Новосибирск 9.4 °C

Зарплата в «дорожках»

01.12.2000 00:00:00

Как целый район попал в зависимость от воли
одного оборотистого человека

 У каждого района области - свои проблемы. У чистоозерцев - бездорожье, у карасукцев - импортная саранча, у кыштовцев - болота вместо пашни. Есть персональная беда и у одного из самых симпатичных мне лично районов - Маслянинского: местное дорожно-ремонтное строительное управление, в просторечии - ДРСУ.

Во всех остальных двадцати девяти районах области дорожники - первейшая надежда и опора небогатых местных бюджетов. И именно здесь сельский народ старается искать и находит работу.

Виктор Дятловский, заместитель главы Маслянинской районной администрации по экономике: «В 1997 году наше Маслянинское ДРСУ выполнило дорожные работы на сумму в 25 миллионов рублей. При этом было начислено 3,76 миллиона рублей налогов в консолидированный бюджет, а выплатили дорожники 4,24 миллиона - успешно закрывались даже предыдущие долги. А вот для сравнения показатели прошлого года: объем работ - 28,3 миллиона, начислено налогов 2,7 миллиона, выплачено всего 1,87 миллиона. Только на 1 сентября 2000 года налоговые долги ДРСУ в бюджет и внебюджетные фонды составили почти 8,5 миллиона рублей - для района более чем чувствительная сумма».

Прямо чертовщина финансовая какая-то: объем работ растет - налоги падают. Словно бы где-то завелся вредитель типа легендарного колорадского картофельного жука: живет на дороге и питается бюджетными рублями. Самое время приглядеться к маслянинским дорожникам поближе.

Организация эта для нашей области, пожалуй, уникальна. В эпоху всеобщей приватизации все районные дорожники объединились под крылом мощных подрядных структур типа ОАО «Новосибирскавтодор»: вместе, говорят, и батьку бить легче. И только Маслянинское ДРСУ предпочло самостийность, подняв флаг независимого ОАО и пустившись в самостоятельное плавание по волнам капитализма.

Прошло несколько лет такой вольницы, и количество слез, пролитых новосибирской и местной прессой по поводу тяжкой жизни руководителя ОАО «Маслянинское ДРСУ» Сергея Просекова, а также возглавляемого им предприятия, оказалось вполне сопоставимо с годовой нормой осадков по Маслянинскому району. Обнять и плакать, как в мексиканском сериале: бедолага-дорожник по злой воле государственного заказчика пробивается хилым финансированием по взаимозачету вместо положенных ему «живых денег». Коллектив получает небогатую зарплату исключительно в местной валюте под названием «дорожки», отовариваемой в единственном магазине райцентра. И так далее.

Отмечу сразу: насчет коллектива - истинная правда. Действительно, рядовые работники ОАО «Маслянинское ДРСУ» и сегодня далеко не каждый день знают, чем им кормить детей в своих семьях. И тем не менее.

Мелкий, но показательный факт: обычный оперативный транспорт районного дорожника - «уазик». И лишь один-единственный начальник ДРСУ из трех десятков таковых по области передвигается на джипе: та самая, по версии прессы, маслянинская голь перекатная... Можно, конечно, предположить, что досталась ему эта «крутая» телега супротив желания по взаимозачетам с Японией.

Виктор Дятловский: «Любимый аргумент господина Просекова до недавнего времени - дескать, платят ему в основном зачетами, вот и выходит, что в бюджет вносить нечего».

Самое время приглядеться и к механизму взаимозачета как средства добычи денег маслянинскими дорожниками в течение нескольких лет. На первый взгляд, так и просится такая вот картина правового угнетения маслянинцев: нехорошие дяди и тети в лице структурных подразделений областной администрации заставляют их вместо денег отовариваться всякой некондиционной продукцией местных поставщиков и потом в поте лица пытаться ее продать, дабы заработать копейку на зарплату рабочим...

А что в реальности? В государственных организациях областного центра хорошо знают и помнят энергичную фигуру господина Просекова с пачками неизвестно с чьей помощью и с чьего благословения подготовленных и подписанных соглашений на проведение взаимозачетов. А вот далеко не полный список некоторых его зачетных контрагентов той поры: бензиновая корпорация «Транс-Блок», нефтебаза «Красный Яр», ОАО «Каолви»...

Хороша некондиция - чтоб я так жил, как говорят в Одессе. Родному району - шиш с машинным маслом, а себе, любимому, и ближайшему окружению только на разнице в оптовых и розничных ценах мгновенно раскупающегося зачетного товара - водки и бензина - не то, что «джип», личный самолет наварить можно.

 И не только на ней. Вот, к примеру, личная валюта господина Просекова - те самые «дорожки», выплачиваемые работникам ДРСУ вместо рублей. Цена этим, с позволения сказать, деньгам не выше, чем кусочкам туалетной бумаги той же площади. А вот отовариваются они, как ни странно, в маслянинских коммерческих магазинах - к примеру, находящейся на территории ДРСУ точке частной предпринимательницы госпожи Исаковой. Представим теперь коммерсанта, принимающего в кассу нарезанную бумагу с надписью «дорожки» в обмен на полновесный товар - что называется, случай непосредственно для психиатра.

А вот если реальным теневым хозяином этого магазинчика является само руководство ДРСУ, все становится на свои места, и возникает система изощренно продуманного многолетнего финансового рабства для рядовых маслянинских дорожников. За годы независимости ОАО «Маслянинское ДРСУ» обзавелось пекарней, построило автозаправку прямо на оживленной, по районным меркам, дороге: то и другое - немалый источник «живых» денег. Но все это сдано в аренду: кому-то рубли в карман, и не малые, а коллективу ДРСУ - «дорожки» в зубы.

С приходом новой областной администрации столь сладкую зачетную жизнь как скальпелем без наркоза отрезало - настала пора работать и платить налоги. Почти одновременно администрация района ударила по персональной валюте маслянинского дорожного начальства, запретив на территории Маслянинского района хождение выпущенных ОАО «Маслянинское ДРСУ» расчетных билетов - «дорожек».

Можно только догадываться, какого уровня «крыша» была у господина Просекова при прежнем областном руководстве, если для приведения его деятельности в соответствие с Конституцией России понадобилась смена губернатора. Тем не менее, как известно, сколько ни издавай постановлений супротив жуков из далекого штата Колорадо, картошке от этого легче не будет. То же, по-видимому, относится и к отечественным бюджетным жукам.

Виктор Дятловский: «Когда мы начали разбираться, куда деваются налоги, выяснилось, что руководство Маслянинского ДРСУ пошло по пути создания контор-«спутников». «Дорнит» и «Сигма» учреждены лично господином Просековым и его ближайшим окружением из ДРСУ «Салаирский транзит», зарегистрированы к тому же в соседнем Черепановском районе. На них как на субподрядчиков переводятся объемы работ, им вроде бы сдается в аренду техника - и на них же в конечном итоге оказываются бюджетные долги. Затем «спутник» лопается мыльным пузырем (та же «Сигма», к примеру). И оказывается, что взять с экономического покойника просто нечего!»

Руководство маслянинских дорожников, отметим, практически не входит в конфликт с законом, ловко используя несовершенство последнего. Элегантным ходом в этом плане явилось в свое время открытие г-ном Просековым в Новосибирске филиала Маслянинского ДРСУ со всеми финансовыми реквизитами - при том, что само ДРСУ не соорудило в областном центре ни одного квадратного сантиметра дороги. Зато есть где аккумулировать финансы помимо родного района, благо, что закон не запрещает коммерческим структурам открытие филиалов - хоть в Париже, хоть на Колыме.

Вот и получается - началось всего-то с акционирования небольшой дорожной конторы, а кончилось полной зависимостью целого района с многотысячным населением от воли одного оборотистого человека. Реши завтра господин Просеков закрыть свое ДРСУ - и никто ему не указ, в силу его самостийности. А маслянинцы, не имеющие на своей территории ни железных дорог, ни аэропортов, враз окажутся в транспортной петле.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: