Новосибирск 11.5 °C

«Центр обязывает держать марку»

14.02.2006 00:00:00

Центральный район. Спецвыпуск

С чего начинается город? С пригорода, с административной городской границы, с окраинных жилмассивов? Такая точка зрения имеет право на существование. Но все-таки город начинается центром. Центральной площадью, центральными магистралями, парками, фонтанами, самыми известными магазинами. Естественно, все приезжие судят о городе прежде всего по его центральной части. О том, как развивается район, как решает свои проблемы, в интервью нашему корреспонденту рассказывает глава администрации Центрального района Геннадий Захаров.

— Геннадий Павлович, продолжите фразу: Центральный район — это…

— Это лицо нашего города. Это сосредоточение административных структур, театров, крупного бизнеса, банков, престижных учреждений различного профиля. Аппарат полномочного представителя президента, областная администрация, мэрия, оперный театр, собор Александра Невского, часовня, стадион «Спартак», Центральный парк, окружной Дом офицеров, Центральный рынок — это наш район. Собственно, в Новониколаевске-Новосибирске все начиналось на нашей территории. Здесь были построены первый храм, первый стадион, первый банк, первая электростанция… Именно в центре расположены основные памятники архитектуры. Так что нам есть чем гордиться.

Я очень рад, что район все в большей степени проявляет в себе признаки центра столичного города. Появляются современные здания, малые архитектурные формы, пешеходные зоны мостятся тротуарной плиткой — до 15 тысяч квадратных метров ежегодно. Наверное, горожане заметили архитектурные ландшафты — цветники, альпийские горки, вазоны. С 2001 года у нас проводятся международные фестивали снежных скульптур. Летняя традиция — фестивали и симпозиумы каменных скульптур. Представители соседних городов единогласно отдают первенство нашей городской центральной новогодней елке. Надо держать марку.

Глава администрации Центрального района Геннадий Захаров

— Никто не спорит, что центр Новосибирска — пожалуй, самая благоустроенная территория. Значит ли это, что средств на благоустройство из городского бюджета вам отпускается больше, нежели другим районам?

— Средства выделяются, но их, конечно, недостаточно. В немалой степени район благоустраиваем за счет предпринимателей — тех, кто делает в центре свой бизнес. К примеру, постоянно увеличивается число квартир на первых этажах, выведенных из жилого фонда и купленных бизнесменами под офисы, магазины, аптеки, закусочные. Соответственно, прилегающая территория должна быть благоустроена. Городская елка — она тоже строится за счет спонсорских средств.

— Предприниматели не жалуются, что власть выкручивает руки?

— В рыночных условиях, чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно рекламировать свою деятельность или свой товар. Благоустройство прилегающей территории, интерьер, культура обслуживания, спонсорская деятельность — все это отражает состоятельность и надежность современного бизнеса. По сути, у власти и бизнеса в вопросах благоустройства и архитектурной привлекательности одно задачи, и мы партнеры.

— Перенимаете ли вы опыт других городов? В центре Красноярска, например, летом выставляются огромные горшки с живыми пальмами…

— Нам мэр всегда говорит: выезжаете в командировку — смотрите, учитесь, перенимайте опыт. Будут у нас и пальмы, и гранитные подпорные стенки, как в Хабаровске, и узорное литье опор освещения. По возможности, все воплотим у себя. И уже воплощаем. Взять ту же подсветку зданий. У нас подсвечены уже десяток зданий — оперный, сквер около него, здания мэрии, областной администрации, картинной галереи, Сибирского банка Сбербанка РФ, штаб Сибирского округа внутренних войск, собор Александра Невского. Это тоже признак столичности. Мы не должны останавливаться, на пятки наступают соседние города. В ближайших планах — подсветка еще десятка зданий.

— Год назад появилась информация, что на месте гостиницы «Центральная» будет построен современный гостиничный комплекс, а здания гостиницы, краеведческого музей, Первомайский сквер образуют единый ансамбль…

Так было…

— Что касается строительства, то здесь у инвесторов вышла некоторая заминка. Думаю, скоро вопрос будет улажен. Сейчас мы рассматриваем проекты обустройства Первомайского сквера. Они подразумевают санитарную вырубку, высадку ценных пород деревьев и кустарников, строительство новых тротуаров, беседок и новые варианты подсветки парковой территории.

— А небоскребы в центре будут?

— Смотря что вы называете небоскребами. Высотные дома? Один уже есть — недалеко от полиграфкомбината, из синего стекла. Планируем начать строительство новой высотки — бизнес-центра на углу улиц Советской и Орджоникидзе. Насколько я знаю, здесь будет даже вертолетная площадка. Территория давно огорожена, но там перенасыщение коммуникаций, линии связи в разных уровнях, и уже третий год все это хозяйство переносят. Кстати, с высотками-то в городе проблема: нет надлежащих мощностей пожарной охраны. Ведь нужны 50-метровые лестницы…

…и так стало

— Я думаю, что отсутствие пожарных лестниц — не единственная проблема района?

— Самая большая наша проблема — транспортная. В часы пик, да и не только, по центру города проехать очень сложно. В прежние времена, когда город только-только развивался, никто не мог предположить перспективы развития автотранспорта, соответственно, не были учтены многие градостроительные аспекты. Сегодня обочины дорог, дворы, переулки заставлены машинами. Поэтому даже ночью мы не можем нормально произвести механизированную снегоуборку.

А автомобилей все прибавляется. Отсюда пробки, нарушения правил парковки, загазованность.

— Ну и что делать? Людям ведь не запретишь приобретать автомобили и ездить на них на работу, в магазин, к деловым партнерам.

— Проблема перезрела. Сегодня почти вся новая застройка проектируется с подземными автостоянками. Но это уже, к сожалению, проблемы не решит. Путей выхода из ситуации несколько. Строим парковочные «карманы», совместно со специалистами ГАИ проектируем схемы одностороннего уличного движения: Каменская, Мичурина, основная часть Советской, Урицкого и другие. Многим водителям это не нравится, но выбирать не приходится. Отчасти снимут остроту Ипподромская магистраль и объездная дорога, так называемый Северный объезд. По крайней мере, из центра города уйдут транзитные автомобили. Обсуждаются проекты строительства многоуровневых развязок, но это слишком дорого. Вряд ли город в ближайшие годы сможет их осилить, тем более что нужно строить новый мост, а это сотни миллионов рублей. Кстати, в Генплане предусмотрена магистральная окольцовка жилых районов, что даст возможность во многих случаях миновать центральную часть. Наверное, будет оправдана и попеременная принудительная стоянка автомашин с четными и нечетными номерами: скажем, в понедельник, среду и пятницу «паркуются» четные номера, в остальные дни — нечетные. Это уже практикуется за границей, рано или поздно придет и к нам.

— Некоторые руководители ГИБДД считают, что главный «тормоз» на оживленных магистралях, в частности, на Красном проспекте, — неповоротливые троллейбусы. Может, убрать их, да и дело с концом?

— Вряд ли всему виной троллейбусы, которые, кроме всего прочего, являются экологически чистым транспортом. По идее, надо высчитать потребность в транспорте в зависимости от времени суток, направления маршрута и так далее, определить наибольшую пассажирозагрузку, более четко распределить движение маршруток и наметить основные места развязок. Например, у некоторых станций метро.

— С транспортом понятно. А дороги? В некоторых городских районах это головная боль.

— Качество дорожного покрытия — не самая большая проблема центра. Хотя есть у нас участки дорог и даже отдельные улицы, требующие серьезного ремонта. И зачастую ухудшению качества дорог способствуют службы, призванные отвечать за инженерные коммуникации. Нам следует более системно и комплексно подходить к разрытиям. Если, скажем, меняется труба теплотрассы, надо сразу проверять все остальное, а не рыть траншеи ежегодно.

— В центре мало крупных предприятий, загрязняющих воздух. Хотя, как вы сами сказали, это с лихвой компенсирует автотранспорт. Но у вас есть жиркомбинат, чьими запахами периодически «наслаждаются» жители Центрального и окрестных районов…

— Есть такая проблема. Хоть жировой комбинат и передовое предприятие, но будущего без современной очистительной системы у него нет. Были претензии и со стороны экологов, и со стороны санэпиднадзора, ряд мер руководством комбината уже предприняты, но многое еще предстоит. По идее, там вокруг надо создавать санитарную зону. Думаю, когда-нибудь все равно встанет вопрос о переносе предприятия за пределы жилой застройки. Это ведь еще и опасное производство.

— Пару лет назад мэрию ругали за так называемую точечную застройку. До сих пор центр города застраивается весьма плотно. Как вы к этому относитесь?

— К каждому случаю надо подходить индивидуально. Есть территории, где просто необходима ревизия и замена коммуникаций. Когда строится новый дом внутри старого квартала, в этом нет ничего плохого, скорее наоборот. Как правило, на застройщиков ложатся обязательства обновления коммуникаций, обустройства ЦТП, трансформаторных подстанций, благоустройство прилегающей территории. Это большая проблема, на решение которой у города не хватает средств.

— Но этот дополнительный груз, ложащийся на застройщиков, потом выходит удорожанием квадратных метров…

— В Центральном районе вообще нехарактерно говорить о социальном жилье. Почти все новые дома — даже не для среднего класса.

— В прошлом году в районе произошел резкий строительный спад — с 70 тысяч квадратных метров жилья до 30. Чем это вызвано? Не стало свободных площадок?

— Площадки еще есть, но их все труднее осваивать. Взять, например, островки частного сектора. Однако при сносе жителей этого сектора надо расселять, при том что в каждом частном доме в надежде на скорый снос прописаны по несколько семей. С этим еще надо разбираться. Плюс острый дефицит энергомощностей. Да и сама земля здесь очень дорогая.

Как бы то ни было, в этом году планируем сдать около 80 тысяч квадратных метров. Основная застройка будет производиться вдоль Ипподромской магистрали, у Каменки.

— В конце разговора главу района нельзя не спросить о том, где он больше всего любит бывать.

— Наверное, моя самая любимая улица — Серебренниковская, и вовсе не потому, что я на ней живу. Кстати, хожу на работу пешком, вообще часто хожу по району. Из окна автомобиля ведь всего не увидишь. Во время таких походов подмечаю недостатки, что и становится впоследствии темами, затрагиваемыми на планерках и совещаниях.

— По традиции — что пожелаете жителям вашего района?

— Я пожелаю не только жителям Центрального района, но и всего Новосибирска увидеть более красивыми и благоустроенными свой дом, улицу, район, город. Это уже происходит, надо только более внимательно посмотреть по сторонам…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: