Новосибирск 6.6 °C

Виктор Толоконский: «Мы ничего не ждали — мы действовали»

31.10.2007 00:00:00

Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский выступил на очередной сессии областного Совета депутатов. Он говорил о том, что волнует сегодня всех жителей города и области. «ВН» публикует ту часть доклада губернатора, где он говорит о причинах роста цен на продовольственные товары и о принятых мерах по их стабилизации.

О причинах всплеска цен на продовольственные товары

Фото Сергея ПЕРМИНА

Понятно, что инфляция присутствовала на нашем рынке все эти годы, но с ростом уровня жизни, ростом денежных доходов населения цены на продовольственном рынке, особенно на основные продукты питания, стали расти быстрее, чем другие ценовые показатели. Связано это с тем, что предложение основных продовольственных товаров на рынок росло крайне медленно, оно существенно отставало от покупательского спроса. У нас прирост производства основных продуктов питания исчислялся в эти годы буквально единицами процентов, а спрос рос очень серьезно. Поэтому напряжение несоответствия спроса и предложения в этом году очень серьезно обострилось.

Вторая системная причина — это рост монополизации как в сфере перерабатывающей промышленности, так и в сферах оптовой и розничной торговли. Что тоже объяснимо: эти отрасли стали более привлекательными в инвестиционном отношении. Сюда пришел более организованный крупный капитал, и степень монополизации значительно возросла. Это произошло в переработке мясных и молочных продуктов, зернопродуктов, в оптовом торговом звене и даже розничной торговой сети. Мы теперь говорим «сети», а не «магазины», как это было всегда.

Ситуацию с ценами подогрел ряд субъективных факторов, которых, на мой взгляд, можно было избежать, не допустив здесь некоторых ошибок. Первое, о чем все время говорили аналитики, — о резком росте цен на импортное продовольствие. Цены на продовольствие в Европе, на других мировых рынках из-за сильных неурожаев действительно возросли в разы, и это уже не могло не повлиять на ввозимые в Россию импортные товары. Но если бы мы приняли своевременные меры по росту своего производства, тогда бы мы избежали такой зависимости.

О мерах по стабилизации цен на продовольственном рынке

В этом году уже действовал закон, принятый в конце 2006 года. Мы выделили 1 миллиард 300 миллионов на государственную поддержку сельхозпроизводства. В бюджет будущего года на эти цели заложено уже более полутора миллиардов рублей. Принимая закон, мы понимали управленческую и политическую задачу стимулирования роста сельскохозяйственного производства. Новый закон более качественный и совершенный, потому что формы господдержки стали активно стимулировать технологическое обновление сельхозпроизводства, рост производительности труда, что дает основание для снижения в перспективе издержек производства и себестоимости сельхозпродуктов.

Бюджетная поддержка в основном выделяется хозяйствам, которые приобретают новую технику и внедряют новую технологию. В последние годы сельхозпроизводители обычно покупали новой техники примерно на 400 миллионов рублей в год. В этом году такой техники куплено на сумму более трех миллиардов рублей, а последние месяцы года тоже будут временем активной покупки, потому что у хозяйств есть урожай, есть прибыль, есть ресурсы, есть оборотные средства. Новая техника во многом обеспечила и другой уровень урожайности, и другие затраты на производство единицы зерна, животноводческой продукции.

Мы с вами принимали решения по стимулированию личных подсобных хозяйств. Государственный национальный проект позволил сельским жителям взять большие кредиты. У нас в области такие кредиты взяты на сумму 1 миллиард 700 миллионов — на приобретение скота, техники. Мы создавали и расширяли систему закупа сельхозпродукции. В этом году впервые мы закупим у населения 60 тысяч тонн молока. Это молоко пополнит товарный рынок, увеличит товарный ресурс, тогда как раньше оно потреблялось исключительно внутри хозяйства.

Еще несколько лет назад сельские жители испытывали трудности с забоем и сдачей скота. Мы специально приняли программу, и сегодня в целом ряде районов построены небольшие мобильные, в основном для сдачи мяса населением, забойные пункты, которые тоже работают на стимулирование роста производства сельхозпродукции.

Создавались новые мощности, перерабатывающие сельхозпродукцию, что позволило в определенной мере избежать монополизации этой сферы. Так, достаточная конкуренция в мясопереработке позволила нам даже в этот период сохранять стабильные цены на эту группу товаров. Создаются дополнительные мощности по производству целого ряда другой продукции.

Мы старались не допустить монополизации торговой сети, не допустить управленческую и собственническую монополизацию торговых рынков. Поэтому старались как можно больше привлечь торговых сетей, не допускали выделения одной торговой сети большого количества мест для торговли.

Мы всегда принимали действенные меры социальной поддержки людей с низкими доходами. У нас есть особый закон о ветеранах Новосибирской области, и почти двести тысяч пожилых жителей области получают дополнительное право на льготы сверх утвержденных федеральным законодательством. Бюджет Новосибирской области тратит на эти цели большие средства.

У нас в области сформирована единственная в России система жилищных субсидий, согласно которой гражданам выделяются субсидии не с 22 процентов удельного веса расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе, а начиная с 6 процентов. Количество этих граждан, доля этих расходов в нашем бюджете — самая высокая во всей Российской Федерации.

Мы также единственный регион, который ввел все профессиональные льготы в сельской местности. Мы очень жестко ограничивали, контролировали рост тех тарифов и коммунальных нормативов, которые зависят от региональной или местной власти.

Хочу пояснить наши действия относительно обращения к гражданам, по возможной форме получения субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Такие обращения и заявления действительно были направлены, но больше никаких решений не принималось. Этот вопрос пока находится в стадии обсуждения. В 2008 году мы сохраним предоставление всех льгот по жилищно-коммунальным услугам в том виде, как они сейчас существуют. Мы намерены выделять людям полноценные деньги, чтобы они понимали, что им идет государственная социальная помощь, реально понимали ее размеры.

О том, что было сделано в октябре

Теперь о дополнительных мерах, которые были приняты непосредственно в октябре. Решение мы приняли 9 октября. Специально на этом акцентирую внимание, чтобы все понимали, что мы ничего не ждали. Поручение президента было получено 11 октября, а решение правительства было принято 16 октября. К этому времени мы уже приняли необходимые решения и начали реализовывать меры, направленные на регулирование потребительского рынка области. При этом хочу подчеркнуть, что действовали мы в рамках рыночного законодательства, избегая запретительных мер и громких административных решений. Мы стремились так повлиять на работу и производителей, и переработчиков, и торговцев, чтобы не допустить ухудшения ситуации на рынке потребительских товаров. Любой участник рынка прекращает деятельность, выводит капитал, если ему это направление деятельности становится невыгодным. Поэтому мы взвешиваем свои решения, учитываем как рыночную, так и социальную целесообразность. Первые результаты работы показывают, что такое совмещение вполне возможно.

С первого же дня ежедневно специальная группа управленцев работает над срочным повышением предложения продовольственных товаров на рынке. Мы добились увеличения производства хлеба и хлебобулочных изделий и предложения их на рынке. Увеличено производство молока — это было очень трудно сделать. Аграрники понимают, что осенью надои падают объективно, тем не менее за эти две недели удалось увеличить валовое производство молока на тысячу тонн. Этот миллион литров мы и дали на рынок. Мы увеличили производство мясопродуктов и колбасных изделий, увеличили поставку на рынок области рыбопродукции, ну и, конечно, воспользовались сезонной ситуацией и постарались максимально насытить рынок овощами и картофелем.

Не по всем видам продовольственных товаров нам удалось увеличить предложение, потому что целый ряд видов продукции у нас в области не производится, но и здесь мы не опускаем руки, а пытаемся создать новые производства. Так, сейчас активно занимаемся созданием новых мощностей по производству растительного масла, цена на которое особенно сильно возросла.

Мы централизованно стараемся помочь в кредитовании молокоперерабатывающих предприятий, чтобы было закуплено дополнительно сухое молоко для производства животного масла.

Второе большое направление наших действий — это расширение упрощенной уличной торговли продуктами питания. За счет этого мы снижаем издержки обращения, уходим от торговых надбавок и получаем другие ценовые показатели. Решением 9 октября был определен перечень продовольственных товаров, которые должны присутствовать на этих рынках. Мы стараемся, чтобы такие упрощенные торговые ярмарки работали в ежедневном режиме, а не только по выходным дням. Только в Новосибирске создано семьсот дополнительных торговых мест.

Цены там ниже по всем параметрам. Хлеб в больших магазинах и торговых сетях в среднем стоит 13 рублей, здесь — 10 рублей, яйцо в больших супермаркетах стоит 31 рубль за десяток, здесь на рынках — 21 рубль, капуста свежая в магазинах стоит 11 рублей за килограмм, на этих ярмарках — 5–6 рублей. То же самое по молочной продукции и по целому ряду других товаров. Мы одновременно стараемся создать дополнительную упрощенную торговую сеть для тех производителей, которые гарантируют низкие ценовые предложения.

Мэрия должна принять решение по размещению дополнительных торговых мест по продаже хлеба и хлебобулочных изделий на станциях метро и в других местах массового пребывания людей, заключить специальные ценовые соглашения с малыми пекарнями, с новым производителем хлеба, например, с «Хлебницей». Эта сеть имеет свое зерно, свое производство муки и за счет этого имеет возможность предложить ценовые параметры на хлеб, как минимум на 20 процентов ниже всех других производителей. Если учесть минимальные торговые надбавки, то цена будет в этих торговых местах существенно ниже.

Третье направление, которое, может, и менее рыночное, но мы находим и здесь аргументы рыночного характера, — соглашения, которые мы заключаем с производителями, переработчиками и торговыми сетями. В чем смысл этих соглашений? Производителей и переработчиков мы просим увеличить долю производства ассортимента продукции с объективно низкими ценами. Они не потеряют здесь особой рентабельности, но сконцентрируют ресурс, сырье на более дешевом ассортименте. Быстро продадут, получат быструю оборачиваемость средств и получат здесь вполне реальную выгоду. С торговыми сетями заключается соглашение, по которому торговая надбавка на товары первой необходимости не может превышать 10%. Сейчас она составляет в среднем 25%.

Результаты наших действий наглядно можно будет увидеть и на рынках, и в магазинах, и в торговых сетях. Я уверен, что ценники на большинство товаров первой необходимости в большую сторону меняться не будут, а по многим товарам изменятся в меньшую сторону.

Я еще раз хочу заверить, что мы со всей ответственностью подходим к этой работе. Мы не допустим никаких ухудшений положения граждан, связанных с этой ситуацией. И примем все необходимые решения, чтобы эффективно и социально ответственно регулировать потребительский рынок.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: