Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Подранки нашего времени

22.01.2001
Наше общество очень враждебно относится к своим маленьким гражданам. Многие из них не выдерживают слишком долгого, почти постоянного, враждебного прессинга. У детей появляются депрессии. И чтобы спастись от неласковой действительности, подростки уходят в туман наркотического и алкогольного дурмана. Вытаскивать их оттуда очень сложно.

 «Счастье - это когда тебя понимают» - очень точно определил персонаж всем известного фильма советских времен «Доживем до понедельника». А если НЕ понимают? И даже более того - заранее считается, что ты неудачник и дурак. Это внушается так долго, что у тебя опускаются руки, и сам начинаешь верить: наверное, это так и есть. Зачем тогда предпринимать немыслимые усилия, чтобы доказать обратное?

«Детей у нас не любят...»

 Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что все вышесказанное касается детей спецшкол или двух-трех самых отпетых подростков какого-нибудь класса коррекции. Речь идет о большинстве детей и подростков в нынешнем российском обществе. Психолог, исполняющий обязанности директора центра социально-психологической адаптации подростков и молодежи «Пеликан» при администрации Кировского района Татьяна СТУКАЧЕВА говорит о том, что наше общество очень враждебно относится к своим маленьким гражданам. Многие из них не выдерживают слишком долгого, почти постоянного, враждебного прессинга. У детей появляются депрессии. И чтобы спастись от неласковой действительности, подростки уходят в туман наркотического и алкогольного дурмана.

Вытаскивать их оттуда очень сложно: надлом уже произошел. И человек, даже вырвавшись из трясины, может всю жизнь жить с этой душевной раной. Значит, начинать нужно гораздо раньше - лет в пять-семь. Именно в этом возрасте проявляется дезадаптация у детей, живущих в неблагополучной обстановке. Если говорить проще, таким термином психологи называют усиление тревожности, которая грозит срывами. Почему она появляется? От недостатка любви к маленькому человеку сначала со стороны самых близких людей - родителей. Малыш не чувствует себя защищенным и любимым. Скорее наоборот, он - обуза. И это ощущение - величайший стресс. Как утверждает Татьяна Стукачева, за рубежом после многочисленных исследований пришли к выводу, что, желанен он или нет, ребенок чувствует еще в утробе матери. И это ощущение на подсознательном уровне проносит через всю жизнь.

Безусловно, речь не идет о потакании ребенку во всем. Он должен научиться уважать окружающих людей. Но он так же точно должен знать, что ему всегда рады и его любят.

К сожалению, во многих семьях мы наблюдаем противоположную картину.

- Если пяти-семилетнего малыша не научить интересным играм, не приучить к спортивным занятиям, которыми бы он занимался увлеченно, получая радость, - считает психолог, - тогда после десяти лет у ребенка исчезнет мотивация к учебе. А к 13 годам, чтобы заполнить пустоту, бесцельное времяпрепровождение, такие дети идут на улицу. А там известно, что их ждут не интеллектуальные разговоры, а алкоголь, наркотики и, как следствие, - правонарушения.

Современная дошкольная и особенно школьная системы построены таким образом, что только усугубляют ситуацию. Когда три года назад центр открывался, он действительно задумывался как учреждение для оказания помощи лишь подросткам и молодым людям более старшего возраста. Но вместе с ними, совершенно неожиданно для сотрудников, стали приходить мамы, ведя за руку пяти-семилетних детишек. Разумеется, им не могли отказать в помощи. Плоды их совместного труда теперь уже видны. Ребятишки уверенно чувствуют себя в коллективе и знают, что они - хорошие, успешные дети. Но даже этим малышкам трудно в сегодняшней школе с ее жесткими требованиями и большой нагрузкой.

Центр работает со школьниками Затулинки, с подростками из техникумов Кировки и Первомайки, сотрудничает с педагогическим персоналом некоторых учебных заведений. И, конечно, в связи с этим накоплен большой опыт и сделаны определенные выводы, причем выводы нелицеприятные. К сожалению, в школах немало учителей, которым просто нельзя учить детей. Дело в том, что свои комплексы, связанные с неудавшейся карьерой, низкой зарплатой они вымещают на учениках. А школьные психологические службы, как правило, являются «карманными» и защищают не детей, а систему. Кстати, в цивилизованных странах психологические ассоциации независимы.

Без прав - значит, раб?!

 - Наши дети совершенно бесправны, - считает Татьяна Стукачева. - И это обстоятельство очень тяжело ими переживается. По последним данным московских психологов, 38 процентов детей подвергаются насилию, оскорблениям именно в стенах школы! А когда ребенку плохо, неуютно, страшно, блокируются все мыслительные процессы.

Интересно, что самые негуманные и даже жестокие по отношению к детям учебные заведения - это, как показывает жизнь, гимназии. По крайней мере, именно из гимназий приходят дети с самым высоким уровнем тревожности и тяжелой депрессией. Впрочем, это совсем не удивительно: рабочий день девятиклассников составляет около 15 часов. Не верите? 11-12 уроков в день - обязательные плюс дополнительные, но тоже обязательные. Плюс домашнее задание. Успеваемость в гимназиях тоже довольно низкая. Например, в гимназии N 7 среди пяти девятых классов наберется в общей сложности не более 30-ти хорошистов (не отличников!). А это лишь 20 процентов. Остальные что же - дураки? А может, такими их делает гимназическая система?

- Страшно то, что дети совершенно покорно признают: «я - дурак», - вздыхает психолог, - хорошо еще, что сейчас пошла на спад тенденция создания классов коррекции, о которых и сами дети, и учителя говорят - «дебилы». Нельзя на человека, а особенно на человека маленького, вешать ярлык! Это может исковеркать всю его жизнь!

Но работать психологам нужно, конечно же, вместе с педагогами. Там, где прислушиваются к советам и принимают новые методы обучения - игровые, там и результат не замедлит сказаться. Например, года два с половиной назад психологи пришли в класс, где были серьезные проблемы: дети относились друг к другу очень агрессивно. Сейчас все совсем по-другому. Но так бывает тогда, когда и учитель стремится к сотрудничеству с психологами.

Но вот пример другой - прямо противоположного толка. Учитель спровоцировал травлю (иначе и сказать нельзя) первоклассника(!). На приеме у психолога бедный ребенок, сильно заикаясь, рассказывал, что его не любит учительница. Сама учительница же не шла на контакт, и специалисту приходилось работать только с мальчиком. Через полгода наступило улучшение. По крайней мере, ребенок, отвечая на уроках, стал гораздо меньше заикаться, успокоился.

- А потом я его встретила на лавочке в парке, - рассказывает Татьяна Стукачева. - Он не мог вымолвить ни слова - так от нервных судорог сводило его лицо! Я сама чуть не заплакала. Мы долго сидели в обнимку в кабинете, и только потом я выяснила, что учительница подвергла мальчика общественной «порке» на родительском собрании. И самое обидное: мать позволила это сделать!

Судя по тому, сколько и с какими проблемами мамы или сами подростки обращаются в центр, ситуация в школе относительно прав ребенка оставляет желать лучшего. Интересен факт: дети, которые приходят на консультации к специалисту с конкретной проблемой, потом изъявляют желание посещать тренинги «Сам себе психолог», «Узнай себя», «Этика семейной жизни». Они начинают уже сами давать «профессиональные» советы сверстникам. Но самое главное то, что у подростков появляется уверенность в себе, своих силах, доброжелательность. Более того, они начинают смотреть на мир с юмором. А это так важно в нашей полосатой, сложной и прекрасной жизни.

Резонанс
Новости
Комиссия по реализации контрольно-надзорной реформы в Новосибирской области будет создана под непосредственным руководством врио губернатора Андрея Травникова. Об этом руководитель региона сообщил 15 декабря по итогам встречи с министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым в рамках его рабочей поездки в Новосибирскую область.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.