Новосибирск 7.3 °C

Книжки или хомячки? Издатели и книготорговцы решили взять на себя воспитание патриотов

06.12.2005 00:00:00

В Новосибирске будет создано сибирское региональное отделение Российского книжного союза. Такое решение принято на выездном заседании РКС, прошедшем в Доме ученых Академгородка. Этой чести наш город удостоился вторым после Санкт-Петербурга, признанной культурной столицы и лидера регионального книгоиздания.

Новосибирск в два раза культурнее России?

Для того, чтобы оценить уровень культурного развития региона, среди прочих используется и такой показатель: количество жителей на один книжный магазин. По этому критерию Новосибирск в два раза культурнее России в целом — у нас один магазин приходится на 25 тысяч «душ» (в среднем по стране — 50 000 человек). Правда, радоваться таким показателям пока рано — в странах Европы дела обстоят куда лучше. Так, в Норвегии средний показатель — один магазин на 8 тысяч жителей. Надо учитывать и то, что «современных« магазинов (с открытым доступом, компьютерами для поиска и заказов книг и ассортиментом не менее 30000 наименований) в Новосибирске всего 11 — около 20 процентов.

Для более точной оценки книжного рынка в регионах председатель Комитета правления РКС по исследованию книжного рынка, генеральный директор ООО »Топ-Книга« Георгий Лямин предложил целый комплекс критериев, среди которых — и наличие книжного склада, и процент охвата библиотечным обслуживанием, и суммы, выделенные из бюджета на поддержку книгоиздания, и даже число писателей, приходящееся на 10 000 человек. И по совокупности факторов наш город выглядит вполне благополучно. Крупнейшая национальная розничная сеть «Топ-книга» (более 270 магазинов в 121 городе России) зародилась именно здесь и работает вполне успешно, имея в родном городе 20 торговых точек. При этом на монополию не претендует — «Новосибирсккнига«, старейшая книготорговая сеть нашего города, не только сохранила магазины, существующие с советских времен, но и открыла несколько новых. Отдельных аплодисментов заслуживает «Академ-книга», продолжающая работу несмотря на то, что серьезную долю ее ассортимента составляет научная литература, не пользующаяся ажиотажным спросом. Что касается ассортимента, то тут можно привести всего лишь две цифры: «Сибирский дом книги» предлагает покупателям около 65 тысяч наименований. В Московском доме книги — 75 тысяч.

Книги новосибирских издательств: не оторваться! Фото автора

А стенды новосибирских издательств, занимавшие примерно половину площадей выставки, развернувшейся в фойе Дома ученых, вполне могли служить поводом для гордости. Кстати, на территории Сибирского федерального округа зарегистрировано 7% российских издательств. Большинство из них — ведомственные или «регионально ориентированные», то есть выпускающие книги местных авторов. И сегодня в большинстве наших магазинов можно обнаружить раздел «Книги сибирских авторов». Земляки пишут и стихи, и прозу, и исторические романы, и любовные, и детективные. Но основной вклад Новосибирска в российское книгопечатание — это не художественная литература, а вузовская и научная. И нормативные документы. Одно-единственное Сибирское университетское издательство выпускает 70 процентов всех российских кодексов.

В поисках национальной идеи

На звание самой читающей в мире страны Россия уже давно не претендует. По данным КОМКОНА, лишь около 30 процентов наших сограждан регулярно покупают книги (в среднем 4 штуки в год). Примерно столько же не читают вообще («читающим» считается человек, прочитавший за год хотя бы одну книгу). А доля расходов на чтение составляет в «среднестатистическом» бюджете полтора процента, ненамного опережая расходы на домашних животных. Причем со временем доля расходов на кошечек и хомячков растет. Про пищу духовную такого сказать, к сожалению, нельзя.

Что здесь сделаешь? Российский книжный союз — пытается. Это некоммерческое партнерство было образовано в 2001 году и объединило крупнейших российских издателей и распространителей книжной продукции для совместного решения проблем книжной отрасли страны. То, что страна не читает, — безусловно является проблемой. Особенно для людей, делающих на книге бизнес. Книжный союз создавался как своеобразный профессиональный клуб, но теперь, как считает президент РКС Сергей Степашин (он же — председатель Счетной палаты), настало время произнести слово «идеология».

— Говоря о книге, мы впервые заявляем откровенно, что сегодня от бизнес-проектов и работы книжного рынка РКС переходит к такому важному вопросу, как идеология книжного рынка (я не боюсь этого слова), и к вопросам воспитания патриота, свободного, грамотного и умеющего ориентироваться в сложном современном мире, — сказал Сергей Степашин на заседании в Новосибирске. — Два года назад казалось, что это смешно: говорить об идеологии в свободной стране, с рыночной экономикой, но влиять можно и нужно, это делают все страны мира. Сейчас, во времена потери идеологических ориентиров и поиска национальной идеи, книга снова могла бы занять то место, которое всегда занимала и в и в царской, и в советской России. Книжная отрасль, с точки зрения экономики, — уникальное явление. Она одновременно приближена и к культуре, и к бизнесу. Надо учесть, что огромная часть нашего населения (особенно сельского) имеет желание, но не имеет возможности даже за небольшие, казалось бы, деньги (100–150 рублей) приобрести книгу. Поэтому мы должны подумать о некоем демпинге, о дешевой книге для отдаленных регионов нашей страны. Особенно для детишек. Мы знаем, что есть населенные пункты, в которых каждый год только по 2–3 ребенка идут в школу, в первый класс, — и очень важно, чтобы в этой школе была книга. Надо всерьез задуматься об этом направлении нашей деятельности.

Книга — товар или ценность?

Идея дешевых книг для отдаленных районов, конечно, радужна. Правда, у председателя совета директоров «Новосибирсккниги» Ольги Радченко она вызвала некоторые сомнения. У «Новосибирсккниги» есть несколько магазинов в области, не первый год делаются попытки наладить торговлю книгами в сельских библиотеках, под заказ. При этом магазины стабильно оказываются убыточными. Во-первых, покупательная способность у сельчан ниже, во-вторых, книжка, доехав до села, существенно вырастает в цене за счет сложностей транспортировки.

Впрочем, как сказал Георгий Лямин, вопрос о том, что же такое книга — товар или ценность, — вечный вопрос, с которым рано или поздно приходится сталкиваться всем, причастным к книжному бизнесу. Российский книжный союз, кажется, всерьез намерен попытаться отнестись к книге как к ценности — пусть в ущерб барышам. По крайней мере, большинство членов союза подписали хартию деловой этики, где, признавая книгу главным хранителем российской культуры и средством воспитания, отказались от «нечистой конкурентной борьбы». Например, от использования авторов-«двойников», псевдонимов, созвучных именам и фамилиям известных авторов, заимствований персонажей и сюжетов и прочих маленьких хитростей, повышающих объемы продаж.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: