Новосибирск 9.3 °C

Покупатель, ты прав!

08.11.2007 00:00:00

Внесены существенные изменения в закон «о защите прав потребителей»

Популярный ныне потребительский кредит очень нередко вводит покупателя в шок, когда он, допустим, через полгода узнает, сколько ему придется переплачивать за товар. Теперь этому «неведению» положен конец. Покупателю в магазине обязаны сообщить не только о размере кредита, но и назвать «полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы».

Также поставлена точка в давнишних спорах о маркировке продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы. Теперь закон содержит обязательное к исполнению требование информировать покупателей, если, например, в консервированном зеленом горошке генно-измененных компонентов более девяти десятых процента. А уж покупать или нет — наша с вами проблема. Эти и иные весьма существенные новшества войдут в наш обиход с 12 декабря, когда вступят в действие изменения в закон «О защите прав потребителей» и во вторую часть Гражданского кодекса РФ.

Некоторые пояснения дала нашему корреспонденту заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Наталья Харченко.

— При нашей бедности почему-то магазины всегда заполнены. И особенный спрос на все расширяющийся ассортимент бытовой техники. А потом оказывается, что надо пороги обивать, чтобы доказать негодность товара. Что-то изменится с началом действия изменений в законе?

— Самое главное, что несет новый правовой акт, — это укрепление позиций граждан в спорах с продавцами и изготовителями товаров, со службами, предоставляющими услуги. Уточнены, конкретизированы многие моменты. Например, возьмем статью восемнадцатую — о правах потребителей, если после покупки в товаре обнаружены недостатки. Покупатель в таком случае может потребовать замены товара на аналогичный или другой модели с перерасчетом оплаты, соразмерного уменьшения его цены, безвозмездного устранения недостатков. Он может возвратить покупку и потребовать возврата денег. По технически сложным товарам эти требования можно предъявлять в течение пятнадцати дней с момента передачи товара покупателю. Раньше сроки вообще не были оговорены. Если же недостатки обнаружены в технически сложном товаре после пятнадцати дней, то заменить или вернуть деньги можно, например, в том случае, если выявлены существенные недостатки товара. Или если приходится сложное изделие не раз отправлять на гарантийный ремонт, потому что дефект проявляется неоднократно. По новым правилам срок нахождения в таком ремонте не должен превышать тридцати дней в течение года.

— Но гарантийные мастерские отговариваются тем, что у них нет той или иной детали. Что ее надо выписывать из-за границы, ведь сложная техника сейчас почти вся импортная.

— Ссылки на то, что нужная деталь долго идет с завода-изготовителя, приниматься не будут. Это даже отдельно оговорено в изменениях в статье двадцатой закона. Ведь как нередко бывает сейчас, например, с сотовыми телефонами, сроки их ремонта вообще никак не оговариваются. И телефоны держат в ремонте до трех месяцев, вроде нет деталей. По новым правилам время, необходимое для ремонта, должно быть установлено и записано. Если срок ремонта не определен в письменной форме, то недостатки должны устраняться незамедлительно, то есть «в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа». Так сказано в законе. И он не должен превышать сорок пять дней. В таком случае можно выдвигать требование о замене товара или возврате денег.

— Нередки случаи, когда приходится назначать экспертизу.

— В случае спора продавец, изготовитель, индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу за свой счет. Причем потребитель вправе присутствовать на экспертизе. И если не согласен с ее результатами, он может оспорить заключение в суде.

— Сейчас все больше развивается торговля по образцам и дистанционный способ продажи товаров, например, по Интернету. И довольно много жалоб, что людям доставляют совсем не то, что они заказывали.

— В связи с этим внесены изменения уже в Гражданский кодекс. Четко определено, что продажа по образцам — это обязательное знакомство с товаром в месте продажи. А дистанционный способ -это ознакомление с товаром не непосредственно, а по буклету, проспекту, фотоснимку, средствам связи, в частности, по Интернету. Это очень важно. Например, в случае с

БАДами — биологически активными добавками. Их нельзя продавать дистанционным способом, потому что человек не имеет возможности непосредственно с ними познакомиться. И полученный БАД может нанести вред здоровью. С чем нам приходится сталкиваться.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: