Новосибирск 0 °C

Постятся духом, а не брюхом

22.12.2000 00:00:00

В чем истинный смысл поста?

 Идет вторая половина Рождественского поста. Еще немного времени - и относительно нестрогий пост завершится неделей строгого поста накануне праздника Рождества Христова. В последние годы все чаще возникают дискуссии о том, нужно ли во время длительных постов накладывать на себя требуемые уставом ограничения, особенно для христиан начинающих? Ведь воздержание в пище без должной духовной и физической подготовки может привести к элементарному подрыву своего здоровья. Если прибавить к этому суету современной жизни и отвратительную экологию, то опасения эти не беспочвенны.

Чтобы не нанести вред своему здоровью неумеренным постом, нужно помнить, что пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Опытные духовные наставники советуют приступать к соблюдению постов постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Затем шаг за шагом все больше приобщаться к правилам православной жизни. К сожалению, существует немало печальных примеров, когда человек неумеренным постом доводит себя до крайней степени истощения и не может уже должным образом молиться, так как тело его изнемогает и не в состоянии следовать за духом.

Исходя из таких рассуждений, отношение к посту и среди верующих, и среди тех, кто считает себя верующим, но пока только в душе, разное. Одни живут строго по уставу и особо не балуют ни себя, ни близких изысками кухни во время православного поста. Другие стараются, чтобы их близкие не почувствовали какого-либо ущерба в питании, и изобретательно готовят в течение всего поста всякую постную вкуснятину. Третьи же считают, что лучше съесть кусок мяса, чем пропадать полдня на кухне, выдумывая всяческие изысканные блюда, впадая в грех гортанобесия. Не все понимают, что пост физический без поста духовного не принесет для спасения души никакой пользы. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». (Святитель Иоанн Златоуст.)

Писатель Иван Шмелев в трогательных детских воспоминаниях красочно описывает уклад жизни дореволюционной православной России, в том числе и его особенностей во время длительных постов. Немало интересного можно найти и в очерках известного описателя нравов и быта старой Москвы Владимира Гиляровского. Жизнь в стране замирала. Театры хотя и не закрывались, но репертуар подбирался соответствующий. В квартирах интеллигенции задергивались шторки в книжных шкафах со светской литературой, чтобы ничто не отвлекало говеющих от молитвенного настроя. Ресторанные и трактирные меню состояли только из постной пищи. Правда, описания этих блюд вызывают у читающих обильное слюноотделение. Поститься наши предки умели с толком. Все-таки недаром в народе родилась вразумляющая пословица, что поститься нужно духом, а не брюхом. Действительно, если, к примеру, следовать советам книги «Домострой», перечень постных блюд в которой велик и разнообразен, то брюхо за время постов можно наесть неимоверное.

Но как же быть современному постящемуся, если цена таких традиционных постных продуктов, как рыба и грибы, далеко не каждому по карману? В последние годы на выручку приходят соевые продукты, содержащие значительное количество растительного белка. Однако как раз из-за этого обилия белка неумеренное потребление сои может вызвать определенные заболевания. Так что во всем нужна мера. Об этой мере постоянно напоминают и святые отцы церкви в своих наставлениях постящимся. Так, преподобный Кассиан Римлянин советовал: «Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения».

У святых отцов, как ни странно, советов не впадать в чрезмерный пост гораздо больше, чем призывов к строгому их соблюдению. Тот же преподобный Кассиан вразумляет: «Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действию, а от первого нельзя». Здесь преподобный подразумевает, что чрезмерно постящиеся довольно часто впадают по этому поводу в грех гордыни, избавиться от которого очень непросто.

На самом деле смысл поста - не заморить себя до полусмерти, а обуздать свои страсти, и умеренное питание при этом бороться со страстями помогает. Маленькие радости в виде привычки вкусно поесть - тоже наши страсти. И если человек, привыкший пить кофе с молоком, заменяет его во время поста молоком кокосовым, то это равносильно тому, что к посту он так и не приступил. Так же как и те, кто во время поста балует себя соевыми котлетами с мясным ароматизатором. Вроде бы и удовольствие получил, и пост не нарушил. В любом случае, по словам преподобного Паисия Величковского: «Каждому мера и внутренний учитель своя совесть».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: