«Вера. Надежда. Любовь» страница для верующих
Ближайшая суббота в церковном календаре называется Димитриевской
Димитриевской эта родительская суббота названа в честь героя Куликовской битвы великого князя Димитрия. Из истории известно, что, подсчитав потери русского войска, великий князь ужаснулся и повелел отпеть каждого погибшего воина поимённо. Сколько времени занял обряд отпевания с зачитыванием тысяч имён, история умалчивает, но с тех пор Церковь установила специальный день поминовения русских воинов, сложивших свою жизнь на алтарь Отечества во время Куликовской битвы. Постепенно в Димитриевскую субботу стали поминать не только героев Куликовского сражения, но и всех православных воинов, погибших на поле брани, а затем и вообще всех усопших.
Церковь и ныне поминает героев Куликовской битвы |
Обычай совершать поминовение усопших именно в субботу (за исключением Радоницы и недавно введённого дня поминовения на 9 мая) связан с десятью заповедями, данными Богом Моисею во время сорокалетних скитаний иудейского народа по пустыне, четвёртая из которых требует шесть дней трудиться, а день седьмой субботу посвящать Богу. С тех пор религиозные евреи свято чтят субботу (шаббат), которая считается в их календаре седьмым днём, и пребывают в этот день в молитве и покое. Однако уже в первые дни после воскресения Христа Его ученики стали собираться на богослужения не в субботний день, а в следующий за ним, так как именно в первый день иудейского календаря воскрес Христос. С тех пор для христиан четвёртая заповедь стала относиться к воскресению. Субботе же в православном богослужебном календаре отведён день истинного покоя памяти наших упокоившихся близких. Известно также, что Христос после распятия на Кресте пребывал во гробе именно в субботу.
Помимо Димитриевской субботы «родительских дней» в церковном календаре ещё семь. В российском народе наиболее известны два: Радоница (во вторник второй недели после Пасхи) и Троицкая суббота (накануне праздника Троицы). Есть ещё одна поминальная суббота, хотя и не включённая в официальный церковный календарь, но чтимая в некоторых сибирских городах, в том числе и Новосибирске это Покровская суббота. Когда зародилась в Сибири традиция молиться об усопших накануне праздника Покрова Божией Матери, неизвестно, но у нас в Новосибирске её тщательно соблюдают.
Обилие поминальных дней в православной Церкви непосвящённых удивляет, но если внимательно вникнуть в обряд поминовения, то становится ясным, что молитвы за усопших это одно из основополагающих проявлений веры, а именно веры в то, что после физической телесной смерти душа продолжает жить. Интересно, что даже самые отъявленные атеисты трепетно относятся ко всему, что связано с поминовением их усопших близких: стараются отпеть, заказать сорокоуст, подать поминальную записку, поставить свечу. И пусть некоторые делают это ради сложившейся традиции и чтобы люди не осудили, но тем не менее зачатки веры в этом желании всё же проявляются.
Очень часто верующие люди удивляются: как это можно не верить в Бога? В то же время атеисты не менее искренне поражаются вере в нечто невидимое и неосязаемое и вообще, говорят они, поскольку с того света никто не возвращался, то и потустороннего мира не существует. Эти прямо противоположные взгляды верующих и неверующих напоминают диалог из притчи о двух младенцах.
«В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них верующий, другой неверующий.
Неверующий младенец: Неужели ты веришь в жизнь после родов?
Верующий младенец: Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует, а мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждёт потом.
Н. м.: Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может. Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?
В. м.: Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.
Н. м.: Какая ерунда! Невозможно самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. К сожалению, наша пуповина слишком коротка, и вообще, жизнь это одно большое страдание в темноте.
В. м.: Нет, нет! Я уверен, что жизнь после родов возможна. Всё будет просто немного
Н. м.: Но ведь оттуда ещё никто не возвращался!
В. м.: Да, не возвращался, и я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае мы увидим маму, которая позаботится о нас.
Н. м.: Маму? Наивный, ты веришь в маму? И где же она находится? Ты что, её видел?
В. м.: Она везде вокруг нас. Мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живём. Без неё мы просто не можем существовать.
Н. в.: Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому вполне очевидно, что её просто нет.
В. м.: Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда всё вокруг затихает, можно услышать, как она поёт, и почувствовать, как она гладит наш мир. Я твёрдо верю, что наша настоящая жизнь начнётся только после родов. И, думаю, что в этом скоро убедишься и ты».
Эта притча во многом отображает суть любой религии, в основу которой заложена вера в Творца и потусторонний мир, но православные толкователи обычно вносят небольшую поправку. Из притчи следует, что после родов оба младенца, и верующий, и неверующий, увидят свет, маму, и жизнь их потечёт по одному руслу, независимо от того, верили они в эту жизнь или нет. В принципе, так оно и есть, но вот алгоритм перехода в следующее состояние из жизни земной в жизнь небесную по православному учению будет несколько иным: новая небесная жизнь во многом зависит от того, несколько человек в неё верил и как в соответствии с этой верой жил.
Но как верующий младенец верит в добрую маму, так и православные верят в милостивого Бога, Который создал Церковь, чтобы она напоминала людям о той другой жизни, неизбежной для всех, независимо от того, верят они в неё или нет. А для тех, кто в эту жизнь уже перешёл, Церковь и установила поминальные родительские дни, чтобы живущие на земле позаботились об участи ушедших на небо.
Помня об этой своей миссии, тысячи россиян в Димитриевскую субботу отправятся в храмы помолиться о своих близких: