Новосибирск 10.5 °C

«Сумеешь честью себя защитить, семью и Русь убережешь»

14.07.2006 00:00:00

Этому и многому другому учат в школе русской традиционной культуры

Валентина Сенькина с учащимися «Добродеи»

Эта школа сильно отличается от других учреждений с аналогичным названием. Роль учебного класса здесь выполняет горница — так в старину называлось самое просторное и светлое помещение русской избы, в котором принимали гостей. Вместо парт и стульев здесь — деревянные лавки и столы из цельного дерева ручной работы. В красном углу — вышитые рушники с символикой древних русских оберегов. Рядом со скамьями — несколько прялок, веретен и еще какие-то древние по виду предметы, назначение которых сразу даже не понять. Есть в школе настоящая русская печь — огромная, белая, с изразцами и цветастыми занавесочками, прикрывающими от посторонних глаз полати. Печку, конечно, не топят — в здании имеется центральное отопление. Тем не менее малыши обожают взбираться на полати и, выглядывая из-за толстой трубы, наблюдать, как старшеклассники занимаются делом, вовсе не свойственным современным подросткам: что-то выпиливают, выкраивают, расписывают.

Школа русской традиционной культуры «Добродея» существует при общеобразовательной школе N 26 с 2002 года. Основателем и идейным вдохновителем «Добродеи» директор Валентина Сенькина называет педагога дополнительного образования Любовь Полещук.

— В современной городской культуре отсутствует система нравственных ориентиров, влекущих к идеалам добра, любви, милосердия, душевного здоровья. Нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения, — говорит Любовь Михайловна. — Между тем в традиционной культуре наших предков четко обозначены ценности, ради которых жил человек: вера, отечество, семья, земля, дом.

Основным предметом в «Добродее» является народоведение. Его в 26-й школе изучают с первого по пятый класс. Разумеется, самый большой раздел программы — русская национальная культура.

— В традиционной народной системе социализации ребенка большое внимание уделялось жизненно ценным знаниям и навыкам, — продолжает Любовь Полещук. — Эти знания передавались через опыт народа, закрепленный в сказках, песнях, обрядах, промыслах, выполняющих роль исторической памяти.

Это очень актуально сейчас. Специалисты Российской академии образования отмечают тревожную тенденцию: наши школьники, обладая большим объемом фундаментальных знаний в области точных наук, проигрывают своим сверстникам из Америки и Европы в плане социализации и адаптации в обществе, потому что не обладают коммуникативными навыками, не умеют работать с информацией, у них нет опыта простой прикладной деятельности.

Роль идеологического наставника в школе играет народный календарь. Ребята и родители всем коллективом празднуют Рождество Богородицы (в народной традиции — Осенины), изучают историю жизни, смерти и воскрешения Христа. Каждый младшеклассник скажет, что 14 октября — на Покров Пресвятой Богородицы — у наших предков было принято готовить к зиме жилища, 12 ноября — в Зиновий синичник по народному календарю — нужно обязательно сколотить и повесить скворечник… На Пасху многие школьники вместе с родителями ходят в церковь. В школе отмечают родительские дни — поминают ушедших хлебом и добрым словом. «Мы учим уважению к старшим, к могиле и праху, — объясняет Валентина Сенькина. — Сейчас очень много стариков, коротающих остаток жизни в одиночестве при живых детях. А сколько брошенных могил на кладбищах? Кто в этом виноват? Мы — представители старшего поколения. Потому что не смогли воспитать в наших детях правильного отношения к старости, к памяти предков».

На распространенный сейчас вопрос, политкорректно ли изучать в школе историю какой-то одной религии и традиции какого-то одного народа, Валентина Ивановна давно для себя ответила: «Мы не занимаемся прозелитизмом. А знать историю и традиции того народа, на земле которого они живут, полезно и представителям других конфессий. Тем более, что занятия в «Добродее« — это факультатив».

Любовь Полещук как автор учебной программы школы «Добродея» особое внимание уделяет народным играм, поскольку считает, что игра развивает коммуникативные, познавательные, спортивные и творческие навыки. Причина сегодняшних подростковых напастей, таких как игромания, компьютерная зависимость, — утрата коммуникативных навыков. Человек, в детстве не научившийся общаться с людьми, предпочитает общаться с машинами и в конце концов полностью утрачивает способность к коммуникации с реальным окружающим миром. А где сегодняшним детям приобретать коммуникативные навыки, если игровой период у них заканчивается в пять лет? Потом — подготовка к школе. В шесть уже пора садиться за парту. И все, играть некогда! Да и «не в моде» сейчас активные игры на свежем воздухе.

Напрасно, уверена Любовь Полещук. Ведь у древних славян не зря основным коллективным действом был хоровод — при движении рука об руку люди передавали друг другу тепло своего сердца, обменивались биологической энергией, что имело глубокий духовный и физический смысл.

У мальчишек из 26-й школы любимый предмет — искусство русского боя. Его ведет специально подготовленный педагог. В Древней Руси боевому искусству мальчиков начинали обучать с четырех лет. Любовь Михайловна цитирует «Домострой»: «С Семенова дня (14 сентября. - Прим.авт.) мальчиков на коня сажали и лук со стрелами в руки давали». Уже к 17 годам юноша мог защитить себя «правдой» — головой и кулаком. «Сумеешь честью себя защитить, семью и Русь убережешь».

Еще одна сугубо мужская дисциплина: искусство игры на народных музыкальных инструментах — гармони, балалайке, ложках. Женщин традиционно подобным навыкам не обучали. Их «коньком» было рукоделие и художественная роспись. Девочки из «Добродеи» владеют несколькими видами традиционной росписи: городецкой, пермогородской, урало-сибирской. Этими видами росписи в горнице украшены прялки, колыбель, печка, которую ребята сами строили из толстого гипсокартона вместе с учителем труда. Многие предметы мебели ученики тоже делали сами. А прялки и веретена добыты в этнографических экспедициях.

«Добродея» — особая разновидность профильной школы. В задачу педагогов входит содействие раннему выявлению детей, одаренных в области традиций и ремесел, чтобы в дальнейшем ориентировать их на профессию этнографа.

Однако Валентина Сенькина и Любовь Полещук видят свое предназначение не только в этом: «Образование невозможно без воспитания. Если человек не воспитан, то каким бы багажом знаний он ни обладал, он не добьется успеха в жизни. Ибо все мы живем в обществе. Быть свободным от общества, его традиций, норм и правил — нельзя. Мы стараемся привить нашим детям нормы христианской морали, ввести их в атмосферу русских традиций, воспитать в них рациональное отношение к жизни, умение вести себя в разных жизненных ситуациях. Ну а главное в «Добродее« — установка на радостное мироощущение, на потребность Доброделания».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: