С середины 20-х годов прошлого столетия не только всю Сибирь, но и всю Россию захлестнула волна уличных беспорядков
Чаще всего, как известно, хулиганские действия совершаются на почве пьянства. Поэтому неудивительно, что в середине
«Нож в бок — простая шутка»

Хулиганство было всех мастей: от безобидного битья стекол до нанесения гражданам тяжких увечий. Часто избивали милиционеров, членов сельских Советов. Бывали случаи, когда хулиганы создавали
Пресса то и дело печатала сообщения о творимых безобразиях из разных уголков Сибири. В одной из газет уголовная хроника размещалась под рубрикой «Хулиганья рожа».
А в городском саду девушкам плевали в лицо, стегали прутьями по обнажённым рукам. Юноши усаживались друг другу на плечи и с гиканьем носились по саду, пугая прохожих.
Из Новосибирска сообщали,
Или такая заметка: «В Москве и Ленинграде хулиганы за последнее время «специализируются на памятниках. У нас в Новосибирске памятник только один, зато хулиганов много. И они от своих московских коллег решили не отставать. Больше всего испытывается крепость цемента — вокруг памятника валяются увесистые куски, отбитые с краёв цоколя, расселина в искусственной скале используется для гимнастических упражнений. Трещина также осыпается».
Были случаи, когда хулиганили всей семьей. Сильно отличалась в Новосибирске семья Сюзимовичей — отец, мать и дочь. И днём, и ночью они преследовали некую гражданку Касьянову. Неизвестно только, чем уж она им так «насолила». В ночь на 22 сентября они опрокинули в её дворе тесовую уборную. В этот же день бросили её трёхлетнего ребёнка в речку. А вечером вся семья ворвалась к ней в квартиру и устроила скандал.
Согласно статистике, только за I квартал 1926 года в Новосибирске задержали 162 хулигана и 265 по округу. За 9 месяцев 1926 года в Сибири было совершено 46 тыс. преступлений. Из них 25 тыс. — хулиганство.
«Уроды в комсомоле»
Пьянствовали и хулиганили не только беспартийная молодёжь, но и комсомольцы. В Новониколаевский окружком комсомола постоянно приходили «товарищеские письма» с жалобами на членов РКСМ. Имелось много фактов, когда вся комсомольская ячейка поголовно «гуляла». Естественно, за пьянством следовало хулиганство. «…В ячейке усиленно пьянствуют 12 человек и не пользуются авторитетом среди крестьян. В конце декабря вся ячейка участвовала на помочи, напившись, пьяными гонялись с вилами за беспартийной молодёжью». Или такое письмо: «Говорят — пьяницам нет места в комсомоле, а вот у нас секретарю есть место. Напьётся да с берданкой по улице ездит, а для чего, и сейчас мы не знаем». Не случайно комсомольцы говорили: «Пусть нам дадут такие жёлтые билеты, как у партийцев, и револьверы, то мы будем состоять в комсомоле, а если не дадут, то разойдёмся».
Очень часто пьяные комсомольцы ходили по улицам и били стёкла. Или что под руку попадётся — посуду, иконы, сырые яйца о голову попа.
Власти пьянству и хулиганству объявили войну. Бухарин говорил: «…пьянство, хулиганство должно, наконец, стать объектом решительной борьбы со стороны организованных частей пролетарского юношества». Рыков считал, что «подрастающее поколение должно быть трезвым».
В жалобах на комсомольцев часто фигурировали «факты болезненных явлений». Среди них большее место занимала половая распущенность. В Каргатском районе комсомольцы устраивали «очередя», в Новосибирске изнасиловали старуху, в Троицком районе комсомолец женился на вдовушке и «подвергал женщину пыткам, какие только могли прийти ему в голову. В Зачулымском районе парень поспорил, что осрамит девушку при всём честном народе: «Начал приставать к ней с предложением пойти «во тёмный лес». Ребята хохотали…
Ужас, царящий над городом
Вернее, над частью Новосибирска — районом кирпичного завода. Целый год хулиганы терроризировали рабочих завода, и никто на это не обращал внимания, пока в дело не вплелась политика. Началось всё с того, что зимой в заводской посёлок стали захаживать
Через некоторое время район кирпичного завода оказался на военном положении. С наступлением темноты жители боялись на улицу и носа высунуть. Около завода было много ям, в которых прятались хулиганы, ожидая свои жертвы. Они внезапно нападали на случайных прохожих, били их палками, камнями, а то и угрожали ножом. Шёл однажды организатор клубного музыкального кружка мимо рощи. Вдруг из засады выскочили молодцы и под угрозой «истребить» заставили играть до изнеможения.
Вот что рассказывали горожане:
— Район наш ужасный. Чуть стемнеет — выстрелы, «караул», матерщина. Время близится к вечеру, и на улице не встретишь ни живой души. Все боятся дверь открыть, не только по улице пройти. Так и знаешь, что за углом рассыпной цепочкой тебя караулят хулиганы.
— Хулиганы нас отпугивают. Мы не можем ходить ни на политчитки, ни на собрания,
Однажды налётчиков выгнали, отняв у них кинжалы и финки. Те пообещали отомстить. Через два дня заведующего клубом пырнули ножом, но тот успел отклониться, нож отодрал только карман. Вскоре на дороге к клубу нашли записку: «Громову, Богданову, Чупину, Кухтину осталось жизни до воскресенья 12 сентября». В субботу вечером состоялся спектакль. Жутко было в зрительном зале. Все ждали расправы. Пьяный отец Чупина умолял сына не играть на сцене. Тот не соглашался: «Погибну, а не струшу». Однако в клуб внезапно нагрянула милиция, и побоище пришлось отложить.
На вопрос корреспондента — «Зачем вы устраиваете такие безобразия?» — один из хулиганов ответил, что комсомольцы сами виноваты, в клуб их не пускают, сами лезут в драку. «Я бы разве кого тронул, меня не трогай», и тут же спросил:
— А ты не знаешь, где электрические фонари продаются?
— Зачем?
— Для ночной работы. Ночью их, сволочей, будем ловить. Мимо нас теперь шиш пройдешь. Изрежем.
Разгон демонстрации — начало борьбы с беспределом
Так бы и продолжался этот ужас неизвестно сколько времени, если бы не демонстрация.
Осенью 1926 года в Новосибирске праздновали Международный юношеский день. Молодёжь кирпичного завода решила принять участие в факельном шествии. Но тут подоспели хулиганы, и началась драка. Видевший всё это милиционер махнул рукой и удалился. Другой милиционер арестовал только одного участника драки. Но и его вскоре отпустили. Сами хулиганы уверяли, «что комсомольцев и не думали бить — они первые на нас полезли. Выпили мы три бутылки очищенной, потом полторы дюжины пива и пошли к своему знакомому. Про комсомольцев и мысли не было…»
Судебное заседание состоялось в Доме Ленина. Вход был свободный для всех желающих. На скамье подсудимых 11 человек, многим
«Систематические организации засад, побоищ, поножовщины, пьянки и матерщины в клубе нельзя оставить безнаказанными. Террор рабочего населения и разгон демонстрации — это не обычное хулиганство, — говорилось на суде. — Это организованная борьба».
Подсудимые отделались разными сроками наказания — от года до шести лет.
После этого судебного заседания в прессе появились статьи представителей судебных органов. Заместитель краевого прокурора Сибири пытался разобраться в случившемся.
Вопрос о борьбе с хулиганством рассматривался и на самом высоком уровне — в Москве — на совещании при НКВД начальников административных отделов крупных городов. Его участники предлагали: оскорбление милиционера должно караться как оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей; милиционер должен носить с собой холодное оружие в наиболее опасных по хулиганству местах; поднять вопрос о лучшей оплате милиционеров.
Что касается опасных хулиганов, то их хотели высылать «в отдалённые местности СССР». А в клубах, театрах запретить продажу спиртных напитков.
На голове — «капитанка», за голенищем — нож
Распространённые коллективные безобразия наблюдались и в начале
Они были, как правило, вооружены: за голенищем нож. Вечером и по ночам ходили с железной тростью, с цепями, с гирьками на крепком шнуре. Вражда была коллективная, улица на улицу и более крупные драки: те, которые жили в городе до линии, считались «городскими», а те, кто за железной дорогой, у улицы Свободы, звались «залинскими».
Схватки между этими партиями хулиганов, особенно вечером и в ночное время, были дикими, жестокими, со смертельным исходом или тяжкими увечьями.
Принцип начала драк был прост: если «городские» попадались за линией и их узнавали, «залинские бакланы» начинали драки, и наоборот. Жертв было много, ясного смысла вражды не было, да об этом и не толковали, а просто пускали в ход арсенал имевшегося у парней оружия, и все. Так что борьба была ещё вся впереди…