Новосибирск 2.1 °C

«Белый остров» Юрия Ключникова

01.11.2000 00:00:00

 Это событие, пожалуй, можно отнести к числу почти что невероятных. «Провинциального» поэта чествовали в первопрестольной. Нам, приученным к тому, что свет культуры и отягощенной мыслями просветленности исходит непременно из столиц, нужно совершать над собою некоторое усилие, чтобы приноровить свое восприятие к такому обороту дела. И все-таки...

22 октября в Москве, в Центральном Доме журналистов, при стечении деятелей культуры, славных представителей отечественной интеллигенции и духовных организаций, состоялась презентация книги нашего земляка Юрия Ключникова «Белый остров». Беспрецедентна сама история появления на свет этой книги. Ну, скажите на милость: кто из авторов советского и постсоветского периодов, штурмовавших столичные и не очень столичные журналы и издательства, удостоился такого? Чтобы, значит, не ходить, шныряя мелкой рыбешкой среди акул-классиков, не притомлять коня, не стаптывать башмаки, а дождаться, когда пронзенный рентгеновским лучом поэтического вдохновения человеческий океан выплеснется в ответном порыве: издать, запечатлеть, увековечить! Солярис какой-то, да и только! И все-таки это произошло. Во время одного из «рядовых» выступлений «провинциальной знаменитости» в Москве в перерыве к Юрию Ключникову подошел некто и тут же поклялся издать его труды ума и сердца. Книга, выпущенная Центром творческих исследований и издательством «Беловодье», видимо, и должна была появиться на свет путем перенесения рукописи из географического центра Российской империи в административный. Потому как Юрий Ключников «есть поэт всероссийский...». Впрочем, слушая сердцем и разумом эту книгу (а ощущение такое, словно, надев стереонаушники, ты внимаешь поистине моцартовскому симфонизму), вдруг открываешь для себя: актуальный некогда спор о «деревенской» и «городской» поэзии, о поэзии «эстрадной» и «тихой» с приходом Юрия Ключникова теперь уже позади. Вытворяшки иронистов и концептуалистов, кухонно-диссидентская задушевность бардов, балансирующий на грани полусмысла и белиберды «замуток» попсово-рок-н-ролльный бум - все это только сбивчивые бормотания лжепророков в своем отечестве. И не более того. То, что благодаря жизни и творчеству Юрия Ключникова пришло из нашей «провинциальной» Галилеи в наш же потрясаемый раздраями последнего десятилетия Третий Рим, - не слова ради славы мирской и не звук ради оглоушивающих децибелов, а некая художественно-созерцательная истина. Такое ощущение, что поэт пишет не ради собственно слова, а ради того действия, которое оно может произвести. Слово-пророчество, слово, преобразующее хаос в гармонию... Вот ради чего его стоит произносить. А иначе - зачем? Поэтому и столь резко отмежевывается Юрий Ключников - поэт и философ - от игр со словом.

На гранях мирового слома,
Что четко обозначил век,
Довольно слов,
Да будет Слово
Простое, чистое, как снег.
Рожденное великой болью
Из непомернейшей нужды,
Оно засветится любовью
На каждом атоме вражды.

 Да возможно ли такое, когда «оппоненты» - впавшие в транс «чтецы рэпа», политики и «общественные деятели», готовые превратить «эту страну» в «компактное европейское государство»? Ее-то, всегда претендовавшую на великость и сакральную роль в мире! Мыслимо ли, если «атомы вражды» буквально разрывают нас? Если

Как мельница, работает эпоха,
Стирая наши планы в порошок,

 то нужно ли тут философствовать? Уместно ли медитировать? Напоминать нам, погруженным в заботы земные, мирские о Небесной России? Но где ж, скажите, искать нам духовной опоры в минуты, «когда наступает отчаянье»? В десятикратно-тупо повторяемой попсовой «мантре»? В неумеренной болтовне эфирных Петрушек-балаганщиков? Но как бы последнее не пробалаганить, не продискотечить... Вот уже и «трудоспособный» возраст нации ограничивается возрастом до 35. До этого предела - разверни любое трудобиржевое издание - «требуется». А дальше... Поэту и мыслителю Юрию Ключникову как раз в два раза больше. Его принцип принципов это в пику Нелюбви - Любовь в том смысле, как эту силу понимали Будда и Христос. Объект любви - Россия. И он, я думаю, претендует на роль проводника истины. Потрясающее ощущение того, что автор говорит правду и только правду - выстраданную, выношенную, и в самом деле не отпускает. Касается ли это разговора о мистической роли таких великих сынов России, как маршал Жуков, Есенин или Пушкин. Или собственно жизни и творчества Юрия Ключникова-поэта, созданных им стихотворных текстов и трактатов - эссе.

По жизни и судьбе целиком принадлежа к поколению «шестидесятников», автор «Белого острова», кажется, уже перешагнул за пределы метаний и шараханий своих сверстников. Правда, пройдя «кристаллизацию» сжатием коллективных проработок за инакомыслие (его за предложения оживить партийную работу учением Живой Этики 70 раз пытались наставить на путь истинный!). Его как бы уже и не сильно заботит прущая на него с распростертыми объятиями столичных бомондов литературная слава.

То ли слуги у ворот уснули,
То ли был в отлучке бог -
Я ворвался на Парнас,
Как пуля,
У которой долго порох сох.
Я с богами как-нибудь полажу,
Но прислуга... тут дела хужей:
На прием волос не напомажу,
Не люблю,
И мало их уже.
То ли ветер гонит теплый
воздух,
То ли в доме огонек погас -
Мне сегодня захотелось к
звездам,
Поздно уж врываться
на Парнас.

  Буквально в день сборов поэта все-таки не к звездам, а в Москву, я позвонил Юрию Михайловичу, торопясь хотя бы в двух словах передать, насколько ошеломила меня его книга.

- Главное для меня, чтобы Россия, родина моя, жила, - прозвучал его голос, словно с высот той самой Небесной России, которую и умом не понять, и аршином не измерить...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: