип внутригосударственных переворотов не изменился и в наши дни, разница только в масштабах и последствиях. Но даже противники современных «цветных» революций согласны с утверждением, что если бы свергнутые правители соответствовали своему предназначению, то никакое спонсорство Запада не смогло бы поднять народ. Схожая ситуация произошла и в 1917 году. По этому поводу в православном журнале «Альфа и Омега» (N 2, 2005) довольно откровенно высказался протоиерей Максим Хижий в статье «Новые материалы к жизнеописанию святителя Игнатия Брянчанинова».
В небольшой статье описывается неизвестный эпизод из жизни православного святого в его бытность архимандритом. Будущий святитель входил в комиссию, учреждённую по поводу насилий дворянина Новгородской губернии помещика Страхова над своими крепостными. Поводом для учреждения комиссии стала челобитная крестьян двух деревень, написанная по их просьбе местным сельским священником.
В челобитной крестьяне слёзно просили не допустить намеченную их продажу за долги вышеупомянутому помещику Страхову, имя которого вызывало у них леденящий ужас. Организованное следствие установило, что практически все крепостные девушки, включая несовершеннолетних, подвергались систематическому насилию со стороны помещика Страхова. Жестокие и разнузданные действия помещика доводили некоторых жертв до самоубийства. И вот, когда крестьянам соседних деревень стало известно о том, что их собираются продать с молотка
Два года архимандрит Игнатий Брянчанинов пытался добиться справедливости, за что попал в список неблагонадёжных. Но тем не менее дело против крестьян развалилось. Предупреждением звучали слова безымянного коллежского асессора, закрывающего дело после двухлетнего расследования: « простой народ, который не всегда сразу понимает неправду над ним совершённую, но почти всегда чувствует её, уразумевает её по плодам и заражается страшным недугом недоверия к Правительству, а этот недуг укрепляется от самого терпения неправды »
Конец терпения этой неправды и произошёл в 1917 году. По крайней мере, автор статьи в журнале «Альфа и Омега» делает следующее заключение: «Это дело разрушает иллюзии по поводу благополучия Церкви в императорской России Оно показывает степень вины власти перед собственным народом и Церковью, которая при таком положении дел не могла спасти отечество от социальной катастрофы Русское православное царство не смогло исполнить своего исторического призвания быть прообразом Царства Небесного на земле, и Богом было попущено его уничтожение».
Слово «попущено» означает, что Бог предоставил народу самому решать свою судьбу. Какую судьбу себе выбрал русский народ известно. Но это вовсе не означает, как утверждают современные монархисты, что «с падением монархического строя в России погибла и Святая Русь». По крайней мере, число возрождающихся православных храмов свидетельствует об обратном. И будет жить Святая Русь или погибнет под натиском нехристианских сил, зависит от всех нас, а не от мифического
О том, что нужно для того, чтобы Русь осталась святой, высказался в годы кровавой революционной смуты русский поэт Игорь Северянин: «Ни президента, ни царя, или обоих сразу вместе, лишь бы была на прежнем месте святая святость алтаря». В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви мнение поэта облечено в следующую форму: «непредпочтительность для Церкви