Новосибирск 4 °C

ГИМНастические упражнения

30.09.2006 00:00:00

Календарная дата: завтра — День музыки

Уже в этом году наша область должна приобрести свой гимн. Если эксперты найдут достойное литературно-музыкальное произведение…

«Музыка гимна должна быть торжественного характера и рассчитана на исполнение с оркестром и хором, а музыкально-интонационный язык доступен для восприятия и воспроизведения», — советует начинающим авторам Положение об открытом конкурсе по созданию гимна Новосибирской области. В июне конкурс начался, а 1 сентября закончился приём проектов. И сегодня в архиве организаторов 55 музыкально-литературных — поди ж ты! — произведений, среди которых экспертная группа должна отыскать действительно произведения.

— Всякие тексты есть, — дипломатично ответил ответственный секретарь геральдической комиссии при администрации Новосибирской области Александр Кошелев на прямой, как стойка микрофона, вопрос: «Все ли присланные проекты заслуживают внимания?». И тут же попросил не задавать больше вопросов, предполагающих оценочные ответы: мол, права не имею. И поделился другой информацией, которая, как нам кажется, не менее интересна новосибирцам.

Что знают в Брянске о Сибири?

— Честно говоря, мы предполагали, что в конкурсе примут участие человек тридцать-сорок, но никак не более пятидесяти, — признался Александр Владимирович. — Некоторой неожиданностью оказалось и то, что примерно половина авторов живут не в Новосибирске, а в городах и районах области и даже за ее пределами. Есть проекты из Томска, Читы, даже Брянска и других городов. В чуть менее трети присланных проектов есть и стихи, и музыка. Большая часть — в рукописном виде, но были и присланные или принесенные на компакт-дисках и других носителях.

По правую руку от рабочего стола ответственного секретаря геральдической комиссии — стеллаж, полки которого сегодня заняты папками-регистраторами с вложенными мультифорами. В мультифорах — оригиналы проектов. На них — цифровой код (пароль, девиз). Настоящего имени эксперты не будут знать вплоть до оглашения своего окончательного вердикта.

Имена, место жительства и род занятия остаются тайной не за семью печатями, а в конверте, спрятанном в сейф. Тут процедура, упрощенно говоря, такова: полученный оргкомитетом проект получает код-девиз, который повторяется и на конверте с резюме автора (авторов), и на мультифоре с опусом. И далее эксперты начинают разбирать по полочкам проект не конкретного Ивана Ивановича Иванова, а номера из шести цифр.

Кстати, об авторах. Александр Владимирович согласился сообщить лишь то, что среди них есть и учителя, и медицинские работники, и профессиональные литераторы, и представители рабочих специальностей. А вот депутатов и чиновников, как ни странно, нет. Хотя всем ведь известно, что среди избранников народа немало балующихся стихосложением.

Найдётся ли и наш Клод Жозеф Руже де Лиль?

Разбираться с 55-ю гимнами придется экспертам. Они пока еще находятся в счастливом неведении о том, с чем конкретно им предстоит работать. Но нет сомнений, что разберутся.

Доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории, музыковед, член Союза композиторов России Яков Файн считает так:

— Строго регламентирующих правил написания музыки для гимна нет, хотя понятно, наверное, каждому — это должно быть нечто величественное, вызывающее душевный подъем. Понятно и то, что в музыке не должно быть ни намека на некую танцевальность или азарт. И еще я считаю, что музыка должна быть оригинальной: если предлагается уже существующая мелодия, то она будет ассоциироваться с чем-то прежним, привычным. Впрочем, исключения могут быть.

— Ожидаете ли вы, Яков Наумович, открытий на конкурсе?

— А почему нет? Клод Жозеф Руже де Лиль, написавший, как известно, «Военный гимн Рейнской армии, посвященный маршалу де Люкнеру», потом переименованный революционерами в «Марсельезу», по профессии был военный инженер. Однако она была утверждена в статусе государственного гимна Франции в 1887 году и даже непродолжительное время выполняла роль гимна в России, после Февральской революции 1917 года.

А поэтесса, член Союза писателей России Нелли Закусина его оптимизма не разделяет:

— Очень хочется наткнуться на маленькое чудо, но, думаю, это будет трудно. Конкурс конкурсом, но было бы лучше, наверное, сделать заказ профессионалам. У меня есть опыт работы в жюри подобных мероприятий, и могу представить, что нам предстоит читать: о мостах и фонтанах, широких проспектах и бескрайних просторах. Все это есть в любой области и в любом городе.

— Нелли Михайловна, чего, на ваш взгляд, не должно быть в тексте, претендующем на текст для гимна?

— Очень не хочется штампов, а хочется неожиданных, тонких, характерных только для Новосибирска черточек, штрихов. И чтобы не было в текстах сиюминутности, того, что не будет актуальным через год, два, даже десять лет.

«Чёрный бумер» положено слушать стоя

И Нелли Закусина, и Яков Файн были единодушны: текст и музыку нужно рассматривать как одно целое. А под какую же музыку нам предлагают вставать при звучании гимна области?

Есть участники конкурса, которые попробовали себя в качестве композиторов, а есть и такие, которые сделали специальные пометки на полях, указывающие на уже существующее музыкальное произведение. Гимн России — он же бывший гимн СССР — в первую очередь. Не забыты и «Варяг», и «Москва майская». Есть и «Боже, царя храни!» Алексея Львова, на что прямо указывает сам текст:

Боже, наш край храни.
Мирный, обильный.
Славься на радость,
на радость нам.
Царствуй, Новосибирск,
В сердце российском.
Боже, родную область храни!


И строки следующего проекта тоже недвусмысленно намекают, каким должно быть их музыкальное сопровождение:

От края до края Сибирь
золотая,
Раздолье в округе, просторы
полей.
Одна ты в России,
одна ты такая.
Тебя нет на свете,
родная, милей.
Славься, губерния, славься
в науке.
Славься, великий сибирской
народ…
И т. д. А эти слова явно навеяны «Москвой майской»:
Луч над Обью тихо в небе
тает.
На закате скрылся солнца
диск.
Посмотри, как радостно
сияет,
Весь в огнях, родной
Новосибирск.


Особо хочется остановиться на проекте, текст которого подразумевает совершенно иной песенный стиль. Читатель наверняка это уловит.

Новосибирск -
город победителей.
Новосибирск —
город орденоносный.
Новосибирск —
масштабный, большой.
Новосибирск —
город родной…
Это еще не все:
…Кто не успел наш город
посетить,
Мы в гости хотим
пригласить!


Это же — рэп! Согласны? И после приглашения, по замыслу автора (или авторов), должно, видимо, грянуть популярное сегодня: «Черный бумер, черный бумер! Стоп-сигнальные огни. Черный бумер, черный бумер, если можешь, догони»…

И это не единственный рэпер среди гимносочинителей. Не уступает ему в классе, например, следующий:

Новосибирский край,
сибирская столица.
Ты — край науки, ученых,
великих открытий,
Прославивших тебя со всей
страной.
Новосибирск, мы гордимся
тобой!
И далее:
… Мы верим в тебя, мы сделаем все для блага человека.
Ты — край надежд двадцать
первого века!


Окрылённые субъекты

Хочется надеяться, что следующая информация ещё более расширит представление о присланных на конкурс текстах.

Чаще всего в них упоминается Обь, а вместе с ней речные и даже морские просторы. Не забыты авторами и леса, поля и реки. Обязательно солнце или, на крайний случай, его лучи, а также сибирские морозы. Пожалуй, наиболее живописной тема климата предстала в таких строках:

Здесь климат сибирский,
особый на вкус.
Зимой морозно — за сорок.
А летом за тридцать —
по Цельсию плюс.


Еще о географии. Упоминают авторы не только Новосибирск, но и Кулунду, Барабинск. Из достопримечательностей столицы Сибири — тут Нелли Михайловна оказалась абсолютно права! — обязательно отмечаются мосты и фонтаны, широкие проспекты и парки. А первенство в этом свое-образном круизе по городу, бесспорно, должно быть отдано автору, сумевшему в одном стихотворении — подумать только! — перечислить Обское море, ОбьГЭС, ВАСХНИЛ, «речной вокзал и самый первый мост», вокзал Новосибирск-Главный, оперный театр, Центральный парк…

Социально-экономическое положение Новосибирска и области, как принято называть это в протоколах, тоже не спряталось от бдительности поэтов.

Здесь все: станки и самолеты,
Наука, трепетный балет.
А добродушнее народа,
Наверно, в целом мире нет.
Или:
Мы выплавляем прочные
металлы,
Растим хлеба и тучные
стада…


И из другого произведения:

…И покоряют небо самолеты,
Рожденные талантом
земляков.
Короче говоря:
Пришло время свободы.
Работают фабрики и заводы.


А коли так, то неудивительно, что в следующем проекте утверждается:

Новосибирск поразит (О, Господи! — Прим. авт.) хоть кого
Мощью своей богатырской!


Свобода пришла, мощь богатырская, небо покоряется — самое время глубоко вздохнуть и заняться творчеством. И вот:

Город сильных, знающих
людей,
В нем мечты и устремленья
наши,
Воплощенье дерзостных
идей…
И продолжим:
Мы пашем, и строим,
и движем науку…
И в конце концов:
Окрыленным субъектом
державы
Мы мечты претворяем
в дела…


Точка. Пока только в газетной публикации. А точку в конкурсе поставит экспертный совет. В него, помимо Нелли Закусиной и Якова Файна, входят кандидат философских наук, член Союза писателей России Анатолий Соколов; председатель Новосибирской писательской организации Союза писателей России Анатолий Шалин; доцент Новосибирской государственной консерватории, музыковед, член Союза композиторов России Юрий Шибанов; художественный руководитель и главный дирижер камерного хора Новосибирской государственной филармонии, профессор консерватории, народный артист РФ Игорь Юдин и председатель Сибирской организации Союза композиторов России Юрий Юкечев. По словам Александра Кошелева, первоначально предполагалось, что экспертная группа проведёт всю работу за сентябрь-октябрь, однако он не исключает, что сроки могут быть продлены: все-таки 55 проектов — это, как вы убедились, не шутка…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: