Новосибирск 8.5 °C

Режиссёр должен уметь лавировать

10.03.2007 00:00:00

Сегодня в Новосибирском театре музыкальной комедии состоится бенефис главного режиссёра театра, заслуженного деятеля искусств России Элеоноры Титковой

Элеонора Титкова

Когда легендарный режиссер Большого театра Борис Покровский увидел в числе абитуриентов, мечтающих поступить в ГИТИС на курс «Режиссер музыкального театра», миловидную девушку, он очень удивился, даже пошутил: мол, дверью красавица ошиблась, ей, наверное, «в актрисы». Но девушка, у которой в кармане уже лежал обратный билет на поезд «Москва — Новосибирск», так уверенно продемонстрировала приемной комиссии все свои таланты, что набирающий курс Борис Покровский по окончании конкурсных просмотров воскликнул: «Если я первый раз в жизни возьму к себе на курс женщину — это будет что-то!» И ведь взял, причем ни разу за пять лет не пожалел о своем решении…

Четыре драмкружка и пианино

Девушкой, покорившей приемную комиссию во главе с легендарным Покровским, была студентка Новосибирского театрального училища Элеонора Титкова. Театром она грезила с детства, что, впрочем, неудивительно, ведь росла Элеонора в творческой семье. Папа — народный художник, мама — завлит Новосибирского оперного театра. Они старались не давить на дочь авторитетом, чтобы не отбить у нее желание заниматься искусством. Элеонора одновременно посещала четыре драматических кружка, где исполняла исключительно главные роли, и музыкальную школу по классу фортепиано. В общеобразовательной школе к творческому азарту девочки тоже относились с пониманием, разрешая в рабочем порядке исправлять «двойки». Впрочем, проблемы с отметками в школьном табеле Элеонора всегда воспринимала спокойно, потому что уже тогда решила: если не в актрисы, то хоть в полотеры.

Однако на пути к заветной мечте у нее было еще одно очень существенное препятствие — французское «р». Она отлично понимала, что на сцену с таким произношением, к сожалению, не пробиться, будь хоть семи пядей во лбу. И Элеонора пошла «в обход». Сначала она с отличием окончила музыкальную школу по классу фортепиано, затем музыкальное училище. Несколько лет преподавала в музыкальной школе, а потом в один прекрасный момент призналась маме: «Если я не поступлю в театральное училище, то просто умру».

Она поступила на курс «Актер музыкального театра». На третьем курсе студентка Титкова отличилась тем, что заменила на некоторое время руководителя курса Романа Короха, закончив за него постановку студенческого спектакля «Соломенная шляпка». «Тебе надо срочно ехать в ГИТИС, к Покровскому», — сказал режиссер после просмотра одной из репетиций. К стыду своему, Элеонора тогда не знала, кто такой «этот Покровский», но решила, что терять ей все равно нечего, а риск, как известно, благородное дело. И она поехала в Москву…

«Ничего не умеет, но все может»

Элеонора Ивановна признается, что годы учебы в мастерской Бориса Покровского навсегда остались самыми яркими страницами в ее творческой жизни. Борис Александрович был строгим и очень «острым на язык» педагогом, но студенты его обожали, причем каждый из них думал, что именно он его любимый ученик.

Однажды в институт приехали гости из Швеции, чтобы посмотреть студенческие работы. Они единогласно «положили глаз» на студентку Титкову и заявили Покровскому: «Вот эту девушку мы возьмем». На что Борис Александрович ответил исчерпывающе: «Не морочьте ей голову! Из нее получится отличный режиссер, а актрис и без Титковой хватает».

В своем дипломном спектакле «Обручение в монастыре» Элеонора Ивановна сама ставила сцены фехтования. За владение шпагой она, единственная девушка на курсе, имела оценку «отлично». Педагог по фехтованию тогда шутил: мол, ставлю Титковой «отлично» за то, что она ничего не умеет, но все может.

Летающий клавир

В 1969 году молодой режиссер Элеонора Титкова ставила в Чебоксарском театре оперы и балета спектакль «Риголетто». На первой же репетиции выяснилось, что у нее с главным дирижером театра существуют некоторые разночтения по поводу главного героя оперы. Режиссер активно настаивала на своей версии, дирижер придерживался традиционной трактовки образа. Дебаты кончились тем, что дирижер сгоряча швырнул в девушку попавшимся ему под руку клавиром. Пришлось Элеоноре на некоторое время встать за пульт оркестра и отбивать ритмический рисунок новыми туфельками на шпильке. Кстати, туфли через пару репетиций пришлось выбросить, а строптивый дирижер на премьере спектакля все-таки занял свое место за пультом.

После этого скандального случая Элеонора Ивановна получила письмо от своего педагога Бориса Покровского, в котором содержались ценные указания по поводу того, как следует вести себя женщине-режиссеру. «Ни один мужчина не допустит, чтобы женщина была умнее его, — писал Борис Александрович. — Надо уметь лавировать, всячески угождать дирижеру, в руках которого находится ваше детище — спектакль».

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку

Элеоноре Ивановне предлагали должность главного режиссера в Казани, но она вернулась в Новосибирск, где в то время подобных вакансий не было. Пришлось ей на время забыть о театре и пойти работать в Новосибирскую консерваторию на кафедру оперной подготовки и симфонического дирижирования. Надо заметить, что творческая группа на кафедре подобралась «звездная»: Арнольд Кац, Юлиан Факторович. Творческий процесс «бил ключом», но Элеонора Ивановна все время с легкой грустью смотрела в сторону театра.

В качестве приглашенного режиссера она поставила на сцене Новосибирской музкомедии спектакль «Тетка Чарлея». На премьеру, поддержать коллегу, пришел маэстро Кац. В антракте после первого действия Арнольд Михайлович крикнул за кулисы: «Эля, где ты там прячешься? Даже если второе действие фигня, ты уже победила!»

В 1982 году Элеонора Титкова стала главным режиссером Новосибирского театра музыкальной комедии. В эти годы под ее руководством были поставлены оперетты «Голландочка», «Марица», «Свадьба в Малиновке», «Неотразимый Сапрыкин». Кстати, оперетту Марка Самойлова «Неотразимый Сапрыкин» в постановке Титковой не хотели утверждать на художественном совете, потому что в ней содержался «наезд» на чиновников. Но, благодаря красноречию режиссера и поддержке коллег по творческому цеху, спектакль все-таки увидел свет рампы.

Так получилось, что в 1989 году Элеонора Титкова ушла из театра, чтобы через тринадцать лет вновь вернуться в свой родной дом. Говорят, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку, но директор и художественный руководитель театра Леонид Кипнис сказал Элеоноре Ивановне: «Возвращайтесь, ведь правила существуют, чтобы их нарушать». И она вернулась…

— Я обожаю жанр музыкальной комедии, — говорит Элеонора Ивановна. — За его динамичность и оптимизм. Спектакли, как дети, все любимые. Но про мою последнюю постановку, оперетту Кальмана «Сильва», я могу сказать — она самая любимая.

Элеонора Ивановна признается: она счастливый человек, потому что всю жизнь занимается любимым делом. Кстати, сейчас она нисколько не сожалеет, что в свое время не стала актрисой, говорит, на репетициях все равно приходится играть каждую роль.

Сегодня на бенефисе коллеги и друзья будут поздравлять Элеонору Титкову с 70-летием. Кстати, на днях виновница торжества получила поздравление из Москвы от руководителя Камерного музыкального театра и своего педагога Бориса Покровского, который недавно отметил 95-летний юбилей, с пожеланием дальнейших творческих успехов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: