Что заставляет нас в супермаркете набивать корзинку ненужными товарами?
Почему мы покупаем?
Психологи утверждают, что, приобретая новую вещь, человек снимает стресс. Регулярные походы в магазин или супермаркет являются для многих самым доступным способом сбросить с плеч усталость. Покупая, человек испытывает удовольствие, расслабляется. Да так, что сам не замечает, что берёт лишнее.
Между тем в любом магазине нет ничего случайного. Там всё приготовлено для того, чтобы, незаметно манипулируя сознанием покупателя, заставить его приобрести как можно больше. В результате действия всех этих механизмов семейному бюджету наносится убыток от 1 до 7 тысяч рублей ежемесячно.
Чаще всего совершают необдуманные покупки дети, подростки, а также взрослые, наиболее поддающиеся внушению рекламы. Хотя есть люди, для которых шопинг это аддикция, зависимость. Для них покупка не важна, привлекает сам процесс. Но с ними пусть занимаются врачи и психотерапевты.
«Ловушки», которые подстерегают у прилавка
Покупатель должен знать про «ловушки», которые существуют в супермаркетах. Ведь именно они заставляют человека терять контроль и одновременно набивать корзинку не только необходимыми, но и ненужными товарами.
Первая ловушка подстерегает покупателя уже на входе в супермаркет: чистота, свежесть, приятная музыка покупатель расслабляется. Специальное освещение, а также изобилие людей и продуктов вводит человека в состояние, похожее на транс. Идем дальше. Стены, окрашенные в светлые тона, создают иллюзию безмятежности, усыпляя бдительность покупателя. Музыкальное сопровождение в супермаркетах тоже не случайно: мелодии подобраны так, чтобы их ритм не превышал 60 ударов в минуту, такой темп замедляет движение человека и надолго задерживает его в магазине, заставляя потратить больше. Расположение рядов с продуктами против часовой стрелки заставляет покупателя двигаться медленнее, чаще останавливаться у полок. Самые популярные и доступные товары (хлеб, молоко) находятся в разных концах магазина. Зачем? А чтобы покупатель, идя от одного к другому, провёл в магазине как можно больше времени. Бумажки с «волшебными» словами («новинка», «натуральный» и др.), приклеенные к ценникам, всегда приносят нужный эффект.
Специалист по рекламному стратегическому планированию, старший преподаватель Института рекламы и связей с общественностью Юрий Терентьев утверждает, что зачастую ценники в супермаркетах выделяются цветом не случайно. Покупатель привык воспринимать разноцветные бумажки как символ скидок, поэтому активно раскупает товары с яркими ценниками, хотя продукция идет по полной цене.
Кроме того, часто товары выставляют по принципу ассоциативности, рассказывает Юрий Викторович. Рядом с молоком обычно кладут хлопья. Чипсы и сухарики с пивом. А чай с печеньем. Именно на импульсивную покупку рассчитаны «жвачки» и шоколадки около кассы, где человек задерживается в очереди. На импульсивном желании ребенка тоже играют и размещают сладости на нижних полках. Существуют специальные «западни» для покупателей. Одна из наиболее известных «паровоз». На самое видное место выставляют популярный и необходимый продукт, например, хороший сыр, а вокруг него размещают взбитые сливки, десерты, воздушные муссы. Человек подходит к стеллажу за сыром, а возвращается домой с десертом. Разновидность этой модели «замок». Его «стены» образовывают два самых разрекламированных товара, а внутри помещается дешевый, но далеко не самый необходимый продукт. Люди, соблазненные модным питьевым йогуртом, заодно берут и несколько глазированных сырков все равно стоят копейки.
Но и это еще не все. Преподаватель кафедры «Психология и социальное управление» Сибирского университета потребительской кооперации, к.с.н., доцент, Софья Полунина, говорит, что самое интересное начинается при непринужденном общении покупателя и продавца.
Чтобы покупатель ушел из магазина с покупкой, новосибирские продавцы знают немало секретов, поделилась Софья Юрьевна. Они используют манипулятивные техники, рассчитанные на то, что человек получает порцию информации, соглашается с ней, и тогда
«делай с ним что хочешь«. Один из приемов
Нечестные уловки
А есть «конкретные» обманки, уверен Юрий Терентьев. Вот, допустим, купились вы на такой лозунг: «Второй телевизор за ту же цену». А зря. Запомните, никто не будет сбывать товар ниже себестоимости! Или вот еще на прилавках упаковка молока с «поздней» датой стоит рядом со свежим молоком. Использование в рекламе актеров, играющих врачей, и всякие распродажи настоящие обманки. Хотя преподаватель кафедры психологии личности НГУ Михаил Близнюк утверждает другое:
Мы очень часто покупаем вещи, ориентируясь на одни желания и отказывая в этот момент другим желаниям. Когда покупатель приносит домой некачественную вещь и через некоторое время понимает, что купил «не то», то первое, о чем он должен себя спросить: «Какое состояние было в момент покупки?» Какое настроение такая покупка. На самом деле мы всегда покупаем то, что нужно. Просто настроение переменчиво. Серьезный производитель рекламы не будет открыто врать потребителю. А вот шутить он может. Сейчас рекламируют клей, который якобы легко «прилепит» вас к потолку. Клей, судя по всему, вполне неплохой, но если окажется, что он клеит ничуть не лучше, чем канцелярский, то тогда это будет ложь. Хотя в Америке покупатели махом бы подали на такую рекламу в суд, и потребовали компенсации за обман. Например, в США был такой рекламный ролик, в котором бритва легко брила наждачную бумагу. Потребители возмутились и выиграли суд, а производители рекламы извинились. Задача рекламы продавать, сделать так, чтобы продажи рекламируемой услуги или товара возросли. Тогда это честный способ брать деньги с заказчика.
Рецепт от лишних покупок
1 Никогда не ходите в продуктовый магазин голодным.
2 Перед путешествием в магазин стоит составить четкий список необходимых продуктов с наименованием нужных марок товара и его приблизительной стоимостью.
3 Не нужно брать в супермаркет кредитную карту и не надо спешить в магазин в день зарплаты. Наличных взять ровно столько, чтобы хватило для оплаты необходимых продуктов.
4 Сторониться шумных акций и каталогов со скидками.
5 Не проводить в супермаркете более
6 Не отключать критическое мышление, особенно чрезмерно эмоциональным людям. Если вы «приняли решение» и набрали полную корзину продуктов, не сопоставив с содержимым кошелька, то через «неудобно отказаться» смело оставляйте на «кассе» ненужный товар.