Новосибирск 0.5 °C

Чтобы не было мучительно больно за бесцельно опустошённый кошелёк…

10.11.2006 00:00:00

Что заставляет нас в супермаркете набивать корзинку ненужными товарами?

Почему мы покупаем?

В супермаркете — мы как дети

Психологи утверждают, что, приобретая новую вещь, человек снимает стресс. Регулярные походы в магазин или супермаркет являются для многих самым доступным способом сбросить с плеч усталость. Покупая, человек испытывает удовольствие, расслабляется. Да так, что сам не замечает, что берёт лишнее.

Между тем в любом магазине нет ничего случайного. Там всё приготовлено для того, чтобы, незаметно манипулируя сознанием покупателя, заставить его приобрести как можно больше. В результате действия всех этих механизмов семейному бюджету наносится убыток от 1 до 7 тысяч рублей ежемесячно.

Чаще всего совершают необдуманные покупки дети, подростки, а также взрослые, наиболее поддающиеся внушению рекламы. Хотя есть люди, для которых шопинг — это аддикция, зависимость. Для них покупка не важна, привлекает сам процесс. Но с ними пусть занимаются врачи и психотерапевты.

«Ловушки», которые подстерегают у прилавка

Покупатель должен знать про «ловушки», которые существуют в супермаркетах. Ведь именно они заставляют человека терять контроль и одновременно набивать корзинку не только необходимыми, но и ненужными товарами.

Первая ловушка подстерегает покупателя уже на входе в супермаркет: чистота, свежесть, приятная музыка — покупатель расслабляется. Специальное освещение, а также изобилие людей и продуктов вводит человека в состояние, похожее на транс. Идем дальше. Стены, окрашенные в светлые тона, создают иллюзию безмятежности, усыпляя бдительность покупателя. Музыкальное сопровождение в супермаркетах тоже не случайно: мелодии подобраны так, чтобы их ритм не превышал 60 ударов в минуту, — такой темп замедляет движение человека и надолго задерживает его в магазине, заставляя потратить больше. Расположение рядов с продуктами против часовой стрелки заставляет покупателя двигаться медленнее, чаще останавливаться у полок. Самые популярные и доступные товары (хлеб, молоко) находятся в разных концах магазина. Зачем? А чтобы покупатель, идя от одного к другому, провёл в магазине как можно больше времени. Бумажки с «волшебными» словами («новинка», «натуральный» и др.), приклеенные к ценникам, всегда приносят нужный эффект.

Специалист по рекламному стратегическому планированию, старший преподаватель Института рекламы и связей с общественностью Юрий Терентьев утверждает, что зачастую ценники в супермаркетах выделяются цветом не случайно. Покупатель привык воспринимать разноцветные бумажки как символ скидок, поэтому активно раскупает товары с яркими ценниками, хотя продукция идет по полной цене.

— Кроме того, часто товары выставляют по принципу ассоциативности, — рассказывает Юрий Викторович. — Рядом с молоком обычно кладут хлопья. Чипсы и сухарики — с пивом. А чай — с печеньем. Именно на импульсивную покупку рассчитаны «жвачки» и шоколадки около кассы, где человек задерживается в очереди. На импульсивном желании ребенка тоже играют и размещают сладости на нижних полках. Существуют специальные «западни» для покупателей. Одна из наиболее известных — «паровоз». На самое видное место выставляют популярный и необходимый продукт, например, хороший сыр, а вокруг него размещают взбитые сливки, десерты, воздушные муссы. Человек подходит к стеллажу за сыром, а возвращается домой с десертом. Разновидность этой модели — «замок». Его «стены» образовывают два самых разрекламированных товара, а внутри помещается дешевый, но далеко не самый необходимый продукт. Люди, соблазненные модным питьевым йогуртом, заодно берут и несколько глазированных сырков — все равно стоят копейки.

Но и это еще не все. Преподаватель кафедры «Психология и социальное управление» Сибирского университета потребительской кооперации, к.с.н., доцент, Софья Полунина, говорит, что самое интересное начинается при непринужденном общении покупателя и продавца.

— Чтобы покупатель ушел из магазина с покупкой, новосибирские продавцы знают немало секретов, — поделилась Софья Юрьевна. — Они используют манипулятивные техники, рассчитанные на то, что человек получает порцию информации, соглашается с ней, и тогда… «делай с ним что хочешь«. Один из приемов — »нога-в-дверях«: малыми порциями, уступками добиться от покупателя совершения большой покупки. Например, вы покупаете дорогую обувь, и вам тут же предлагают сопутствующий товар. Или вот пример. Моя знакомая решила купить стиральную машину в кредит, но продавцы уговорили купить более дорогую модель. Другая техника называется «прямо-в-лоб». Это когда вам предлагают сначала купить что-нибудь подороже, а затем — подешевле. Хороший пример — скидки: на ценнике крупными цифрами пишут старую цену, затем зачеркивают и рисуют новую. «Принцип дефицита» тоже весьма результативен. Скопление у прилавка народа действует как приманка. Когда товар у вас на глазах исчезает, то возникает желание купить именно его. Включается и фактор времени типа: «Только на этой неделе у нас 30% скидки».

Нечестные уловки

А есть «конкретные» обманки, уверен Юрий Терентьев. Вот, допустим, купились вы на такой лозунг: «Второй телевизор за ту же цену». А зря. Запомните, никто не будет сбывать товар ниже себестоимости! Или вот еще — на прилавках упаковка молока с «поздней» датой стоит рядом со свежим молоком. Использование в рекламе актеров, играющих врачей, и всякие распродажи — настоящие обманки. Хотя преподаватель кафедры психологии личности НГУ Михаил Близнюк утверждает другое:

— Мы очень часто покупаем вещи, ориентируясь на одни желания и отказывая в этот момент другим желаниям. Когда покупатель приносит домой некачественную вещь и через некоторое время понимает, что купил «не то», то первое, о чем он должен себя спросить: «Какое состояние было в момент покупки?» Какое настроение — такая покупка. На самом деле мы всегда покупаем то, что нужно. Просто настроение переменчиво. Серьезный производитель рекламы не будет открыто врать потребителю. А вот шутить он может. Сейчас рекламируют клей, который якобы легко «прилепит» вас к потолку. Клей, судя по всему, вполне неплохой, но если окажется, что он клеит ничуть не лучше, чем канцелярский, то тогда это будет ложь. Хотя в Америке покупатели махом бы подали на такую рекламу в суд, и потребовали компенсации за обман. Например, в США был такой рекламный ролик, в котором бритва легко брила наждачную бумагу. Потребители возмутились и выиграли суд, а производители рекламы — извинились. Задача рекламы — продавать, сделать так, чтобы продажи рекламируемой услуги или товара возросли. Тогда это честный способ брать деньги с заказчика.

Рецепт от лишних покупок

1 Никогда не ходите в продуктовый магазин голодным.

2 Перед путешествием в магазин стоит составить четкий список необходимых продуктов с наименованием нужных марок товара и его приблизительной стоимостью.

3 Не нужно брать в супермаркет кредитную карту и не надо спешить в магазин в день зарплаты. Наличных взять ровно столько, чтобы хватило для оплаты необходимых продуктов.

4 Сторониться шумных акций и каталогов со скидками.

5 Не проводить в супермаркете более 15–20 минут.

6 Не отключать критическое мышление, особенно чрезмерно эмоциональным людям. Если вы «приняли решение» и набрали полную корзину продуктов, не сопоставив с содержимым кошелька, то через «неудобно отказаться» смело оставляйте на «кассе» ненужный товар.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: