Новосибирск 11.5 °C

«И зверей, как братьев наших меньших…»

28.09.2006 00:00:00

«Вера. Надежда. Любовь» — страница для верующих

В православии немало святых считаются покровителями животных

В следующую среду во всём мире будет отмечаться День защиты животных.

Казалось бы, какое отношение этот праздник имеет к духовной тематике, которой посвящена вечёрочная страница «Вера. Надежда. Любовь»? Оказывается, самое непосредственное. Взять хотя бы прочно вошедшее в обиход выражение «братья наши меньшие». Источником его является Евангелие, где приводятся слова Христа: «Так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Правда, здесь Иисус, призывая христиан к милосердию, Своими братьями меньшими назвал бедных, нуждающихся людей, но после известных есенинских строчек: «И зверей, как братьев наших меньших…» выражение это прочно закрепилось за животными. Сам же день праздника был выбран не случайно.

Грозный лев прислуживает святому Герасиму (арабская икона)

В тринадцатом столетии жил католический святой Франциск Ассизский — учредитель нищенствующего монашеского ордена францисканцев. Святой Франциск вошёл в историю не только как заступник страждущих и гонимых, но и как защитник животных от человеческой жестокости. После канонизации Франциска в католическом мире его стали считать покровителем животных, поэтому участники вышеупомянутого конгресса при выборе Дня защиты животных единодушно назвали 4 октября — день памяти святого Франциска Ассизского. В этот день во всех католических храмах будут совершаться торжественные мессы, а в некоторых местах зарождается традиция приводить в костёлы для благословения своих домашних питомцев, в основном кошек и собак.

Два года назад священник одного из храмов немецкого города Кёльн Вольфганг Кестерманн решил не только благословлять животных, но и совершать для них мессу. На первой службе присутствовало 150 человек со своими домашними питомцами: собаками, кошками, кроликами и ящерицами. Представить подобное в православном храме просто немыслимо, хотя и в православии существует немало святых, считающихся покровителями животных.

В течение столетий в православии постепенно складывалась традиция обращаться за помощью к определённому святому, когда возникают проблемы в тех или иных отраслях животноводства. Так считается, что святой Власий помогает скотоводам, святые Флор и Лавр — коневодам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу, святой Василий — свиноводам и т. д. Даже к Георгию Победоносцу обращаются сельчане для защиты своего скота от кражи и диких зверей. Практически всем животным, которые прижились рядом с человеком (за исключением кошек и собак), выбраны небесные покровители. Мало того, существует специальный «чин молитвенный во время губительного мора скотов». Испокон века при такой беде крестьяне приглашали батюшку «идеже скоты недужные суть», и священник, надев епитрахиль, совершал над болящей скотиной молебен, по окончании которого кропил святой водой самих животных и сено, используемое в качестве пищи скота.

Из жития христианских святых известно, что многие из них с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим». На иконах с житийными картинками преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского часто помещают диких зверей, которых святые кормили из своих рук, а на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног. Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному как домашнее животное в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва. В народном сознании прочно закрепилось — тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: «Праведник милует души скотов своих« (Притчи, глава 12, стих 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит человека и за его отношение к животным.

Такого же мнения и известный бразильский писатель Пауло Коэльо, в творчестве которого есть вот такая притча.

«Как-то раз шли по дороге человек, конь и собака. Когда проходили они мимо огромного дерева, попала в него молния и испепелила всех троих. Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конём и собакой (порой покойникам требуется некоторое время, чтобы осознать перемену своей участи). Дорога вела в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним — площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.

— Здравствуй. Как называется это прекрасное место?

— Это — рай.

— Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить.

— Можешь войти и пить, сколько захочешь.

— Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.

— Очень сожалею, — ответил страж. — Но животным сюда нельзя.

Путник огорчился, потому что жажда мучила его нестерпимо, но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошёл дальше. Долго шагали они вверх по склону и совсем выбились из сил, но вот, наконец, увидели некое поселение, обнесённое покосившейся деревянной оградой, а за ней — немощёную дорогу, с обеих сторон обсаженную деревьями. В тени одного из деревьев лежал какой-то человек.

— Здравствуй, — поздоровался путник. — Я, мой конь и моя собака умираем от жажды.

— Вон за теми камнями есть источник. Пейте вволю.

Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду.

Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить человека за оказанное гостеприимство.

— Приходите, всегда будем вам рады, — отвечал тот.

— А не скажешь ли, как называется это место?

— Рай.

— Рай? А страж у мраморного портала сказал нам, что рай — там.

— Нет, там не рай. Там — ад.

— Отчего же вы не запретите им называться чужим именем? — растерялся от неожиданности путник. — Эта ложь может вызвать страшную путаницу!

— Ничуть не бывало. На самом деле, они оказывают нам большую услугу. У них остаются все те, кто способен предать своих лучших друзей».

Наступила осень, практически все горожане завершили дачный сезон и вернулись к своим городским привычкам, одна из которых — чтение газет. Надеемся, что среди тех, кто прочтёт эту притчу и вспомнит, что он оставил на своём дачном участке свою кошку или собаку, немедленно отправится спасать своего брошенного четвероногого друга. Отправится, чтобы не закрыть себе дорогу к месту под названием рай.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: