Новосибирск 4.9 °C

Сергей Жирков: Пессимизм - не лучший попутчик Пенсионного фонда

01.12.2000 00:00:00

Сергей Жирков
Сергей Федорович Жирков - управляющий отделением Пенсионного фонда России по Красноярскому краю.
Родился в 1954 году в Новосибирской области. Работал в Вычислительном центре Сибирского отделения Академии наук СССР, в Институте вычислительных технологий Сибирского отделения Российской академии наук.
С 1993 года - начальник отдела, заместитель управляющего Пенсионным фондом России по Новосибирской области.
С августа 1998 года - управляющий отделением Пенсионного фонда по Красноярскому краю.
В 1999 году завершил обучение в институте переподготовки и повышения квалификации кадров Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Женат, имеет двоих сыновей.
Сегодня наш корреспондент беседует с Сергеем Федоровичем Жирковым о работе краевого отделения Пенсионного фонда.

 - Сергей Федорович, люди старшего поколения вряд ли понимают значимость Пенсионного фонда, хотя и слышали о его существовании. Зачем он нужен? Кому? Ну, платили пенсию и платили, а откуда она, никто голову не ломал. Государственная. Вот и все.

- Пенсионный фонд России отметит свое десятилетие в декабре нынешнего года. А Красноярское отделение создано в апреле 1991 года. Так что через полгода и у нас первый юбилей. Необходимость появления Пенсионного фонда в стране продиктована политическими и экономическими изменениями, которые в ней произошли. В том числе и переходом на принятую в цивилизованном мире систему пенсионного страхования. Выделение же региональной пенсионной системы из федерального бюджета - важное событие в формировании самой системы, становлении ее. Закономерное приближение Фонда не только к плательщикам, но и ко всем, кто нуждается в его заботе.

Весь этот период в Красноярске без задержек, в полном объеме финансировалась выплата пенсий. В 1999 году ее получили свыше 724 тысяч пенсионеров. Я особо отмечу, что в трудные времена кризиса Красноярское отделение, в числе немногих регионов, работало стабильно. Сотрудники Фонда обеспечивали высокий процент сбора страховых взносов. Значит, и пенсии людям тоже выдавались. Задержки были, но они не идут ни в какое сравнение с другими краями и областями.

- Сергей Федорович, есть ли успехи и достижения в вашей работе после переезда из Новосибирска в Красноярский край?

- В августе 1998 года ОПФР собирало 248 миллионов рублей, и этих средств не хватало на полную выплату пенсий (324 млн руб.), поэтому это было трудное время. План 1998 года выполнен на 64,3 процента, 1999 года - на 108 процентов. В 2000 году по итогам за полугодие и девять месяцев мы устойчиво занимаем второе место среди всех регионов России (после Таймырского округа).

Причем из 57 районов самый плохой показатель за девять месяцев 2000 года по проценту выполнения плана - 110,4 процента (г. Бородино). В 1998 году этот показатель составлял 17,2 процента в г. Шарыпово. Это говорит о том, что результат работы Отделения не случаен, и организован многообразный системный подход. Примечательно, что удалось всю работу Отделения вписать в виде графиков состояний, которые я оформляю сейчас в виде сложной системы нескольких десятков формул и временных таблиц, причем этот математический аппарат станет базой для внедрения экспертной системы. Данный подход достаточно универсален и применим также к сбору налогов и к проблемам энергетиков в части работы с предприятиями по взиманию платежей.

- Думаю, наши предприятия с радостью пополнили бы Пенсионный фонд полностью, но в большинстве своем дышат на ладан. Какие от них своевременные платежи?

- Пессимизм - не лучший попутчик в нашей системе. Мы считаем, что нужна гибкая политика в работе с крупными предприятиями. Продуманная, выгодная и Фонду, и предприятиям. С другой стороны - должна совершенствоваться система анализа деятельности Фонда в этом направлении. Опыт Красноярского отделения по организации сбора страховых взносов не раз становился предметом изучения в других регионах. Хотя вся страна трудится в одинаковых условиях, у нас сотрудничество с предприятиями получалось лучше. Причем никто не ставил и не ставит задачу забрать деньги любой ценой. Мы собираем взносы и недоимку в первую очередь через оказание помощи в оздоровлении экономики предприятий. Главный итог совместной деятельности - успешное пополнение Фонда. Пока это удается.

- Край - гигантская территория, сотни предприятий. Структура отделения Пенсионного фонда по краю охватывает всю территорию?

- Фонд работает в 16-ти городах, семи районах краевого центра и в 42-х сельских районах края. На учете у нас 130 тысяч плательщиков страховых взносов. Почти 40 процентов их - работодатели, свыше 60 процентов - предприниматели. В 1999 году в службах уполномоченных ежемесячно регистрировалось свыше двух тысяч новых плательщиков страховых взносов. Их число растет и сегодня. Отделение Пенсионного фонда организует и координирует деятельность 261 уполномоченного, которые объединены в 57 служб. Не удивляйтесь этим цифрам, они соответствуют объему выполняемых нами работ, обороту финансовых средств. Но, конечно, требуют серьезного напряжения сил уполномоченного.

- Основная задача уполномоченных?

- Уметь планировать успех. Это красная нить работы всех сотрудников. План сбора средств мы обязаны выполнить. Это основа, чтобы пенсионеры края своевременно и в полном объеме получали пенсию. Никто не вправе лишать их этого. Пожилой человек рассказами о трудностях в стране сыт не будет. Сегодня у нас выстроена четкая трехуровневая структура организации взаимодействия и контроля работы уполномоченных. Это удалось сделать практически за два последних года.

Прежде всего сотрудники Фонда должны держать тесную связь с предприятиями и владеть информацией. Чтобы выстроить прогноз доходов на предстоящую неделю, месяц, нужно иметь обработанный анализ прошедшего периода. В своей работе мы очень внимательно относимся к лозунгу: кто владеет информацией, тот владеет результатом. Я бы подчеркнул эту особенность в деятельности отделения ПФР.

Краевая база данных пополняется автоматически. Еженедельно из районов идет систематизация информационных запросов к ней. Вдобавок к имеющимся сервисным программам разрабатываются новые. В том числе и по оценке эффективности работы уполномоченных, районов края и в целом региона.

Зачем это нужно? Мы считаем, что есть дополнительные резервы сбора средств. В их числе внедрение персонифицированного учета. Рыночные условия развиваются и механизм пенсионной системы - тоже. Я бы объяснил это проще: сотрудники обязаны чувствовать личную ответственность за пополнение пенсионного бюджета. Рядовой россиянин должен убедиться, что Фонд - залог его благополучия.

Еще один резерв, о котором я говорил, - укрепление связей с предприятиями. Как бы ни хоронили отечественную экономику - предприятия работают. Крупные компании края - основные плательщики страховых взносов. Повторюсь: не нужно думать, что Пенсионный фонд приходит к ним, забирает деньги и уходит, не оглядываясь. Наша задача - чтобы и завтра, и послезавтра плательщики взносов получали доходы, были платежеспособны. Одна из таких возможностей - размещение заказов на оборудование в регионе, а не на стороне. Например, РАО «Норильский никель» все большую часть заказов на оборудование размещает в крае. РАО «Норильский никель» - самый крупный плательщик взносов в фонд в крае. Практика такого взаимодействия внедряется, в частности, при активном участии Красноярского отделения Пенсионного фонда.

- Теперь, когда мы узнали о структуре и методах работы, самое время пояснить, как выполняются задачи, которые стоят перед Фондом.

- Важная инициатива Фонда - активное участие в финансировании социальных программ. За годы нашего существования на эти цели было выделено свыше 30 миллиардов неденоминированных рублей. Целевую материальную помощь получали пенсионеры, инвалиды, одинокие и престарелые малообеспеченные люди. Уверен, что это существенно снизило социальную напряженность в крае.

Назову конкретную программу - помощь 24-м домам-интернатам для престарелых. На эти цели Фондом выделено 68 миллионов рублей. Будет приобретена мебель, отремонтированы помещения, куплены холодильники, телевизоры. Одним словом, делается все, чтобы пенсионеры чувствовали себя уютней. На эту сумму уменьшатся долги предприятий края, участвующих в данной программе, перед отделением ПФР.

Недавно прошел День пожилого человека. Фонд выделил на его проведение больше двух миллионов рублей.

Я уверен, что приведенные цифры, как ничто другое, ярко и доходчиво рассказывают о значимости Пенсионного фонда, о его конкретной работе. Любой россиянин, а в данном случае сибиряк-красноярец, должен не только понимать задачи, которые поставлены государством перед Фондом, но и быть уверенным, что их выполнение - это залог его благополучия, экономического процветания российского общества в целом.

- Насколько, на ваш взгляд, существенной является работа с кадрами с точки зрения выполняемых функций?

- Зависимость между повышением квалификации сотрудников, развитием положительной творческой мотивации к труду, совершенствованием работы аппарата Отделения и результатами труда почти прямая.

В этом направлении в Отделении практикуется следующее:

- систематически организуется анкетирование уполномоченных;

- проводится по определенному графику тестирование знаний специалистов Отделения и главных уполномоченных, уполномоченных по вопросам нормативной базы и практики. В данном эксперименте участвуют все отделы, включая бухгалтерию, экономический и другие;

- предусмотрено с целью формирования резерва и изучения состояния дел на местах в районах (обратный контроль за главными уполномоченными) ежемесячное выборочное собеседование уполномоченных с управляющим и его заместителями. Наиболее знающие и перспективные специалисты из районов привлекаются для одно-, двухнедельной стажировки в отделах Отделения, практикуется также обмен специалистами между районами;

- сотрудники, направляемые на учебу - семинары в Москву или другие города, с декабря 1998 года предварительно проходят учебу в Отделении и сдают своеобразный «зачет» управляющему или его заместителям на знание состояния дел в районах и накопленного опыта работы Отделения в целом. Руководители отделов обязательно за одну-две недели до поездки на совещания готовят доклады.

С сентября 1999 года началась аттестация сотрудников Отделения в форме своеобразного экзамена на знание нормативной базы и методов работы Отделения. Причем к аттестации необходимо было получить допуск путем выполнения задания каждому уполномоченному по «оздоровлению» одного-двух предприятий-должников, которое было доведено заранее в июне - июле 1999 года.

И постепенно сформировался стиль работы Отделения, когда специалисты овладели осознанным программированием формулы успеха и удачи.

- Ваши планы на будущее?

- В 2001 году видоизменяются задачи и функции, стоящие перед Отделением. Во-первых, с 16 января 2001 года текущие взносы в виде доли в едином социальном налоге будут собирать органы МНС. Поэтому первая задача - оказать нашим коллегам максимально возможную помощь, чтобы не было срывов в финансировании пенсий. Причем за счет внедрения в 1999 и 2000 годах еженедельного и ежемесячного прогноза доходов у нас сформировался устойчиво выполняющийся ежедневный график поступления платежей от конкретных юридических лиц. Думаю, что данный график станет серьезным подспорьем в части контроля поступления платежей.

Во втором квартале 2001 года начнется создание единой пенсионной службы (ЕПС) в крае - вначале в двух районах, а в третьем квартале - во всех районах края. Это серьезная работа, и очень важно правильно подготовить и наш коллектив. Для этого продолжим начатую в 2000 году работу по учебе руководителей и специалистов методам и приемам эффективного управления. Продолжим формирование руководителей, настроенных на конечный результат, а не на простое выполнение некоторых функций. Для повышения эффективности перейдем к внедрению системы ежедневной оценки труда специалистов, так как месячное и даже еженедельное подведение итогов работы недостаточно стимулирует к успешному выполнению функций. Завершим методику проведения аттестаций по принципу: «что ты должен делать и что сделал», а не как раньше - «что ты делаешь». Внедрим для руководителей среднего звена практику проведения еженедельных структурированных собеседований.

Мне кажется, следующий год станет для нас годом своеобразной управленческой революции, которая на Западе уже произошла. Пока сложилось достаточно упрощенное понимание существующей теории и практики управления. Но это предмет и тема очередной большой статьи.

- Спасибо за беседу.

- Всего доброго читателям.

Интервью взял Иван ЗИМИН

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: