Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Николай Малай: Все решает собственник

2006-06-03

Если не всем, то большинству горожан известно, что с 1 января 2007 года содержанием и ремонтом каждого многоквартирного дома будет заниматься либо Товарищество собственников жилья (ТСЖ), либо управляющая компания (УК). При первом варианте все проблемы, связанные c обслуживанием и жилищно-коммунальными услугами, возьмут на себя жители домов и выбранные ими органы — председатель и правление ТСЖ. Именно они с согласия жильцов-собственников будут заключать договоры с поставщиками услуг, нанимать работников, контролировать сборы за аренду территорий, помещений, размещение рекламы, а также расходование средств. В случае, если граждане не самоопределятся в ТСЖ, то их дом попадет в ведение управляющей компании, назначит которую по результатам конкурса мэрия Новосибирска.

О том, как идет процесс создания УК и ТСЖ, какие трудности встречаются на этом пути, с корреспондентом «ВН« поделился заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики Николай Малай.

— Николай Иванович, ни для кого не секрет, что реформа ЖКХ была затеяна в том числе и для того, чтобы свалить на регионы копившиеся годами огромные долги. В частности, по капитальному ремонту. Например, по мнению депутата облсовета Сергея Ковалева, какого-то реального выбора у собственников квартир относительно управляющих компаний может и не появиться. В одном из интервью он сказал, что люди получат те же муниципальные ЖЭУ, только под другой вывеской. Они, мол, просто поделят между собой жилфонд Новосибирска, и все останется по-старому. Что вы думаете на этот счет?

— Начнем с того, что управляющие компании уже стали реальностью. Сейчас мы работаем с теми из них, которые от слов перешли к делу и вышли на рыночное поле. Иные пока только продекларировали свое желание передать им в управление жилой фонд. И с ними мы также завязываем контакты и ведем консультации. На сегодня твердо заявили о том, что будут заниматься обслуживанием и содержанием многоквартирных домов, такие компании, как »ДОСТ-Н«, «Дуссманн-Восток», «Сибирская инициатива» и «Октябрьская». Определенные шаги в этом направлении делают компании «Наш дом« и «Спас-Дом».

— И, видимо, эти вопросы связаны с дефицитом информации, практического опыта, отсутствием подзаконных актов и положений?

— Конечно, это так. Но я бы не стал сегодня драматизировать ситуацию, так как процесс создания УК идет, хотя и очень медленно, в рамках уже существующих правовых документов. Проблема в другом. Она связана с тем, что к 1 января 2007 года мы, возможно, придем к ситуации, когда в городе окажется большое количество домов, жители которых и ТСЖ не создадут, и управляющую компанию не выберут. Более того, на некоторые дома по причине их ветхости и запущенности вообще не найдется хозяина — конкурс ими будет проигнорирован.

— Как же быть в таком случае? Наверное, необходим некий переходный период, когда содержанием домов будут заниматься все те же дирекции заказчика и ЖЭУ?

Уходит пора разговоров на лавочках у подъездов: все будем решать на собраниях. Фото Сергея ПЕРМИНА

— Исполнять закон мы обязаны. Поэтому мы вынуждены придумывать промежуточные схемы. В принципе, существующие дирекции заказчика (ДЗ) могут продолжать заниматься обслуживанием «невыгодных» или «неопределившихся» жилых домов. Но только до тех пор, пока кто-то не придет и не скажет — «не имеете права». Ведь по законодательству ДЗ нелегитимны еще с 1 октября 2005 года, когда вступил в силу федеральный закон о некоммерческих организациях. ДЗ — это некоммерческая организация, и заниматься бизнесом она не имеет права. А управление жилфондом — это коммерческая стезя, включающая в себя, помимо всего прочего, заключение договоров с коммунальными организациями, с жильцами, с арендаторами, с подрядчиками на выполнение ремонтных работ. Это, кстати, касается и ТСЖ. Причем ДЗ вправе управлять только тем жильем, которое находится исключительно в муниципальной собственности, но не приватизированными квартирами собственников. При этом средства на содержание домов должны проходить через городской бюджет. А как эти средства движутся, всем хорошо известно: в казну они поступают относительно стабильно, а в ДЗ приходят с большим трудом. Поэтому перспектив у ДЗ и ЖЭУ нет никаких. Впрочем, как и у отделов ЖКХ районов, так как с созданием ТСЖ и УК они просто останутся не у дел.

Но, как вы говорите, в «переходный период» дирекции заказчика могут выполнять функции уполномоченных организаций по управлению домами в части доли муниципального жилья (в том числе в ТСЖ). Причем они могут заниматься и предпринимательской деятельностью, но только в той части, которую определит собственник, то есть муниципалитет. В этом случае в ДЗ должен быть налажен двойной учет: от коммерции она будет получать доход и поэтому обязана иметь внебюджетный счет, как муниципальное учреждение — счет бюджетный.

Другая проблема ДЗ в том, что принятая система нормирования и оплаты труда остается патриархальной и, к сожалению, в ней отсутствует элемент заинтересованности. Той самой материальной заинтересованности, из-за которой люди стремятся найти работу в частных компаниях…

— Даже несмотря на то, что во многих из них отсутствует пакет социальных гарантий и защищенности, есть проблемы с отчислениями в Пенсионный фонд…

— Вот именно. Действующий Трудовой кодекс не ограничивает размер оплаты труда. Любой гражданин имеет право зарабатывать столько, сколько он может и сколько позволяет ему работодатель. Но при сложившемся менталитете директор ДЗ почему-то не может получать зарплату большую, чем, например, глава администрации района. В результате наблюдается утечка кадров — опытные, квалифицированные специалисты уходят в частные, коммерческие структуры. Это происходит не повсеместно и не в широком масштабе, но процесс такой идет.

И, наконец, есть чисто организационные проблемы. По моему мнению, вместо того, чтобы проанализировать и систематизировать все уже имеющиеся постановления и распоряжения губернатора, мэра Новосибирска и депутатского корпуса, приступить к работе по созданию управляющих компаний, у нас идет подготовка глобальной программы по реформированию ЖКХ на период до 2010 года. Ее цель — создание некоего концерна или холдинга, в который будут входить все УК. Никто не говорит, что такая стратегическая программа не должна быть в наличии и действовать. Но ее подготовка притормаживает практическую работу, а промедление смерти подобно. Потому что социальные процессы имеют определенную инерцию, и чтобы их направить в русло, необходимо время.

— Не случайно ведь реализацию нового Жилищного кодекса в части управления жилыми домами передвинули с 1 марта 2006-го на 1 января 2007 года…

— Совершенно верно. Ни люди еще не были готовы к новшествам, ни законодательство. Но, к сожалению, инерционные процессы продолжаются. Администрации районов, которые уполномочены содействовать созданию ТСЖ и управляющих компаний, не очень-то торопятся. В настоящее время в Новосибирске активно включились в эту работу только два района — Октябрьский и Калининский. Остальные, скорее всего, ждут более детальных разъяснений и распоряжений. Хотя орган местного самоуправления, в рамках закона и не дожидаясь команды сверху, может принимать любые решения временного характера. Тем более, что подзаконные акты уже есть в проектах, правительством России они проанонсированы и рано или поздно вступят в силу. На мой взгляд, в этой ситуации продолжает действовать нехитрая и очень знакомая всем система, при которой граждане руководствуются принципом «разрешено все, что законом не запрещено», а чиновники — «разрешено только то, что разрешено». И пока что-то конкретно, написанное на бумаге, не будет разрешено, они будут ждать. И их понять нетрудно. Во-первых, потому что часто инициатива выливается в нарушение законодательства. Во-вторых, никто не хочет объяснять, почему он поступил именно так, а не иначе.

Потенциальные управляющие компании, в свою очередь, тоже ждут, когда появятся прозрачные и понятные правила игры. Заметим, однако, что в соответствии с законом органы местного самоуправления обязаны будут провести с января до июля 2007 года серию конкурсов по выбору УК. Причем на все жилые дома, включая и те, где граждане не выбрали форму управления, либо выбранная форма не реализована.

— Вы знакомились с опытом создания УК и ТСЖ в соседних регионах? Мы лишь знаем о плодотворной поездке мэра в город Ангарск в прошлом году.

— Я не знаю, как идет работа в соседних областях. Но мне очень понравился опыт Белгородской области, о котором услышал на семинаре в Москве. Белгородский губернатор, предугадывая требования времени и понимая, что за этой формой будущее, сказал — у нас будут только ТСЖ, и никаких управляющих компаний. Сказано — сделано. Было подписано соответствующее постановление. И начали действовать. А как? Просто. Ты — директор УЖХ, а по месту жительства будешь председателем ТСЖ. Нет ТСЖ? Организуешь. Такой разговор состоялся, видимо, со многими чиновниками. В результате за полтора года власти провели «ТСЖацию» всей области, и теперь у них не болит голова по поводу создания компаний и взаимоотношений с ними. Жильем управляют сами люди через избранные ими органы. И делают это замечательно. Кстати, они не знают что такое ТОС, потому что для них орган самоуправления в чистом виде — это ТСЖ. Их дом — общая собственность, не отчуждаемая, не отделяемая, не продаваемая. В рамках ТСЖ решаются лишь вопросы взаимоотношений между собственниками. Все остальное за восемь лет в Белгороде уже отработано.

— Почему бы в нашей области не поступить аналогично?

— Несоизмеримы размеры и несопоставим круг проблем. Давайте вспомним, что у нас в городе собственников жилья около 60 процентов. Остальные 40 процентов граждан живут в неприватизированных квартирах, и их собственником является муниципалитет. По закону он защищает интересы свои и нанимателей в ТСЖ, принимая участие в собраниях товарищества. Муниципалитет либо присылает своего представителя из числа чиновников, либо выдает какому-то лицу доверенность на право представлять его интересы. Квартиросъемщики участия в собраниях не принимают. Их судьба — пользоваться помещением, которое предоставил муниципалитет в рамках нормативов пользования и заключенного договора социального, коммерческого или специального найма. Да, обитатели неприватизированных квартир могут присутствовать на собрании, выразить свое мнение. Но все вопросы решает только собственник и в случае с ТСЖ, куда входит с определенной долей квадратных метров, и в случае, если обслуживает дом управляющая компания. Хозяин положения — собственник. И только он решает, с кем и на каких условиях заключать договоры, куда направлять средства, кого нанимать на работу, когда и что делать по ремонту.

— То есть в идеале собственники каждого многоквартирного дома должны объединиться в ТСЖ или, в крайнем случае, выбрать управляющую компанию?

— Совершенно верно. Но, повторяю, для того, чтобы этот процесс пошел более активно, необходимо решить большой комплекс задач.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
23.11.2020
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^