Новосибирск 0 °C

Чистая зона

19.08.2006 00:00:00

Календарная дата: завтра — День воздушного флота России

Ежедневно в мире миллионы людей решают ставшую в последнее время жизненно важной проблему: лететь или не лететь?

И дело уже не в деньгах, хотя и в них тоже. Но даже если купюры сыплются из карманов, вопрос этот до поры до времени остается открытым. И уже думаешь, что не так дорог билет, как собственная жизнь. Чуть менее пяти лет назад — Нью-Йорк, Всемирный Торговый центр, 11 сентября… Чуть более недели назад — попытка теракта в лондонском аэропорту Хитроу… После каждого из этих событий в каждой, наверное, стране начинают ужесточаться меры безопасности аэропортов.

Конечно, это правильно. Конечно, нужно стремиться не следовать за ухищрениями преступников, а идти на шаг впереди них. И конечно, контролировать авиационную безопасность в аэропортах и в авиалайнерах нужно вне зависимости от совершенных или раскрытых злодеяний.

О работе службы авиационной безопасности аэропорта Толмачево — наш репортаж.

Можно вас на пару слов?

— В зоне ответственности аэропорта Толмачево — досмотр пассажиров, груза, почты и бортовых запасов и бортпитания, — просветил меня Сокольников. — Комплекс мер основан на принципе многоуровневого контроля. Первый уровень — уже на входе в само здание аэропорта. Его обеспечивают наши сотрудники с использованием специальных технических средств (видеонаблюдение, металлоискатели и прочее). На втором — досмотр пассажиров при проходе в так называемую «чистую» зону, где у них уже не может быть контактов с посторонними людьми. А на следующем уровне контроля — стопроцентный досмотр пассажиров, багажа и ручной клади.

К техническим средствам, о которых упомянул начальник службы авиационной безопасности (САБ), относятся стационарный металлоискатель и рентгено-телевизионная установка (именно так правильно называется «пищащая» арка и досмотровая камера с «телевизором», показывающим содержимое сумок на конвейере). Почему я упомянула ее? Да потому что милые женщины в белоснежных блузках, работающие на «конвейерах», тоже, оказывается, сотрудники САБ — службы авиационной безопасности. Мне подумалось, что такая работа должна особо притягивать наиболее любопытных: интересно же знать, что берут с собой в полет пассажиры? Но мои предположения развеяла инспектор САБ Елена Шатрова:

— Об этом меня, действительно, спрашивают чуть ли не каждый раз, когда узнают, кем я работаю. Но какое уж тут «женское любопытство», когда речь идет о комфортном и безопасном полете пассажиров? На нашу работу принимают не праздно любопытных, а ответственных.

Не упустить даже мелкий по габаритам подозрительный предмет — на это дается несколько секунд, пока поклажа двигается по транспортеру. Поэтому, чтобы глаз, как говорится, не замыливался, сотрудницы перед монитором меняют друг друга.

Здесь же, перед зоной спецконтроля, те же камеры видеонаблюдения дают представление о внутреннем состоянии пассажиров психологу. Так называемый «первый номер» смотрит за их поведением, не упуская никакой детали.

Фото автора

— У нас работают опытные психологи, которые могут определить: просто ли человек волнуется перед полетом или его беспокоит процедура досмотра, — рассказывает руководитель пресс-центра Толмачева Юлия Кудинова. — Если поведение пассажира вызывает у него подозрение, то мы приглашаем этого человека на беседу в отдельную комнату. Зачастую бывает, что неадекватность пассажира объясняется просто употребленным «для храбрости» спиртным.

Между прочим, и сами сотрудники САБ при приеме на работу проходят жесткие психологические тесты: проверяется способность действовать в критических ситуациях, конфликтность, внимательность, та же ответственность, про которую говорила Елена Шатрова, и т.д. А высшее образование — обязательное условие.

Патрон в ридикюле

Инспектор САБ Елена Шатрова: «На такой работе — не до женского любопытства». Фото автора

К слову, совсем недавно, 13 августа, именно благодаря бдительности инспектора САБ и современным средствам досмотра внутри обыкновенной зажигалки был обнаружен контрабандный груз — золотой песок.

Подозрительная зажигалка «спалилась» при досмотре пассажира, вылетающего в Душанбе, на входе в терминал международных воздушных линий: на мониторе рентгенотелевизионной установки «Хискан» она выглядела подозрительно. Сейчас сотрудниками линейного отдела внутренних дел аэропорта ведется расследование.

Начальник САБ считает этот случай довольно банальным. Бывают «фантазеры» и поизобретательнее. Он мог бы много рассказать о том, кто, как и что пытался пронести на борт самолета или сдать в багаж. Но резюмировал коротко: мол, злоумышленники становятся все ухищреннее, а следовательно, совершенствуются методы и средства выявления запрещенных к полету предметов и средств. Когда-то, например, обращали внимание только на металлические предметы, предотвращая возможность пронести в авиалайнер оружие. После трагических событий в июле 2003 года в Тушине, где сработала пластическая взрывчатка, пронесенная на себе террористкой-смертницей Зулихан Элихаджиевой, стали особое внимание уделять веществам, сходным с пластилином. А с недавних пор к «черному списку» добавились сотовые телефоны, переносные компьютеры и плееры — любая электроника, детали которой могли бы стать составляющими для взрывного устройства. Туда же угодили и напитки или все, что может за них выдаваться, но ими не является — бензин, нитроглицерин и т.д.

Фото автора

К счастью, пока ЧП происходят только из разряда забавных. Этой зимой, например, один студент танкового училища так торопился домой, что прихватил с собой учебную мину: приехал в аэропорт прямо с полигона. Уверял, что просто впопыхах забыл вытащить из сумки…

А месяц назад интроскоп на входе в аэровокзал указал на опасный предмет в сумочке женщины — это был патрон к снайперской винтовке. Как пояснила «нарушительница спокойствия», она была на охоте, где при перезарядке охотничьей винтовки один патрон выпал. Она подобрала, положила в дамскую сумочку, чтобы затем вернуть охотнику, но забыла…

Спешка ли, случайность ли, а механизм обезвреживания более мощного, чем патрон, взрывного устройства срабатывает в таких случаях всегда всерьез. Сообщение тут же поступает в ЛОВД аэропорта, вызываются специалисты-взрывотехники, которые умеют обращаться с такими вещами.

В более серьезных случаях — сигналах о минировании, скажем, — в действие приводятся уже все соответствующие службы — ФСБ, милиция, МЧС, саперы, пожарные и «Скорая помощь».

Шалость, которая «тянет» на срок

Проверка документов — одна из составляющих авиационной безопасности. Фото автора

Но «минируют» у нас аэропорт или лайнер все больше «по пьяной лавочке» или по недоумию. Пару лет назад — об этом «Вечерка» сообщала, если помните, — с утра пораньше, в половине пятого, неизвестный сообщил по телефону, что в здании заложено взрывное устройство. Неизвестным он оставался недолго: по информации о звонке от службы авиационной безопасности сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте уже через час задержали звонивших — двух мужчин, которые уже третий день развлекались спиртным и от скуки «заминировали».

В декабре прошлого года таким же образом «развлекся» отбывающий наказание преступник: по сотовому телефону прямо из колонии позвонил. Тоже, конечно, «вычислили»… 15 января «голос, похожий на детский», сообщил по телефону, что в здании аэровокзала заложена бомба… А в марте нынешнего года в справочную службу позвонила неизвестная и сообщила, что в самолете, летящем в китайский город Урумчи, заложена бомба. Бомбы не обнаружили, а «террористку» нашли: ею оказалась несчастная, которая таким образом пыталась не пустить в поездку любимого с его любовницей…

Впрочем, это лишь сначала телефонным хулиганам все кажется забавным. Но всех без исключения злоумышленников очень быстро находят, и их шутки оборачиваются для них слезами, все они несут ответственность перед законом. Наверное, пришло время говорить и о еще более суровых мерах ответственности к таким «шутникам» и «ревнивцам».

— Конечно, совершенно неправильно говорить, что только после случая в аэропорту Хитроу мы начали беспокоиться о безопасности полетов, — говорит Петр Анатольевич. — Но после подобных происшествий в России или в мире (не так уж важно, где именно) Федеральная служба по надзору на транспорте дает нам указание, на какой аспект в работе по их предотвращению обратить особое внимание. И сейчас на всех рейсах — и внутренних, и международных — усилены эти меры. В частности, все портативные компьютеры и мобильные телефоны проходят через процедуру досмотра, но пассажиру, имеющему такую ручную кладь, не запрещается следовать нужным ему рейсом.

Видят насквозь…

Недавно некоторые СМИ сообщили, что в Толмачеве будет установлен новый аппарат для рентгеновского досмотра пассажиров — «Сибскан», который разработали в Институте ядерной физики СО РАН. Он за секунды просвечивает человека и позволяет увидеть, что находится у него под одеждой и внутри организма. Техника, которая уже работает в аэропортах Домодедово, Пулково и в Ханты-Мансийском аэропорту, показывает также взрывчатку и спрятанные в желудке контейнеры с наркотиками. «Сибскан» в качестве выставочного образца даже возили в Санкт-Петербург на саммит G8.

Конечно, толмачевской САБ станет полегче, но, как говорит Петр Сокольников, есть еще и человеческий фактор: та самая людская ухищренность, с которой то и дело пытаются пробраться на борт самолетов злоумышленники. И этому «человеческому фактору» может противостоять человеческий фактор сотрудников САБ: их бдительность и грамотность.

…А я, значит, прогуливаюсь, улыбаясь, по аэровокзалу с приподнятым подбородочком и слегка опущенными ресничками и чувствую, что плечики-то мои затекают и ужасно хочется почесать под лопаткой. Но не буду этого делать перед объективом «скрытой камеры» ни за что! А что до неудобств… Сравнимы ли они с тем комфортом и безопасностью, которые нам обеспечивает в воздухе САБ? Вот поэтому и прекращаю дефилировать: зачем отвлекать людей, занятых серьезной работой?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: