Новосибирск 0.6 °C

Чтение без мучения, или Диктанты шестилетних

08.11.2005 00:00:00

Метод учителя Веры Квач дает поразительные результаты. Но как расширить «зону новшества»?

На уроках Веры Квач малышам интересно. Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Трудно ли научиться читать? Сейчас можно встретить пацанов, что в четырнадцать могут разобрать только вывески, да и то, если крупные. Преподаватели вузов с удивлением замечают, что иные первокурсники читают, шевеля губами. Ну, очень похоже, как их прадеды во времена ликвидации безграмотности чуть не сто лет назад. А вот эти шестилетки из детского сада N 315, что в Ленинском районе, к восьмому занятию разбирают фразу, строят ее модель, знают, что такое гласные и согласные, слоги. «Через три занятия, то есть к середине ноября, они будут читать и писать диктанты. Потому что дети удивительно умны. Нам априори кажется, что они такие маленькие и глупенькие, мы не позволяем им думать вслух. А вот русский физиолог Сеченов говорил, что к четырем годам у ребенка складываются все основные формы мышления. Он не только задает вопросы, но рассуждает, спорит, доказывает. Так дайте ему возможность это проявить и применить».

Таково кредо Веры Квач, учителя начальных классов, кандидата педагогических наук, исследователя букваристики, о которой мы рассказывали год назад. Сами дети натолкнули ее на мысль, что именно с мышления, с того самого главного, что отличает гомо сапиенса от остальных обитателей планеты Земля, надо начинать обучение грамоте. Совершенно новый метод — не с «мертвой» буквы, по сути, непонятного малышам знака, познавать грамоту, а именно с фразы.

…Например, с такой: «В добрый путь!» Что дети ощущают в этих словах? Сначала ребята об этом порассуждали, а потом изобразили. Большой человек в зеленом халате машет рукой двум другим гораздо меньшего размера. Наверное, мама деток в школу провожает. Марина объясняет: «Мы с мамой уходим, а папа дома остается и провожает нас». Весьма похоже на некоторые нынешние семейные ситуации. У Саши в альбоме появились три забавные карандашные фигурки: «Я им даю добрый путь. Маме и папе приятно идти на работу, а там они еще и денежек заработают».

«А зачем нам нужен мягкий знак в слове «путь«. Ведь никакого звука за ним нет». — спрашивает учитель. Тянет руку Левушка: «Если его не будет, то мы будем произносить пут». Понятней не скажешь.

Малыши поняли смысл фразы, развили его в устной речи, нарисовали. И учитель подводит их к универсальному способу выражения мысли — к языку, которым можно выразить все, к буквенной символике, формируя мотивацию, зачем нужно читать и писать. «При таком пути ребята познают фразу, ее написание, чтение эмоционально, через свой опыт, — объясняет Вера Васильевна. — Учителя и родители знают: дети боятся больших слов. Пытаются догадаться по первым буквам, запинаются, не понимают. Погоня за скоростью, без осознания смысла, эмоциональной окраски слова, фразы отвращает детей от чтения. Опять же известно, что при письме младшие школьники часто пропускают гласные. И это не случайно. Первоначально на Руси писали без гласных, потому что они не несут информации. Слово «молоко«, например, можно было изобразить, как млк, и всем было понятно. Вот почему надо просить детей выделить гласные. Они учатся сопоставлять устное слово с письменным. Уже сейчас понимают даже то, что немало слов в русском языке пишутся не так, как произносятся. Поэтому я включаю орфографическое проговаривание слова, то есть так, как оно написано».

…В конце третьего урока, а каждый длится двадцать пять минут, Вера Васильевна просит детей написать фразу «В добрый путь!», при этом поворачивает доску, чтобы не срисовывали. В тишине слышится усердное сопение и негромкое «Не подсматривай». Справились почти все. И напоследок разбор довольно сложной фразы «И сила уму уступает». Дошколята сразу откликнулись вроде бы на очевидное: «Место в автобусе, в маршрутке уступают бабушкам и дедушкам». И вдруг один задумчивый мальчуган направил мысль в иное русло: «Сильный уступает умному». Да, уж действительно, устами младенца…

Группа педагогов специально приехала на урок к Вере Квач из Ордынского района.

— Я только начала работать по этому методу, и результат удивительный, дети увлекаются, я даже не ожидала, — говорит одна из них Алена Николаевна, учитель из небольшого поселка Чернаково. — Понимаете, с детьми надо больше разговаривать, они должны общаться друг с другом, им не хватает общения. Я думаю, мои ученики, а ведь это сельские ребята, начнут читать через пять-шесть занятий. Вот стала так работать и думаю, почему никто раньше не додумался начинать именно со смысла, а не буквы?

— «Слоговичок« мы достали, но где Букварь? Как нам идти дальше, какие темы давать? В сельской школе, особенно в малокомплектной, метод Веры Квач остро необходим, — сетует другая учительница. — Знаете, какие бывают дети?! Приходят в школу, не зная даже цветов… Родители совсем ими не занимаются. Я знаю, что новый метод очень хорош именно для таких запущенных детей, будит фантазию, раскрывает эмоции… Но как работать без учебника?

Сложно, но работают. Еще в одном детском саду Ленинского района начинает вести уроки Вера Квач. Нашлись, выходит, в районе заинтересованные — и родители, и руководители. Позвонили из Заельцовского района, просят пустить на занятия и провести семинар. Но как расширить зону новшества? И ведь все есть, все подготовлено — целый комплект. Во-первых, «Размышляй-букварь» — учебник-тетрадь из двух частей. «Рекомендации для наставников»: учителей, родителей, бабушек — для всех, кто хотел бы быстро и правильно научить дошкольника чтению и письму. Это и «Слоговичок» — слоговая таблица со сборником упражнений. Но несмотря на лестные отзывы и реальное опробование метода в школах, детских садах, за десять лет вышел в свет только «Слоговичок». Несколько лет назад был тираж в пятьдесят тысяч, а в этом году сама Вера Квач за свой счет издала тысячу книжек. Не проходит дня, чтобы мы не слышали нечто об учебе — о «реструктуризации« образования, о едином экзамене, о поборах в школах, о дополнительных уроках… А неграмотных, педагогически запущенных из сельской ли глубинки, с городской ли окраины становится все больше. Найдется ли заинтересованный чиновник, благотворитель, да просто умный дальновидный человек, который сможет поддержать «Размышляй-букварь», отправит его в добрый путь?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: