Новосибирск 1.4 °C

Омичи хотят наступить на новосибирские грабли

22.03.2006 00:00:00

Сегодня строить метрополитен — непозволительная социальная роскошь

Омские власти еще в начале 90-х годов заговорили о необходимости строительства в городе метрополитена.

В начале XXI века эти разговоры продолжились, но воз и ныне там. С 1992-го по 2000 год на строительство метро в Омске из федерального бюджета было выделено 213 млн рублей. Сумма слишком мизерная, чтобы всерьез рассуждать о начале «всеомской» стройки. Все средства пошли на строительство двухуровневого моста через реку Иртыш, который должен служить одновременно автомобильным мостом. Из местных бюджетов в 2002–2003 годах на строительство метромоста было выделено чуть больше 700 миллионов рублей. В общем, мост с грехом пополам сдали. Теперь взоры омских властей обратились к строительству собственно метро.

В конце прошлого года законодательное собрание Омской области начало рассмотрение законопроекта «Об областной целевой программе «Строительство Омского метрополитена на период до 2008 года». Согласно программе первый семикилометровый участок соединит исторический центр города с левобережьем. По оценкам экспертов, это позволит перевозить около 70 миллионов человек в год. Всего, по плану строительства, предусмотрена прокладка трех линий метро с пересадочным кольцом в центре города.

Омские власти, видимо, плохо изучили опыт своих соседей новосибирцев. С чем же им придется столкнуться?

Во-первых, с невероятно большими трудностями с финансированием, которое, кстати, может привести к срыву производственных программ у поставщиков данного строительства. Федеральные власти вообще неохотно выделяют средства под сложные проекты, особенно сибирским регионам. А потянуть строительство метрополитена собственными силами не в состоянии практически ни один город в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. По самым скромным оценкам специалистов, строительство одного километра метро обходится сейчас минимум в 2 млрд рублей. Цена, естественно, зависит от условий строительства.

В Омске почему-то питают иллюзию, что к 2008 году там построят линию с четырьмя станциями. Надо заметить, что в Новосибирске за 11 лет была запущена линия всего с двумя станциями.

Кроме того, нельзя забывать, что строительство парализует транспортное движение по линии метро. Новосибирцы до сих пор с содроганием вспоминают на годы перекрытый Красный проспект. Но трудности с финансированием и сложности наземного передвижения — это еще полбеды.

Вторая проблема, с которой придется столкнуться омским властям, это расставание с иллюзией, что метро решит проблемы перегрузки транспортных магистралей, особенно в центральной части города. В Новосибирске в свое время тоже об этом рассуждали. И на первом этапе, казалось, проблема была решена. Власти пошли по «московскому пути», привязав конечные остановки наземного общественного транспорта к станциям метрополитена. В результате получилось, что новосибирцы, которым надо было добираться из одного конца города в другой, были вынуждены пересаживаться до трех-четырех раз. В нынешних ценах и при подобной схеме общественного транспорта новосибирец должен тратить от 60 и выше рублей ежедневно.

Естественно, что новосибирским властям пришлось «отыграть ситуацию назад», иначе она могла вылиться в широкий социальный протест. Правда, ценой появления дублирующих линию метро маршрутов наземного общественного транспорта, что привело к еще более высокой загрузке магистралей и улиц города. Сегодня пробок на основных транспортных артериях Новосибирска нет разве что ночью. Кстати, московский опыт говорит о том, что развитие метрополитена никак не влияет на наземные транспортные проблемы. Например, на некоторых участках Ленинградского проспекта столицы пробки стали реальностью даже ночью.

Третья проблема — затраты на эксплуатацию и развитие метрополитена. А это превращается в «социальную роскошь» для города. Поэтому, по мнению специалистов, метро в городе, даже претендующем на статус мегаполиса, можно начинать строить только в том случае, когда для этого есть все необходимое — специалисты и главное, средства. Причем средства не только на строительство, но и на содержание метро.

Судя по всему, в Омске даже не просчитывали «потери» от строительства метрополитена, в том числе и социальные. Не лучше ли пока все возможные средства вкладывать в развитие наземных транспортных коммуникаций. Без метро город жить может, без дорог — нет!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: