Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Валерий Егудин: «Мечтаю, что к 60-летию Победы театр будет как новенький»

10.11.2000
Есть люди, которых приятно приглашать в гости. Директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, народного артиста СССР Валерия Григорьевича Егудина в редакции «ВН» рады видеть всегда. Но вот что интересно: пять лет назад встреча директора оперного с журналистами началась с вопроса о ремонте театра и нынче повторилось то же самое.

 Есть люди, которых приятно приглашать в гости. Директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, народного артиста СССР Валерия Григорьевича Егудина в редакции «Вечернего Новосибирска» рады видеть всегда. Но вот что интересно: пять лет назад встреча директора оперного с журналистами началась с вопроса о ремонте театра и нынче повторилось то же самое. Как раз незадолго до этого Валерий Егудин встречался с министром культуры Михаилом Швыдким...

- Недавно приезжал министр культуры Швыдкой. Этот человек о положении дел в нашей культуре знает не понаслышке. Кстати, когда он еще был заместителем министра, то курировал именно музыкальные театры. Я с ним знаком давно, и нынче мы тоже плотно поговорили. Главное, до чего договорились, - нужно готовить специальное постановление правительства по нашему театру. Как раз лечу в Москву, везу технико-экономическое обоснование, где, естественно, речь идет и о немалых деньгах, необходимых для ремонта.

- А если бы пять лет назад все-таки дали деньги, сегодня было бы проще?

- Ну, конечно, проще. Помните, тогда обсуждались и китайский, и турецкий проекты ремонта. У меня и сейчас лежит проект турецкой стороны, но он, правда, не предусматривает технического перевооружения - только один ремонт здания. Но нам необходимо менять механизмы и менять свет. Как раз на это пойдут самые большие суммы. Что касается света, то он точно будет не наш - возможно, германский, итальянский или английский. А что касается подъемных механизмов - думаем сейчас, как удешевить эту проблему.

- Раньше, когда вы рассказывали о ремонте, в ваших словах часто проскальзывали апокалиптические нотки. Но ведь худший сценарий не реализовался, не так ли?

- Да, самое главное - театр мы не закрыли и труппу не потеряли. По-прежнему работаем, выпускаем спектакли. Скажу даже - постучу по дереву, чтобы не сглазить, - что сегодня ситуация лучше, чем в последние годы. Нам дают деньги на содержание театра, мы можем делать новые постановки. Что же касается городских и областных властей, то у нас к ним только один вопрос: нужно жилье для артистов. Сейчас мы вынуждены снимать квартиры, недавно отремонтировали общежитие, вложили туда колоссальные деньги. А нам говорят: покупайте квартиры. Купили бы, если бы было на что.

Фото Сергея ПЕРМИНА

 - Так вам бы в политику, Валерий Григорьевич. Глядишь, чего-нибудь бы и пробили.

- Да было как-то. Когда выбирали народных депутатов СССР. И знаете, я вам честно скажу, был очень счастлив, что никуда не прошел. Когда мне ночью позвонили и сказали, что я не депутат, - поблагодарил Господа и уснул спокойно. Так что каждый должен заниматься своим делом.

- А когда все-таки театр приобретет тот облик, который вы хотите ему придать?

- Мы рассчитывали, что это будет, наверное, 2005-й год. Хотим, чтобы к 60-летию Победы вышло постановление правительства. А задача такая: отремонтировать Новосибирский театр оперы и балета - ровесник Победы.

Ремонт идет. Но главная проблема - ремонт большой сцены впереди. Вопрос вопросов - где два года, или полтора, если быть оптимистом, обитать труппе? В городе нет площадки того уровня, которая нам нужна. Но выход мы нашли: нужно вложить несколько миллионов долларов в ремонт концертного зала. Пробьем потолок, сделаем подъем над сценой, поставим механизмы, чтобы была смена декораций, и сможем ставить полноценные спектакли. Зрительских мест будет 450-500.

- Валерий Григорьевич, давайте теперь поговорим о труппе. Вот уехали Василий Горшков, Валерий Гельманов и Виталий Ефанов. Наверное, это все-таки процесс естественный?

- Этот процесс нормальный и естественный. Никуда от этого не деться. Я давно знал, что так рано или поздно будет. Другой вопрос: когда именно это случится? Они подросли. Конечно, в столицах другой уровень оплаты, а во-вторых, все полагают, что это только трамплин для выхода на зарубежный рынок. Василий Горшков уже в Питере, он там исполнил партию Отелло. Расстались мы нормально - согласитесь, бессмысленно уговаривать взрослого человека.

- А ведь именно Горшкова называли наследником Егудина...

- Наследник... Кто знает! Может быть, Олег Видеман будет, может, кто-то другой. У нас есть очень хорошие молодые ребята. Ветераны наши, кстати, хорошо звучат. Пополнение приходит из консерватории. А вот из других театров сложно звать людей, не решив проблемы с жильем. Затраты очень большие. Мы, например, снимаем для солистов тридцать квартир. А ведь за каждую из них нужно платить не менее полутора тысяч рублей в месяц.

- Есть еще один вопрос, традиционный: будет ли петь Валерий Егудин?

- Пока все некогда. Нужно ведь регулярно заниматься, входить в форму, несколько месяцев распеваться - все это непросто. Да и директорские заботы покоя не дают. Хотя в принципе, наверное, мое участие в спектаклях возможно. В Бангкоке на официальном приеме меня подзадорили - ну я и спел. Там многие, кстати, пели. Ну, в общем, когда импровизированный концерт закончился, мне сказали, что мои молодые преемники могут еще отдыхать.

- Сейчас говорят о том, что эпоха великих опер прошла и ничего интересного больше не создается. Каково ваше мнение?

- Это искусство требует, я бы сказал, взгляда из глубины времен. Уверяю вас, что будут в России еще и советские оперы слушать, и прежде всего исторического плана. А сегодня на дворе эпоха перемен со всеми вытекающими последствиями.

Должен сказать, театр хорошо посещают. Охотно люди идут на «Аиду», «Пиковую даму», «Травиату»; вообще любят у нас классику. Плохо только, что сейчас не идут некоторые спектакли. Например, «Риголетто», «Паяцы», «Кармен». Но «Кармен» мы будем ставить - к весне сыграем премьеру.

- С балетом у нас тоже вроде бы все нормально. Но время от времени возникают слухи, что может уехать Владимир Григорьев.

- Григорьев - это одна из тех личностей, которые украшают театр. И он обязательно будет у нас танцевать, к радости многочисленных зрителей. Вы же знаете, как балет посещают - всегда аншлаг. А на премьеру телефон вообще разрывается. Скоро мы будем ставить «Коппелию». Это будет очень красивый спектакль, немножечко в стиле ретро. Вообще, я вам скажу, в театре должны быть разные спектакли. Вот есть у нас модерновая «Русалка» и есть классика - пусть зрители выбирают. Меня другое больше волнует - нам нужен главный дирижер. Могу сказать, что это точно не будет Рылов, хотя о его назначении некоторые газеты уже написали как о случившемся факте.

Просто так дирижер не находится - на это нужно время. Сейчас разговариваем с серьезными дирижерами, музыкантами. Затягивать с решением, конечно, не будем.

- А что новенького будет?

- Заканчиваем спектакль «Пеппи ДлинныйЧулок». Постановка Георгия Ковтуна и, кстати, очень интересная музыка Карена Хачатуряна. Премьера - в декабре.

Думаем поставить «Царя Эдипа» Стравинского. Про «Кармен» я вам уже говорил. Добавлю лишь, что предложил быть музыкальным руководителем спектакля Арнольду Михайловичу Кацу.

- Почему к нам другие театры на гастроли не приезжают?

- А дорого... Нам пригласить - а им поехать... Денег нет даже чтобы гостиницу оплатить. Это раньше министерство все дотировало, а сейчас театры предоставлены сами себе.

Что касается наших зарубежных гастролей, то проходят они с успехом. В будущем году, наверное, побываем в Японии, ведем переговоры с Южной Кореей. В ноябре приедет директор Шанхайского театра - будем разговаривать. Китайцы хотят в мае посмотреть «Бориса Годунова». Между прочим, театр в Шанхае - одно удовольствие: большой, светлый, шикарно оснащенный. Свет там прекрасно поставлен.

- Сейчас очень много говорят и пишут о Николае Баскове. Он ведь у нас пел?

- Басков однажды исполнял у нас партию Ленского в «Евгении Онегине». Это лирический тенор. Голос сам по себе неплохой, но, скажу вам, таких голосов у нас очень много. Есть голоса и лучше. Я просто не понимаю всей этой шумихи вокруг Баскова.

Притом он ведь просто исхалтурился уже. Все эти его эстрадные концерты опускают академический уровень. Вы вспомните записи Владимира Атлантова! Вспомните, как он пел итальянские песни, и потом послушайте, как их поет Басков: разница просто огромная. Другое дело, что кому-то выгодно раскручивать это имя.

- Недавно он спел Ленского в Большом...

- Я смотрел эту премьеру по телевизору. Впечатление такое: нет того уровня, который должен быть в Большом театре, нет лоска, нет, образно говоря, умения носить фрак.

- Трех теноров сегодня знают, пожалуй, все в мире. Как, на ваш взгляд, есть достойная смена Паваротти, Каррерасу и Доминго?

- Главное - войти в круг, получить мировую известность. Есть хорошие теноры - в Испании, например. Но на все нужно время. К сожалению, должен сказать, что до нас все доходит в последнюю очередь - мало кого можно сегодня пригласить на выступление в Россию.

- А на наши голоса спрос в мире есть?

- Конечно. За рубежом поют наши певицы с совершенно шикарными сопрано - например, Маша Гулегина. Охотно приглашают лучшие театры Чернова, Лейферкуса, Морозова. Вы знаете, мой студент Владимир Галузин считается сегодня одним из ведущих теноров. Живет он в Швейцарии. А приглашают его в разные театры. Я, например, встретился с ним в Каире, где он пел в «Аиде».

Оперы наши тоже ставят. Вы, наверное, не знаете, но на российских операх очень хорошо зарабатывают поляки. Они ставят «Бориса Годунова» и «Хованщину». Приглашают наших басов, а потом гастролируют по всему миру.

- Кстати, Валерий Григорьевич, а у вас большая коллекция собственных выступлений?

- Давайте я сначала о театре скажу. Все спектакли мы записываем - это нужно и для работы над ними, и для того, чтобы за рубежом показать. Так что нас знают...

Своих выступлений у меня не так много. Сохранились записи спектаклей, сделанные еще любительскими камерами. Но зато я могу послушать, как поют мои дочери. Ольга недавно пела Графиню, но сейчас ей не до этого - скоро подарит внука или внучку. Самая младшая моя, Полина, занимается в музыкальной школе, поет в хоре, а вот внук Митя пока предпочитает играть на трубе.

Резонанс
Новости
Комиссия по реализации контрольно-надзорной реформы в Новосибирской области будет создана под непосредственным руководством врио губернатора Андрея Травникова. Об этом руководитель региона сообщил 15 декабря по итогам встречи с министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым в рамках его рабочей поездки в Новосибирскую область.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.