О «полосатой» жизни представителя ныне редкой профессии литературного критика
Субботние встречи
Замечательный актер Константин Райкин в один из своих приездов в Новосибирск сравнил труд критика с работой хирурга, который «сладострастно вырезает лишний орган на бис»
Критиков у нас неважно каких: театральных, литературных или даже ресторанных принято не любить. Однако Алексею Горшенину, литературному критику, публицисту и историку литературы,
Поводом для встречи с Алексеем Горшениным стало
Его «университеты»
Вопреки бытующему мнению, что критик умеет только критиковать других, а сам создать ничего не может, Горшенин начинал именно как прозаик с небольших лирических зарисовок, миниатюрок, новеллок и рассказов. Было это в середине
Заканчивалась хрущевская «оттепель», известные поэты собирали целые стадионы поклонников поэзии, хорошим тоном считалось зарабатывать себе биографию: уходить в леса, в геологи, в рыбаки, моряки
Он тоже вел в те годы, по его словам, «бессистемную, достаточно бурную жизнь» И во Владивосток, на филфак одного из вузов, его тоже привело желание быть ближе к морю. Учился долго и очно, и заочно доучивался в Томском университете. Параллельно ходил в море, работал на рыбкомбинатах острова Шикотан, шабашил с корейцами на арбузных бахчах, ездил с кинодокументалистами с «Дальтелефильма»
Это уже потом, вспоминает он, пришло понимание, что от перестановки мест мало что меняется, и чтобы пощупать жизнь, совсем не обязательно путешествовать по разным географическим точкам и менять профессиям. Можно и проживая на одном месте, узнать ее гораздо точнее и глубже
Однако «университеты» даром не пропали. По мотивам дальневосточных впечатлений позднее, уже в его новосибирский период, был написан цикл рассказов, опубликованный в журнале «Дальний Восток» И пойди он дальше по прозаической стезе, наверное, со временем вполне мог бы стать неплохим прозаиком, однако аналитический склад ума предопределил иной его выбор и иной жизненный путь. Когда в середине семидесятых годов Алексей Горшенин, впервые попробовав себя в качестве рецензента, одна из написанных им статей была опубликована в «Вечерке»
Ныне он лауреат Губернаторской премии, автор шести книг и около десятка
С началом перестройки, когда рухнула книгоиздательская система, он переквалифицировался в яростного публициста, отражающего атаки литературного масскульта, и занялся подготовкой сюжетов для Новосибирского радио. Программа Союза писателей «Слуховое окно», говорит, была для него тогда настоящей отдушиной. В те же годы он вновь вернулся к прозе («В отсутствие фронта работы», невесело шутит Горшенин). Повесть «Застрявший», опубликованная в «Сибирских огнях», имела печальный подзаголовок «Анатомия одного самоубийства» и рассказывала о жизни советского инженера, так и не сумевшего вписаться в реалии нового времени. Это было и откровение о настроениях, которые в те годы владели им и многими инженерами человеческих душ, как образно называют писателей
О тяжелом положении нынешнего провинциального писателя можно говорить долго. Об отсутствии региональных издательств, проблемах
Сейчас литературного процесса как такового нет, резонно замечает Алексей Горшенин. То, что есть, это не процесс, а броуновское движение
Конечно, Алексею Горшенину, как и многим литераторам его поколения, было гораздо уютнее в прежней отлаженной системе книгоиздания, когда фронт работы для литературного критика был обширен и определен, и он с успехом сотрудничал как с местными издательствами и изданиями, так и со столичными, в частности, весьма популярными тогда «Литературной газетой» и «Литературной Россией». Эти издания тогда считалось хорошим тоном выписывать в каждой интеллигентной семье.
А с другой стороны, если бы не новое время с его «новым форматом» более смелыми, свободными и раскованными подходами к теме, установкой наувлекательность и даже скандальность, книга Горшенина «Черный понедельник» никогда бы не увидела свет.
Что можно снять с нетрезвого поэта?
Можно ли было представить в советское время издание книги, где бы среди прочих была рассказана история, случившаяся с провинциальным поэтом N на писательском съезде в Москве, которого после хмельного общения
Было
В цикле «Под крылом Бахуса» (писательские байки) рассказано много веселых историй из жизни коллег по писательскому цеху. Но больше всего в литературной среде Новосибирска ходило баек и анекдотов об Илье Лаврове и Виталии Коржеве. Последний человек милейший и добрейший, тоже, кстати, литературный критик, большой специалист по сибирской поэзии. Молодые поэты
А вот классик сибирской литературы Илья Лавров, напротив, когда
Вот что, Миша Беги назад и обменяй этот долбаный коньяк на он на секунду задумался, наморщив лоб и подсчитывая в уме, восемь бутылок «Вермута». Мы с тобой тогда всю ночь гулять будем!..
Конечно, Горшенин рискует, и, конечно, не все примут подобные смелые байки на ура! Писатели народ консервативный. И если уж речь зашла об «увековечении в слове», предпочитают иметь вид бронзовой фигуры, а не человека, пусть с милыми, но все же слабостями Но прелесть этих рассказиков, как представляется, и состоит именно в том, что они рисуют сибирских писателей такими, какими они были и есть куражливыми и наивными, нищими бытом и аристократичными духом, неисправимыми романтиками и фанатично преданными делу литературы людьми Думаем, что для многих из тех, кто полагает, что писателей в Новосибирске нет, эти незатейливые рассказики станут настоящим открытием
А для серьезного обзора сибирской литературы в портфеле у Алексея Горшенина лежит серьезная рукопись новой книги с названием «Лицо сибирской литературы», в которую войдет порядка трех десятков очерков о писателях разных поколений от Лидии Сейфулиной и Владимира Зазубрина до поэтов
***
А споры на предмет, есть или нет сибирская литература, и необходима ли литературная критика как ее самосознание, представляются бессмысленными
Уже хотя бы потому, что, как сказали автору этих строк в одной достаточно богатой фирме, директор которой оказался сыном известного в городе писателя: «Наверное, существует
Остается только поднять рюмку чая, коньяка или вермута, пусть каждый определит сам за юбиляра и за тех, кто выжил, остался на плаву и сохранил верность своей, такой недоходной литературной профессии