Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Лучше капля в Обском море, чем ничего

20.12.2000
Не секрет - больше половины того, что ежедневно выходит, выезжает и выползает на маршруты Новосибирска, представляет собой подкрашенный и подваренный металлолом...Закупка абсолютно новых машин с заводского конвейера выглядит, прямо скажем, неординарным событием...

 Не секрет - больше половины того, что ежедневно выходит, выезжает и выползает на маршруты Новосибирска, представляет собой подкрашенный и подваренный металлолом. Естественным следствием наших реформ явилось то, что муниципальная власть лишилась финансовой возможности своевременно обновлять парк пассажирского транспорта. В советские времена существовала жесткая норма: прошел автобус 600-700 тысяч километров, и под автоген его: проще заменить на новый, чем ремонтировать. Сегодня же машины с таким пробегом ценятся почти, как новенькие - на безрыбье и карась осетриной кажется.

Есть, разумеется, города, которых не коснулась транспортная чума: само собой Москва, Казань (благодаря теплым отношениям президента Шаймиева с турецкими единоверцами, собирающими очень даже неплохие автобусы) и еще несколько точек областного значения на российской карте. Увы, Новосибирск не значится в их числе. Наши транспортные дела по меркам нынешнего отечества расцениваются как средней тоскливости: есть региональные центры, живущие в этом плане лучше, есть и хуже.

Летом, к примеру, довелось мне посетить Санкт-Петербург: после тамошнего транспорта наш раем кажется. Легендарные санкт-петербургские трамваи ходят сегодня чаще, чем при Петре I, но куда реже, чем в блокаду. Автобусы подвымерли, на троллейбусе после девяти вечера практически не уедешь, на «маршрутке» тоже. Ей-богу, уже после трех дней пребывания в городе на Неве появляется лютая зависть к Медному всаднику: как ни крути, а средство передвижения мужику гарантировано, да и овес нынче недорог.

Не так давно наши газеты радостно возвестили: пришел и на новосибирскую транспортную улицу праздник! Мэрией проведена торжественная закупка 30 штук автобусов и 10 экземпляров троллейбусов: хоть и капля в море необходимости, зато катайся - не хочу!

Галина Гриненко, водитель троллейбуса Дзержинского троллейбусного депо:

«Наше депо получило три новые красавицы-машины. Что самое главное, они действительно полностью новые - все заводское до последней железки. Работать на таких водителю - одно удовольствие».

Что ж, можно присоединиться к мнению водителя: здесь мэрия сработала на полновесную школьную «пятерку». Специалистам известно, что в последние годы обновление нашего троллейбусного парка в основном шло по запчастям: бралась старая начинка от отъездившей свое машины, на нее ставился новый кузов (то, что гниет и разрушается в городских условиях в первую очередь), и получившийся гибрид выходил на линию: с виду - блеск, а изнутри - тоска железная. Понятно, что такая процедура производилась не от хорошей финансовой жизни города и его бюджета, так что мы не бросаем в мэрию камни по сему поводу, а просто констатируем факт. И на этом фоне закупка абсолютно новых машин с заводского конвейера выглядит, прямо скажем, неординарным событием.

С трамваями понятно - ноль пишем, ноль в уме. Хорошо еще, что эти железные ящики на рельсах среди городского транспорта отличаются максимальной живучестью и долголетием. Отметим только, что последний трамвай мы закупили еще при советской власти, а первого российского с двуглавым орлом дождемся, похоже, не скоро.

А вот с автобусами дело выглядит не так однозначно. Арифметика вроде соблюдена: сколько закупили новых, столько же списали старых. Но не будем мешать божий, то бишь мэрский, дар с яичницей: закупаем мы пока что второсортные по меркам городских маршрутов ЛАЗы и ПАЗиковую мелочь, а списываем полновесные, хотя и древние, «Икарусы» и ЛиАЗы.

Впрочем, здесь мы упираемся в старую философскую проблему: что лучше - живая собака или дохлый лев?

Трудно винить мэрию за то, что она сделала ставку на собак, ибо денег на автобусных львов у нас нет и не предвидится. За «Икарус» нынче просят немалую валюту, которая по карману только мэру Лужкову. Ликинский автобусный завод приказал господину Гайдару долго жить еще на заре реформ: в итоге даром не нужный нашим транспортникам Гайдар пока что живее всех живых, а вот необходимейший завод сдох, как последний подзаборный бобик. Сегодня машины класса ЛиАЗа клепают кое-где в России полукустарным способом, но и цена на них соответствующе-кусающаяся: как на любое изделие народных промыслов.

Единственно выживший в экономической мясорубке последних девяти лет Павловский автобусный завод под Нижним Новгородом пока что обеспечивает пазиками всю страну: хоть и мелкая машина, клоп маршрутный, а брать приходится за отсутствием более крупных. Павловцы уже несколько раз анонсировали производство автобусов класса ЛиАЗа по собственному проекту, но всякий раз дело было за малым - в любой стране для нового производства нужны первоначальные капитальные вложения. А в России, сами знаете, как: на восстановление Чечни деньги есть и немеряно, а на поддержку и раскрутку отечественной промышленности нет ни рубля.

Вот и остается «нэзалэжный» Львовский автобусный, нехотя и понемногу сбывающий свою продукцию «сибирским москалям». Иным новосибирским водителям, оседлавшим это чудо братской техники, теперь впору спешно переходить на «украиньску мову» - именно на ней выполнены все таблички и инструкции в салоне автобусов, хотя даже в венгерских «Икарусах» все было на русском.

Впрочем, по большому счету язык - мелочь: не китайский в конце концов. Хуже другое. ЛАЗ - автобус в самый раз для городских маршрутов какого-нибудь районного Задрючинска, где нет ни толп на остановках, ни светофоров через каждые сто метров. С кустарным утеплением от умельцев из ПАТП он может сгодиться и на ближний «межгород» - скажем, от нашего автовокзала до Колывани или Борового. Для новосибирских же линий две его узенькие двери и быстро разбалтывающаяся при частых переключениях ручная коробка передач, мягко говоря, более чем хлипковаты.

Но выбора нет - покупаем, что можем, при этом радуясь, что за наш выеденный реформами и дефолтом рубль, вопреки опасениям классика, пока еще не дают в морду. Тем более что жизнь со времен классического монолога Жванецкого сильно изменилась: что раки, что автобусы, вчера были большие, но по пять, сегодня маленькие, но по пятьдесят.

Резонанс
Новости
77% сибиряков-автомобилистов помогают завести чужую заглохшую машину в морозный день. Но дающие «прикурить» владельцы авто рискуют вывести из строя электронные блоки управления (ЭБУ) из-за скачков напряжения. Каким моделям авто категорически противопоказано «прикуривать», выяснил корреспондент VN.ru. А также узнал способ, как обезопасить напичканую электроникой машину, если «прикурить» очень надо.  
«Очагом гласности» или «гнездом разврата» был клуб «Под интегралом» – споры не утихают полвека. Первый в СССР конкурс красоты и концерты запретных бардов в Академгородке принесли клубу молодых ученых громкую, но недолгую славу в хрущевскую оттепель. А его закрытие на пике славы добавляет романтики ярчайшей легенде эпохи строительства научного центра.
Установка автозапуска по датчику температуры экономит бензин по сравнению с автозапуском по таймеру и, по отзывам специалистов, срабатывает даже в самый лютый новосибирский мороз. Однако этот вариант хорош только тогда, когда оптимально выбрана температура запуска двигателя, а машина исправна и подготовлена к зиме.    
«Чудо-тачку» из кусков льда построил «Гараж 54» совместно со скульптором из Новосибирска. Сооружение было задумано таким образом, чтобы на нем было можно передвигаться. Вес конструкции составил около пяти тонн.
О случае выявленного мошенничества рассказали в Национальном медицинском исследовательском центре имени академика Мешалкина из Новосибирска. Аферисты, называясь семьей Боженко из Иркутской области, в мрачных подробностях описывают борьбу за жизнь своей «доченьки» и выпрашивают деньги. «На счету каждая копейка», — утверждают они.
Аналитики туристического рынка прогнозируют: отельеры  поднимут цены. Не исключено, что отменят льготы, которые ввели в августе 2016 года после снятия запрета на чартерные рейсы. Впрочем, как показывают промежуточные итоги зимнего сезона, сибиряков не пугают ни цены, ни смена климата.