Новосибирск 15.5 °C

Если в нашем городе есть марки по 1000$, то где они?

23.10.2000 00:00:00

Почтовой марке - 160 лет

 До появления почтовых марок тарифы на пересылку писем зависели не только от расстояния, но и от множества других обстоятельств: маршрута следования, количества перегрузок в пути... Расплачиваться приходилось не только отправителю, но и адресату. Иногда отправитель мог внести оплату вперед, но кто знал, по каким окружным дорогам поедет почтальон? А если адресат живет в другой стране, то оплату вперед можно получить лишь за отрезок пути до границы. За остальные услуги деньги получит соседнее государство и опять же от адресата. Почтальоны порой полдня ругались с получателями, которым не хотелось вкладывать достаточно большие суммы за ненужные письма. Зачастую адресатов просто кто-нибудь «разыгрывал». Известные врачи и адвокаты расходовали немало денег, расплачиваясь за письма, в которых клиенты и пациенты просили у них совета. Люди обычно поручали доставить свои письма землякам, торговцам, извозчикам...

Идею создания почтовой марки впервые высказал словенский чиновник Лауренций Козир в 1835 году. Он объяснил своему знакомому англичанину Голлуэю, почему было выгоднее взимать единый почтовый сбор за доставку писем, причем не с получателя, а с отправителя. Голлуэй, вернувшись на родину, рассказал о своем разговоре с Козиром Роуленду Хиллу. Хилл впоследствии сумел претворить в жизнь идею словенского чиновника и с тех пор считается «отцом» почтовой марки. Роуленд Хилл за свою бурную жизнь сменил много профессий: писарь, учитель, страховой агент и, наконец, секретарь комиссии по колонизации Южной Австралии. На мысль о необходимости проведения масштабной почтовой реформы его натолкнул один случай, когда по делам службы он попал в Шотландию. В трактире он стал свидетелем сцены: служанка получила по почте письмо из Лондона и очень ему обрадовалась; но сколько ни упрашивал ее почтальон, девушка наотрез отказывалась принять это письмо из-за высокой стоимости - 3,5 шиллинга (заработок служанки за несколько дней).

 Реформа Хилла была настоящей революцией в почтовом деле. Он предложил ввести тариф в один пенни для всех писем весом не более половины унции (до 15 грамм), пересылаемых внутри Соединенного королевства - от Лондона и до Калькутты. Доставку письма отныне оплачивать должен был отправитель. Почта подтверждала оплату новым способом: наклеиванием почтовой марки. Хилл предложил напечатать на первой в мире почтовой марке портрет юной королевы Виктории (ей был 21 год, и она правила тогда всего три года).

Проект Хилла был принят. Художнику Генри Корбульду поручили как следует нарисовать юную королеву; потом два гравера, отец и сын Хиты, изготовили гравюру для печати. Так в первых числах мая 1840 года появилась первая в мире почтовая марка достоинством в один пенни. Она была отпечатана черной краской, и поэтому до сих пор филателисты называют ее «черный пенни». Тогда же была выпущена синяя двухпенсовая марка. На марках не было указано наименование страны, поскольку в то время ни в какой другой стране мира еще не было почтовых марок. Так зачем же лишние слова? Но англичане и до сих пор не ставят на своих марках название страны, видимо, по традиции и отчасти из-за высокомерия. Другие страны также начали выпускать почтовые марки.

В России первые знаки почтовой оплаты - единые штемпельные конверты - появились в 1845 году; первые русские почтовые марки достоинством 10 копеек были выпущены в обращение в Петербурге 10 декабря 1857 года. Они были без рубцов и отделялись от листа с помощью ножниц; гасились они сначала простым перечеркиванием, затем был введен круглый календарный штемпель. Второй выпуск марок, уже с зубцами и разного достоинства (10, 20, 30 копеек) состоялся в начале 1858 года. Марки продавались вначале в Петербурге и Москве, а затем и в других городах России. Выпущенные за прошедшие 160 лет почтовые марки отражают историю государства и весь окружающий мир: на них изображены люди, события, предметы. Марка способствует знакомству с важнейшими событиями мировой истории и различными областями человеческой деятельности, прогрессом науки и техники, достижениями искусства и культуры, спортом, космосом, животным и растительным миром планеты.

Почтовые марки, как и почтовые конверты и открытки, стали не только средством оплаты услуг почтовой связи, но и предметом коллекционирования.

В Новосибирске настоящих филателистов осталось очень мало, и те ушли в подполье. Оказывается, до перестройки коллекционирование марок было не только хобби, но и довольно прибыльным бизнесом, от которого сейчас ничего не сохранилось. Или почти ничего. Филателисты очень неохотно идут на контакт с прессой и предпочитают общаться в узком кругу посвященных. Да и как иначе, если из ранее обширной сети магазинов в городе осталась только одна «Филателия», куда несут самое ненужное. Возможно, в городе и есть марки по тысяче долларов, но о них предпочитают умалчивать. А в магазине самая дорогая марка стоит пять долларов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: