Внесены существенные изменения в закон «о защите прав потребителей»
Популярный ныне потребительский кредит очень нередко вводит покупателя в шок, когда он, допустим, через полгода узнает, сколько ему придется переплачивать за товар. Теперь этому «неведению» положен конец. Покупателю в магазине обязаны сообщить не только о размере кредита, но и назвать «полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы».
Также поставлена точка в давнишних спорах о маркировке продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы. Теперь закон содержит обязательное к исполнению требование информировать покупателей, если, например, в консервированном зеленом горошке
Некоторые пояснения дала нашему корреспонденту заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Наталья Харченко.
При нашей бедности
Самое главное, что несет новый правовой акт, это укрепление позиций граждан в спорах с продавцами и изготовителями товаров, со службами, предоставляющими услуги. Уточнены, конкретизированы многие моменты. Например, возьмем статью восемнадцатую о правах потребителей, если после покупки в товаре обнаружены недостатки. Покупатель в таком случае может потребовать замены товара на аналогичный или другой модели с перерасчетом оплаты, соразмерного уменьшения его цены, безвозмездного устранения недостатков. Он может возвратить покупку и потребовать возврата денег. По технически сложным товарам эти требования можно предъявлять в течение пятнадцати дней с момента передачи товара покупателю. Раньше сроки вообще не были оговорены. Если же недостатки обнаружены в технически сложном товаре после пятнадцати дней, то заменить или вернуть деньги можно, например, в том случае, если выявлены существенные недостатки товара. Или если приходится сложное изделие не раз отправлять на гарантийный ремонт, потому что дефект проявляется неоднократно. По новым правилам срок нахождения в таком ремонте не должен превышать тридцати дней в течение года.
Но гарантийные мастерские отговариваются тем, что у них нет той или иной детали. Что ее надо выписывать
Ссылки на то, что нужная деталь долго идет
Нередки случаи, когда приходится назначать экспертизу.
В случае спора продавец, изготовитель, индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу за свой счет. Причем потребитель вправе присутствовать на экспертизе. И если не согласен с ее результатами, он может оспорить заключение в суде.
Сейчас все больше развивается торговля по образцам и дистанционный способ продажи товаров, например, по Интернету. И довольно много жалоб, что людям доставляют совсем не то, что они заказывали.
В связи с этим внесены изменения уже в Гражданский кодекс. Четко определено, что продажа по образцам это обязательное знакомство с товаром в месте продажи. А дистанционный способ -это ознакомление с товаром не непосредственно, а по буклету, проспекту, фотоснимку, средствам связи, в частности, по Интернету. Это очень важно. Например, в случае с
БАДами биологически активными добавками. Их нельзя продавать дистанционным способом, потому что человек не имеет возможности непосредственно с ними познакомиться. И полученный БАД может нанести вред здоровью. С чем нам приходится сталкиваться.